Наши акции



Борьба с болью в женские дни (21) Виды эректильной дисфункции (1) Секс и дети (37) Часто болеет ребенок. (6)



Главная » Детские исследовательские проекты » Eстествознание

Научно-исследовательский проект "Найдем чистый водоём"
Скачать (4.25Mb) 26.02.2016, 18:14
Автор: Бабина Алина, ученица 3Б класса МБОУ "Гимназия №5» г. Брянск
Черник Ольга Сергеевна
учитель начальных классов МБОУ "Гимназия №5» г. Брянска

Научно-исследовательский проект
"Найдем чистый водоём"

Я считаю себя путешественником, потому что моя семья очень часто посещает другие города, местности, края.  Как мне подсказывает сайт «Википедия», путешествие — это «передвижение по какой-либо территории или акватории с целью их изучения, а также с общеобразовательными, познавательными, спортивными и другими целями».

Мои родители во время поездок много рассказывают мне о природе тех мест, где мы бываем, о культуре и традициях проживающих там людей. Иногда я слышу от них, что в этой реке или озере мы купаться не будем, потому что грязная вода. Мне стало интересно, а как определить чистая вода в водоеме или нет, ведь это очень полезный навык для путешественника. Это стало проблемой моего будущего проекта.
В 2014 году мы побывали на Азовском море, в городе Волгограде, Челябинской области, в городе Москве. Все поездки были для меня познавательными, но для ответа на вопрос о чистоте воды, мы с родителями обращали особое внимание на встречающиеся нам водоемы. Так появился этот исследовательский проект.

Гипотеза: существуют доступные школьнику способы определения загрязненности водоёмов.

Цель моего проекта: изучение доступных школьнику способов определения загрязненности водоемов.

В соответствии с целью я определила несколько задач проекта:
изучить информацию о посещенных водоемах;
ознакомиться со способами определения загрязненности водоёма;
взять пробы из водоемов, познакомиться с местностью;
провести исследования и сделать выводы.

Этапы работы над проектом:
- сбор исходных материалов для исследования во время путешествий;
- изучение способов определения загрязненности водоема;
- проведение опытов по определению самого чистого водоема из имеющихся образцов и оформление выводов к ним;
- написание сказки-детектива и создание книги в стиле «скрапбукинг»;
- оформление проектной работы;
- создание презентации.

Методы исследования: сбор и анализ публикаций, материалов интернета по данной теме; сбор и исследование образцов воды.

Оборудование:
для сбора образцов – чистая пластиковая бутылка, фотоаппарат;
для проведения опытов – пробирки, пипетка, прозрачные стаканы, чашка для выпаривания, фильтровальная бумага, универсальная индикаторная бумага, соляная кислота, раствор марганцовки (перманганата калия), мыльный раствор;
для оформления книги – блокнот с листами из крафт-бумаги, фотографии, специально подготовленные информационные материалы на отдельных листочках, шнур, ножницы, клей, карандаши, фломастеры. 

Продукт проекта – это сказка-детектив «Дом для рыбки Поньо», оформленная в виде книги в стиле «скрапбукинг», компьютерная презентация.

Тема оказалась непростой и очень обширной, поэтому мы решили оформить результаты наших исследований в интересном для школьников начальных классов виде. В результате нам удалось сделать увлекательную научную сказку о поиске чистого водоёма в оригинальном оформлении.

Описание процесса исполнения
Тема моего проекта была определена совместно с родителями во время наших путешествий по России в 2014 году, так как я заинтересовалась, какой водоем можно назвать чистым и почему. Была определена цель проекта, круг вопросов для дальнейшего исследования.

Мы наметили план работы:
- во время путешествий собрать исходные материалы для исследования;
- по информации из интернета и книг изучить способы определения загрязненности водоёмов;
- провести опыты по определению самого чистого водоема из имеющихся образцов и оформить выводы к ним;
- написать сказку-детектив и создать книгу в стиле «скрапбукинг»;
- оформить проектную работу;
- создать презентацию.

Во время путешествия по России летом-осенью 2014 года  мы с родителями останавливалась возле некоторых водоёмов, осматривали их, набирали образцы воды в заранее подготовленные чистые бутылки, фотографировали. Все собранные образцы замораживали, чтобы вода не испортилась до момента проведения экспериментов. В результате мы получили образцы 8 водоемов:
- Азовского моря (набирали воду в селе Рожок недалеко от Таганрога);
- реки Волги (с набережной г.Волгограда);
- истока реки Дон (из ручья ниже родника в парке г.Новомосковска Тульской области);
- озёр Аракуль, Тургояк и Зюраткуль (на Южном Урале в Челябинской области);
-   реки Москвы (с набережной неподалеку от Киевского вокзала);
- реки Десна (набирали воду в Московском микрорайоне г.Брянска).

