Наши акции



Здравствуйте. Примите в дружную семью (67) Москва, встречаемся здесь! (28) здравствуйте! новичков принимаете? (228) Конфеты даем детям? (66)



Главная » Детские исследовательские проекты » Eстествознание

Научно-исследовательский проект "Исследование левополушарных и правополушарных типов людей"
Скачать (2.68Mb) 05.02.2016, 21:12
Автор: Чеснокова Анна Евгеньевна, ученица 4 "Б" класса МБОУ "Лицей" г. Протвино
Купряшина О.А.

Научно-исследовательский проект
"Исследование левополушарных и правополушарных типов людей"

Однажды я заметила, что девочка из нашего класса  пишет и рисует левой рукой. Тогда я задумалась, отличается ли она от нас, праворуких. Я решила этот вопрос исследовать. В ходе изучения литературы по этому вопросу, я узнала, что во всем «виноваты»  полушария головного мозга.

Проблема: как полушария головного мозга влияют на индивидуальность человека?

Гипотеза: в зависимости от преобладающей функции того или иного полушария каждый человек имеет свою индивидуальную особенность.

Цель: исследование левополушарных и правополушарных типов людей.

Задачи:
1. Изучить литературу по данной теме исследования.
2. Проанализировать интересы левополушарных и правополушарных.
3. Исследовать качество почерка левополушарных и правополушарных.
4. Исследовать качество рисунка левополушарных и правополушарных.
5.Проанализировать успеваемость левополушарных и правополушарных.

 
База исследования: МБОУ «Лицей» г. Протвино

Выборка детей: учащиеся 4 класса (10 лет).

Этапы исследования:
- изучение литературы;
- анкетирование;
- тестирование (тест на определение ведущей руки и ведущего глаза А.Р. Лурия);
- анализ литературы и полученных результатов.

При изучении литературы по данному вопросу у меня вызвала интерес работа М. Шохор-Троицкой  «Не переучивайте левшу!», которая раскрывает причины неуспешности  детей в школе, если при неправильном вмешательстве взрослых у детей возникают проблемы при обучении. Также о левшах рассказывается в книге А.В. Семенович «Эти невероятные левши: Практическое пособие для психологов и родителей».
В книге А.Л. Сиротюк «Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей» рассматриваются вопросы дифференцированного обучения детей в зависимости от типа их психических процессов. Приводятся диагностические методики и развивающие программы.

Особенности работы головного мозга
Оказывается, человеческий мозг состоит из двух полушарий: левого и правого. Каждое полушарие головного мозга регулирует противоположную половину тела. Так за праворукость «отвечает» левое полушарие, а за леворукость – правое полушарие.
Оба полушария  мозга взаимосвязаны, то есть работают слаженно и одновременно. Но при этом каждое полушарие выполняет определенную психическую  функцию: левое полушарие  отвечает за логическое мышление, а правое полушарие – за образное мышление.

Два типа людей: «художники» и «мыслители»
Русский физиолог Иван Петрович Павлов выделил два основных типа деятельности головного мозга - художественный (доминирует правое полушарие головного мозга) и мыслительный (доминирует левое полушарие головного мозга).
Между ними резкая разница. Одни - художники - захватывают действительность целиком, без всякого дробления. Другие - мыслители - именно дробят ее, делают из нее какой-то временный скелет, и затем только постепенно, как бы снова собирают ее части.
Правое полушарие дает нам возможность мечтать, фантазировать, сочинять различные истории, а также отвечает за способности к музыке и изобразительному искусству.
Обычно какое-то из полушарий у человека является доминирующим, что отражается на индивидуальных свойствах личности. Например, левополушарных людей больше тянет в науку, а правополушарных – в искусство.
И меня заинтересовал вопрос: сколько же среди моих одноклассников «художников» и «мыслителей», и чем они увлекаются.

