Ни дня без строчки
Отдыхаем всей семьёй
Курсы косметолога - востребованная профессия
Зонты Doppler: идеальный выбор для защиты от погоды

На сайте всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0


Главная » Детские исследовательские проекты » Eстествознание

Научно-исследовательский проект "Школьный портфель: его вес и здоровье детей"

Скачать (4.34 Mb) 16.03.2016, 11:18
Автор: Горбунова Нина, ученица 8 класса МБОУ "Шингаринская СОШ" пос. Силикатный
Сечева Ольга Юрьевна
учитель химии и биологии МБОУ "Шингаринская СОШ"

Научно-исследовательский проект "Школьный портфель: его вес и здоровье детей"

 

Самое ценное, что есть у человека, это жизнь, а самое ценное в его жизни – здоровье, за которое бороться всеми силами становится не только актуально, но и экономически необходимо. Термин «здоровье» невозможно сформулировать однозначно. В настоящее время насчитывается более 60 определений этого понятия. Но ни одно из них не может раскрыть его в полном объёме.
Фундамент здоровья человека закладывается в школе. Проведение комплексных мероприятий, направленных на охрану здоровья школьников, является всенародным делом. Школе принадлежит решающая роль в создании основы высокой санитарной культуры и здоровья всего подрастающего поколения и, в конечном счете, всех наших граждан. В системе мероприятий по воспитанию здоровой молодежи важнейшее место занимает целенаправленное гигиеническое обучение и воспитание школьников. Оно решает задачу расширения предоставления учащихся по вопросам охраны и укрепления здоровья, закаливание организма путем правильного гигиенического поведения, физического воспитания, задачи повышения ответственности за охрану своего здоровья и организации среды в школе и дома в соответствии требованиями гигиены.  
 
Почему мы выбрали эту тему
Здоровье – бесценный дар, который преподносит человеку природа.     Здоровье необходимо всем, а особенно детям.  Не секрет, что за последние годы в нашей стране резко возросла тенденция ухудшения здоровья детей. Растут всё более энергетически ослабленные поколения.  Школьникам, чтобы получить знания, приходится с ранних лет расплачиваться здоровьем: физические и эмоциональные перегрузки, недосыпание, загруженность уроками и внеклассной работой и ещё тяжелая ноша. Иначе школьный портфель, при всем уважении к школе и её функциям, просто не назовешь. Особенно это визуально заметно по ученикам начальных классов. Портфели, которые они каждый день несут на своих плечах, кажутся очень тяжёлыми. Ежедневные наблюдения и подтолкнули нас провести исследование по измерению веса портфелей наших школьников.   
 
Проблема: Поиск  и выявление вероятности превышения массы школьных портфелей учащихся школы,   относительно норм установленных Сан Пином и её  влияние на осанку школьников. 
 
Цель: Проведение взвешивания портфелей учащихся школы,  выявление превышения  их веса по отношению к гигиеническим нормам и его влияние на осанку школьников.    
 
 Задачи:

  1. Изучить значение формирования осанки в детском возрасте.   

  2. Показать, что одним из факторов, оказывающих отрицательное влияние  на осанку школьников, является излишний вес школьного  портфеля.

  3. Провести взвешивание школьных портфелей

  4. Сопоставить полученные результаты с нормами  Сан Пина.

  5. Провести мониторинг осанки учащихся школы и сделать вывод о её возможной зависимости от избыточного веса школьного портфеля.

                        
Объект изучения:  Учащиеся Шингаринской школы
 
Предмет изучения:  Вес школьного портфеля
 
Методы изучения: 
Теоретические:

  1. Изучение литературы по формированию осанки.

  2. Выявление вредного влияния избыточного  веса на осанку.                               

Эмпирические: 

  1. Проведение эксперимента 

  2. Статистическая обработка полученных результатов


Исследовательская работа и результаты, которые мы получили, дают объективную картину зависимости осанки учащихся от избыточного веса школьного портфеля. Особенно эта проблема затрагивает начальные классы. Наше исследование не было крупномасштабным , но даже степень изученности данной темы на уровне малых исследований, дала положительный результат. На наших глазах возрастал интерес к нашей работе  со стороны учащихся, классных руководителей и администрации школы. А мне, как автору этой работы,  особенно было приятно видеть, что безразличных почти не было, и что результаты, полученные нами не будут забыты. Они станут, пусть маленьким, но  шагом, на пути к укреплению своего здоровья.
 