Далее, мы посетили библиотеки, воспользовались информацией из Интернета и получили некоторые сведения об этих водоёмах – где находятся, что их загрязняет, какие существуют проблемы. Кроме того, мы узнали, какие существуют способы определения чистоты воды в домашних условиях. Разобраться в этом трудном вопросе мне помог папа – Александр Павлович Бабин, который увлекается химией и является кандидатом технических наук.
Очень интересной частью работы над проектом были эксперименты. Мы проводили их дома со всеми образцами воды одновременно. Это было необходимо для того, чтобы сразу сравнить результаты. Тут мне тоже помогал папа – показывал как надо действовать, помогал разобраться в результатах опытов.
Потом мы приступили к оформлению результатов работы. Так как на уроках окружающего мира мы глубоко не изучали способы исследования чистоты водоёма, мы с родителями решили, что было бы неплохо оформить итоги экспериментов в занимательной форме. Так появилась сказка-детектив «Дом для рыбки Поньо», которая будет интересна и понятна моим ровесникам. Оформление работы в стиле «скрапбукинг» позволило продемонстрировать  творческие увлечения моей семьи.
Осенью 2015 года с моим учителем и родителями мы оформили исследовательскую работу и презентацию. Таким образом, работа над проектом заняла у нас 2 года.
На уроках окружающего мира мы изучали тему «Замечательное вещество – вода». Вода - это важнейшее вещество на нашей планете, которое нельзя заменить ничем другим. Она составляет большую часть любых организмов- растительных и животных. У человека на её долю приходится 70% массы тела. Вода является средой обитания многих организмов, определяет климат и изменения погоды, способствует очищению атмосферы от вредных веществ.
Мы узнали также о круговороте воды в природе, о том, что вода может находиться в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном. Мы изучали свойства воды. Проводя опыты в классе, мы выяснили, что чистая вода не имеет запаха и вкуса, прозрачна, практически несжимаема, растворяет одни вещества, но не растворяет другие.
В октябре наш класс участвовал в проведении Всероссийского урока «Вода России». Вместе с Капелькой мы путешествовали по игровому полю, выполняли задания в группах, пополняли свои знания о воде.
 
На этом уроке я узнала, что, к сожалению, запасы пресной воды на планете невелики, и в мире остро стоит проблема  загрязнения водоёмов. Чистая вода – это здоровье. А так как мы с родителями много путешествуем, для нас важно знать, какой водоём чистый, а какой уже загрязнён. Чтобы это узнать, мне нужно было овладеть способами определения загрязненности водоёмов. Так возник этот проект.

Восемь водоёмов
Путешествуя с семьёй по нашей стране, я посетила 8 водоёмов. Из рассказов родителей, экскурсоводов, читая энциклопедии, я узнала об этих местах много интересного.
Азовское море – это самое мелкое море в мире, находится на юге России. Оно считается малосоленым, а в северной части особенно. По этой причине море легко замерзает. Прозрачность вод Азовского моря низкая, так как на поверхности находится целебный ил и в море поступает большое количество мутных речных вод. Море сильно загрязнено отходами предприятий и портов г.Таганрога и г.Мариуполя, вдоль побережья много различных застроек.
 
Река Волга – находится  в Европейской части России. Она является одной из крупнейших рек на Земле и самой длинной в Европе. Прилегающая к Волге часть территории России называется Поволжьем. Длина реки составляет 3530 км. На Волге расположены четыре города-миллионера: Нижний Новгород, Казань, Самара, Волгоград. Устье Волги вошло в первую десятку мирового списка самых загрязненных береговых зон. В бассейне Волги сосредоточена примерно половина промышленного и сельскохозяйственного производства России.
 
Местонахождение истока реки Дон оказалось спорным. Существует три версии – историческая, научная и документальная. По исторической версии исток выходит из Иван-озера, оно было затоплено при строительстве Шатского водохранилища (это  север г.Новомосковска Тульской области). Научный – это ручей Урванка в том же г.Новомосковске. Документальный исток реки Дон находится в парке г.Новомосковска, где создан архитектурный комплекс «Исток Дона». Этот искусственно созданный источник вытекает из артезианской скважины. Есть версия, что эта скважина пересохла, поэтому исток Дона в парке г.Новомосковска берет свое начало из водопроводной сети.
 
Аракуль — озеро на территории Челябинской области. В переводе с башкирского означает «озеро между гор». Находится на севере Челябинской области, недалеко от города Верхний Уфалей и посёлка Вишнёвогорск. Площадь озера 3 км², средняя глубина — 5,3 м.  В озере бьет много родников, поэтому вода в нем холодная и летом прогревается медленно. Прозрачность воды достигает 6 метров. Дно озера песчано-каменистое, а ближе к центру становится илистым. Озеро является питьевым источником для близлежащих посёлков. Из-за живописных берегов к нему съезжается много туристов, поэтому существует проблема загрязнения берегов бытовыми отходами.
 