Важность развития межполушарной связи
Маленький ребенок равномерно пользуется возможностями, которые заложены у него изначально в разных полушариях. Однако в процессе его  развития и обучения одно из полушарий начинает развиваться более активно. Например, в математических школах мало времени уделяется творчеству, а в художественных и музыкальных школах у детей почти не развивают логическое мышление.
Для успешной и активной жизни нужна слаженная работа обоих полушарий мозга. Это своеобразный ключик, позволяющий открыть дверцу, за которой спрятаны огромные потенциальные возможности человека.
Существуют специальные упражнения, направленные на развитие межполушарной связи. Программа «Гимнастика Мозга» была разработана в 1970-х годах американским доктором Полом Деннисоном в Центре группового учения для неуспевающих детей. За год обучения успеваемость детей повышалась в два раза.
Мы можем самостоятельно тренировать оба полушария мозга. Так, Леонардо да Винчи, регулярно тренировался и в совершенстве владел как правой рукой, так и левой. Он был не только творческим человеком, но и аналитиком, у которого было отлично развито логическое мышление, причем в абсолютно разных сферах деятельности.

Экспериментальная часть
Исследование правополушарных и левополушарных.
На первом этапе  мною был составлен опросник, выявляющий, чем любят заниматься учащиеся 4-го класса, какие школы дополнительного образования они посещают, а также данные об успеваемости за текущий год. Также они должны были написать конкретную фразу, чтобы оценить качество почерка, а также сделать рисунок на свободную тему для оценки художественных способностей.
На втором этапе эксперимента мною было проведено индивидуальное тестирование учащихся на доминирующее полушарие головного мозга. Для этого я использовала тест нейропсихолога Александра Романовича Лурия.

Все дети класса распределились на три категории (диаграмма 1):
1) правополушарные (доминирует правое полушарие) – 29 %;
2) левополушарные (доминирует левое полушарие) – 13 %
3) равнополушарные (левое и правое полушария одинаково развиты) – 58 %.

И получилось, что независимо от того, какой рукой пишет и рисует человек, у него развито то или иное полушарие. То есть у праворукого не всегда доминирует левое полушарие, как это выходило из теории, а у него может доминировать и правое или два полушария равномерно функционируют. Именно эту особенность я и стала исследовать. И получила следующие результаты.

Оказывается,
1) левополушарные учащиеся не посещают художественную школу, потому что им свойственно логическое мышление, а не образное;
2) по этой же причине левополушарные не любят заниматься рукоделием и стихотворчеством;
2) у левополушарных учащихся качество почерка значительно ниже, чем у правополушарных и равнополушарных; а хорошо и плохо рисующие учащиеся есть в каждой категории детей.
3) большинство детей, занимающихся танцами, пением, рисованием и коллекционированием, - это правополушарные и равнополушарные (это указывает на их образное, творческое мышление);
4) посещающих музыкальную и спортивную школы среди правополушарных и левополушарных приблизительно одинаковое количество – нотная грамота – это знаки, то есть то, что хорошо воспринимается левополушарными.
5) у левополушарных детей лучше результаты по английскому языку и окружающему миру, у правополушарных - по русскому языку и окружающему миру, а у равнополушарных - по всем предметам высокие результаты.

 

Категория: Eстествознание | Добавил: Весна
проект, полушария мозга, Научно-исследовательский, мозг
Просмотров: 794 | Загрузок: 78 | | Рейтинг: 4.0/2 |

0

Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:


Группа: Гости
Вход
  
Регистрация
  



Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Детский лагерь Орленок - dol-orlenok.ru


О зубах и стоматологах
Эпилепсия у ребенка: что необходимо знать родителям?
Больше, чем покупка одежды
Магнитный конструктор Mag-wisdom

На сайте всего: 121
Гостей: 120
Пользователей: 1
89898099132






© Детский развивающий портал "ПочемуЧка" 2008-2016
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54566 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.
Реклама на сайте
О нас
Ваши отзывы
Обратная связь
Партнеры
Полезные сайты

Создать сайт

"ПочемуЧка" в социальных сетях"
"Почемучка" в ОдноклассникахВ "Одноклассниках"
 
"ПочемуЧка" ВКонтактеВКонтакте
 
"ПочемуЧка" в ФейсбукВ Facebook
 
"ПочемуЧка" в Живом ЖурналеВ "Живом журнале"
 
ПочемуЧка в ТвиттереВ Твиттере
Наши партнеры:
КОНКУРСЫ!!!
Конкурсы "Мастерилкино"
Конкурсы "Любознайка"
Самарский школьный портал
Самарские школьники



Рейтинг@Mail.ru Самарский школьный портал