Значение осанки и её влияние на здоровье школьника 
Одним из показателей здоровья человека является осанка, которая отражает не только физическое, но и психическое состояние человека. Осанка - это комплексное понятие о привычном положении тела непринужденно стоящего человека. Правильная осанка-красота и стройность, свидетельство хорошего здоровья и высокой активности человека.
Правильная осанка формируется в первые годы жизни. Но наиболее важный период – с 4 до 10 лет, когда быстро развиваются механизмы, обеспечивающие вертикальную позу.
Существует ряд общих  признаков, которые позволяют судить об осанке в целом с точки зрения физиологии.

При правильной осанке:

  • голова и туловище держатся прямо;
  • голова слегка приподнята;
  • плечи несколько отведены назад, грудная клетка развернута;
  • плечи находятся на одном уровне;
  • голова и позвоночник сзади составляют прямую вертикаль;
  • живот подобран;
  • в поясничной части имеется небольшой изгиб вперед;
  • при взгляде сбоку позвоночник имеет углубление в шейном и поясничном       отделах и выпуклость в грудном отделе;
  • ноги прямые,  бедра, колени, голени и пятки смыкаются  без особого   напряжения мышц; есть небольшие просветы  ниже коленей и над внутренними лодыжками;
  • внутренние части стоп не касаются пола. 


Нарушение любого из этих признаков свидетельствует о том, что осанка неправильная. 
Осанка – это язык тела, который свидетельствует о том, как ощущает себя человек по отношению к другим людям, к самому себе и своей жизни. Это часть индивидуальности личности и выражение ее внутренней позиции. Осанка может служить даже составляющей карьеры. Это визитная карточка человека, позволяющая безошибочно узнавать знакомого, не видя его лица.
 
Задачи осанки:

  1. Основная задача осанки – предохранение опорно-двигательной системы человека от перегрузок и травм за счет оптимального баланса мышц и выравнивания сегментов тела.
  2. Осанка выполняет утилитарную задачу. При оптимальном расположении частей тела осуществление сложных и простых движений не вызывает особенных проблем, поскольку амплитуда движений всех суставов при этом максимальна.
  3. Осанка является индикатором психических особенностей человека. Влияние осанки на процесс формирования личности человека научно доказано. Человек с хорошей, правильной осанкой обладает большей уверенностью в себе, и больше привлекает внимание окружающих.

                  
Формирование осанки происходит поэтапно:
1 этап - Маленькие дети осанкой, как таковой, еще не обладают – физиологические изгибы позвоночника у них отсутствуют, а вертикальная поза неустойчива. Но в процессе роста у ребенка начинает формироваться его двигательный стереотип, и первые элементы сегментального выравнивания появляются в младшем школьном возрасте. Однако у детей в возрасте 6-9 лет осанка еще неустойчива. У них часто определяется избыточный прогиб в поясничном отделе позвоночника, торчащие лопатки и выступающий живот. Для данного возраста такие признаки являются нормой.
 2 этап -  Самый важный период жизни для формирования осанки – это возраст от 8 до 17 лет. Даже малейшие отклонения в развитии осанки в данный период могут привести к деформациям конечностей и позвоночника. Именно в этом возрасте "закладываются" будущие патологии суставов и позвоночного столба. И в этом же возрасте мероприятия по воспитанию осанки будут наиболее эффективны.
3 этап - Устойчивую осанку человек обретает в старшем школьном возрасте. Окончательное формирование осанки совпадает с прекращением роста скелетных костей - т.е. примерно с 18 до 23 лет. С этим же периодом связано созревание нервной системы и формирование устойчивого двигательного стереотипа. В этом возрасте происходит окончательное образование изгибов позвоночника, свода стопы, выравнивание нижних конечностей.
Правильная осанка зависит не только от позвоночника, но и от мышечного корсета - группы мышц спины, груди, ягодиц, передней поверхности бедра, удерживающих позвоночник в правильном положении. 
Неправильная осанка оказывает большое влияние на состояние здоровья школьников. Её нарушение ухудшает работу органов дыхания, поскольку грудная клетка сдавлена. Все внутренние органы испытывают дискомфорт. Возникают проблемы с пищеварением, кровообращением, мочевыделением. Может наступить расстройство нервной деятельности, двигательного аппарата, появляются головные боли, повышается утомляемость, снижается аппетит.