Тургояк — крупное пресное озеро в Челябинской области около города Миасса. Памятник природы. Основную роль в питании озера играют грунтовые воды. Площадь водной поверхности озера — 26,4 квадратных километра. Средняя глубина — 19,1 метра. Вода озера имеет высокую прозрачность, которая составляет от 10 до 17 метров. Тургояк — второе по прозрачности озеро России. Озеро содержит чистейшую природную воду, по качеству близкую к байкальской. Озеро уязвимо к воздействию на него жизнедеятельности города Миасса (загрязнение, отбор воды для водоснабжения). По наблюдениям учёных за период 1987—1997 годов качество воды ухудшилось, хрупкой экосистеме озера нанесён существенный урон. Более свежих исследований не проводилось, но за прошедшее время количество баз отдыха на озере лишь увеличилось.
 
Зюраткуль — водохранилище (ранее озеро) в Саткинском районе Челябинской области России. Находится на территории одноимённого национального парка. Один из самых высокогорных (724 м над уровнем моря) водоёмов Южного Урала. Водохранилище окружают горные хребты, покрытые тёмнохвойными лесами. Вода в озере чистая, пригодная для питья. В озеро впадают множество рек и ручьев с лугов и гор, поэтому вода имеет оттенок слегка чайного цвета. По составу не уступает байкальской. Донные отложения имеют целебные свойства. На озере найдено несколько стоянок древнего человека, найденные предметы обихода и орудия, находятся в музеях страны. Озеро лежит словно в  чаше, обрамленной  высокими горами и хребтами.
 
 
Москва (обычно Москва́-река́) — средняя река в Центральной России, в Московской области, Москве и, на небольшом протяжении, в Смоленской области, левый приток Оки.  Длина 502 км. Воды реки широко используются для водоснабжения города Москвы. Питание снеговое, грунтовое и дождевое. Качество воды в реке в пределах города Москвы и ниже по течению низкое, что частично обусловлено тем, что сточных вод больше, чем природных.
 
Десна — большая река, протекающая в Европейской части России и по территории Украины, левый приток Днепра, самый длинный из его притоков. Длина реки — 1130 км. Судоходна до Новгорода-Северского. Десна берёт исток из торфоболота Голубев Мох, близ Ельни. В верхнем течении берега реки низинные и болотистые, ниже Брянска правый берег повышается.  Десна считается одной из самых чистых рек Европы. До середины XX в. река вплоть до самого Брянска оставалась судоходной, но впоследствии основательно обмелела и ее транспортное значение сузилось. Сейчас Десна загрязняется сточными водами и деятельностью промышленных предприятий.
 
 
В самых экологически-чистых местах находятся озера Аракуль, Тургояк и Зюраткуль. Удаленность от крупных городов и труднодоступность спасает эти водоёмы от загрязнения.

 
Определение чистого водоема в домашних условиях
Когда я изучила информацию о посещенных мной водоёмах, я решила проверить, а какой же из них самый чистый.
Определение самого чистого водоёма, который мы с родителями  встретили во время путешествия, началось со сбора образцов воды. Для этого мы использовали небольшие чистые пластиковые бутылки. Все заборы воды мы сфотографировали.  Чтобы вода до проведения опытов не испортилась, мы замораживали её.

 



Категория: Eстествознание | Добавил: Весна
проект, загрязнения, озеро, вода, Научно-исследовательский, Чистая
Просмотров: 715 | Загрузок: 79 | Комментарии: 1| | Рейтинг: 5.0/1 |

0

Всего комментариев: 1
1 Вера Степановна (verihella)   (29.02.2016 09:02)
Очень кропотливая работа, содержательная. Благодаря помощи родителей и педагога большой труд оформлен в интересную и познавательную форму. Такие работы хорошо представлять одноклассникам в начале учебного года, чтобы разбудить детскую любознательность.

Имя *:
Email *:
Код *:


Группа: Гости
Вход
  
Регистрация
  



Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Детский лагерь Орленок - dol-orlenok.ru


О зубах и стоматологах
Эпилепсия у ребенка: что необходимо знать родителям?
Больше, чем покупка одежды
Магнитный конструктор Mag-wisdom

На сайте всего: 18
Гостей: 18
Пользователей: 0






© Детский развивающий портал "ПочемуЧка" 2008-2016
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54566 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.
Реклама на сайте
О нас
Ваши отзывы
Обратная связь
Партнеры
Полезные сайты

Создать сайт

"ПочемуЧка" в социальных сетях"
"Почемучка" в ОдноклассникахВ "Одноклассниках"
 
"ПочемуЧка" ВКонтактеВКонтакте
 
"ПочемуЧка" в ФейсбукВ Facebook
 
"ПочемуЧка" в Живом ЖурналеВ "Живом журнале"
 
ПочемуЧка в ТвиттереВ Твиттере
Наши партнеры:
КОНКУРСЫ!!!
Конкурсы "Мастерилкино"
Конкурсы "Любознайка"
Самарский школьный портал
Самарские школьники



Рейтинг@Mail.ru Самарский школьный портал