Школьный портфель – одна из причин нарушения осанки школьников
Наиболее частой причиной возникновения нарушений осанки является либо слабость мышц туловища, либо неравномерность их развития. Ключ к хорошей осанке — мышцы. Мышцы спины, если они в порядке, поддерживают позвоночный столб сзади, мышцы живота помогают поддерживать его спереди.
Наиболее распространенные виды нарушения осанки - сутулость, вялая осанка, искривление позвоночника (сколиоз).  Нарушения осанки у школьника возникают уже в процессе самого обучения в школе и, если ничего не делать и оставить все как есть, то по ее окончанию в придачу к аттестату ребенок получит нарушение осанки.
Осанка обусловлена наследственностью, но на ее формирование в процессе роста у детей влияют многочисленные факторы внешней среды. Причины, которые могут привести к нарушениям осанки, многочисленны. Отрицательное влияние на формирование осанки оказывают неблагоприятные условия окружающей среды, социально-гигиенические факторы, в частности длительное пребывание ребенка в неправильном положении тела. 
В основе нарушений осанки часто лежит недостаточная двигательная активность детей (гиподинамия) или нерациональное увлечение однообразными физическими упражнениями, неправильное физическое воспитание. Неправ тот, кто думает, что красивая, правильная осанка дается человеку от природы. Ее нужно у себя воспитывать с детства. В детском возрасте позвоночник очень гибок и податлив. Если изо дня в день сидеть или ходить, согнувшись, держать одно плечо выше другого и т.п., позвоночник постепенно искривляется, и можно навсегда остаться кособоким и сутулым. У детей и подростков еще недостаточно развиты крупные мышцы спины. Если их не укреплять физическими упражнениями, то такими же слабыми они останутся и в старшем возрасте. Слабые мышцы не смогут удержать позвоночник в прямом положении, спина станет круглой, и человек будет сгорбленным. Существует прямая зависимость между формированием хорошей осанки и правильным физическим воспитанием, и двигательным режимом.
Кроме того, появление неправильной осанки связано с недостаточной чувствительностью рецепторов, определяющих вертикальное положение позвоночника или ослабленностью мышц, удерживающих это положение, с ограничением подвижности в суставах, акселерацией современных детей.   
Причиной нарушения осанки могут быть также нерациональная одежда, заболевания внутренних органов, ожирение, инфекционные болезни, плоскостопие, снижение зрения, слуха, а также нерациональный режим, неполноценное питание, недостаточная освещенность рабочего места, неверно подобранная мебель в школе и дома, неправильный выбор, и ношение портфеля,
а так же его вес.    Последняя причина нарушения осанки и стала целью нашего исследования.            Современный рынок предоставил ученикам  большой выбор школьных портфелей. Если родители учеников начальных классов, покупая портфель, обращают внимание на его тип, вес, размеры, то ученики среднего звена, а особенно старшеклассники при выборе учитывают только моду и если ещё качество. Вот и получается, что некоторые портфели пустые весят больше одного килограмма, не говоря уже о весе с учебными принадлежностями.   К выбору школьного портфеля  не стоит относиться слишком легкомысленно, уверяют врачи. И самым безопасным вариантом считается всё-таки ранец. Он должен быть сделан из гигиеничного водоотталкивающего легкого материала, снабжен эластичными лямками и светоотражателями, чтобы его юного владельца могли увидеть в темноте автомобилисты. Очень желательно, чтобы у ранца была твердая ортопедическая спинка. Но, пожалуй, самое главное требование — портфель должен быть легким и компактным.  
В Америке уже давно нашли выход из этого положения. Ученики имеют двойной ученический набор. Одним пользуются дома, другим в школе. Но, наверное,  там для родителей  с материальной точки зрения это не накладно.
Возможно, уже не за горами то время, когда дети будут ходить в школу вовсе не с портфелями. На Тайване уже создали 10-дюймовый планшетный ПК, который имеет массу чуть более килограмма. Компьютерная ассоциация  придумала электронные ранцы - мини-компьютеры.  В них входит все, чем ныне богаты школьники: учебники, тетради, дневники, ноты и т. д.   О намерении заменить учебники ноутбуками  заявили  власти и других стран.  В США, например, с ними работают старшеклассники, а в странах Европы, наоборот, начали с учеников начальных классов. Девиз такой политики – «Один ученик – один компьютер».
Мы в этом плане так далеко пока не продвинулись. Но уже и в России запустили проект "Школа информатизации", авторы которого мечтают перевести весь учебный процесс с учебников на компьютеры.   У каждой школы  и у многих учителей уже есть свои сайты,  есть электронный классный журнал и  дневник, так будем надеяться, что  появятся персональные чудо-ранцы или планшеты, для учителей и учеников.  А пока, придётся придерживаться гигиенических норм и требований при выборе школьного портфеля.
 
Методика исследования
Наше исследование мы проводили во всех классах нашей школы.
1. На первом этапе мы визуально определили типы школьных портфелей у всех наших учеников. И распределили их по четырём типам: ранец, рюкзак, портфель, сумка.
2. Далее определили вес учащихся и провели взвешивание школьных портфелей. Для того, чтобы узнать есть ли отклонения от нормы, полученные результаты мы сравнили с нормами Сан ПиН  ( 3. 03. 2011 ):
10.32. Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать:
для учащихся   
1 - 2-х классов - более 1,5 кг,         
3 - 4-х классов - более 2 кг,
5 - 6-х - более 2,5 кг,           
7 - 8-х - более 3,5 кг,                  
9 - 11-х - более 4,0 кг.
Затем нашли разницу между весом школьных портфелей и нормой в килограммах, и перевели полученные результаты в проценты.
 
3.  На следующем этапе мы провели тест по определению осанки школьников двумя способами:
а) для выявления сутулости сантиметровой лентой измеряли расстояние между самыми отдаленными точками левого и правого плеча, отступив на 3-5 см вниз от плечевого сустава, со стороны груди и со стороны спины. Первый результат разделили на второй. Если получалось число, близкое к единице или больше ее, значит, нарушений нет. Получение числа меньше единицы говорит о нарушении осанки.
б)  ставили учащихся спиной так, чтобы пятки, голени, таз и лопатки касались стены. Пробовали  между стенкой и поясницей просунуть кулак. Если он проходил – нарушение осанки есть. Если проходила только ладонь – осанка нормальная. 
Полученные результаты перевели в проценты по классам.                     





Категория: Eстествознание | Добавил: Весна
проект, сколиоз, осанка, правила, Научно-исследовательский
Просмотров: 3299 | Загрузок: 449 | | Рейтинг: 0.0/0 |

0

Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:





Группа: Гости
Вход
  
Регистрация
  



IX Всероссийский творческий конкурс "Весенний марафон"
IV Всероссийский творческий конкурс "Опять весна, опять цветы!"
X Всероссийский творческий конкурс "Таинственный космос"
V Всероссийский творческий конкурс "Земля. Природа. Будущее"
VI Всероссийский творческий конкурс "Цветы полей, лугов, садов..."
XI Всероссийский творческий конкурс "Моё любимое животное"
X Всероссийский творческий конкурс "Мир творчества"
XXI Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Педагогическое открытие"





© Детский развивающий портал "ПочемуЧка" 2008-2024
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54566 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).

Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
Электронный адрес редакции: info@pochemu4ka.ru
Телефон редакции: +79277797310

Информация на сайте обновлена: 27.04.2024


Реклама на сайте
О нас
Ваши отзывы
Обратная связь
Полезные сайты

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.
Оплачивая товары и услуги нашего сайта, Вы соглашаетесь с договором-oфертой.