Сам себе дизайнер (23) Гороскопы (8) Брат мужа (10) подскажите курсы (5)


Главная » Детские исследовательские проекты » Гуманитарные науки

Научно-исследовательский проект "Быт и нравы русского дворянства"
Скачать (241.7Kb) 22.08.2017, 15:53
Автор: Емельянов Александр, ученик 7 "Г" класса МБОУ "Гимназия №11" г. Бийск
Ларцева Ольга Валерьевна

Научно-исследовательский проект
"Быт и нравы русского дворянства"

Актуальность данного исследования в настоящее время обосновывается тем, что мы должны знать историю русского народа. Дворянство – неотъемлемая часть этой истории. Ярче нам понять особенности жизни, характера дворян может русская литература.

Объектом данного исследования является роман «Дубровский» А. С. Пушкина.

Предметом – особенности изображения быта и нравов русского дворянства.

Цель – рассмотреть особенности изображения быта и нравов русского дворянства.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть особенности изображений быта.

2. Рассмотреть особенности изображений нравов.

Практическая значимость данного исследования заключается в возможности использовать полученные результаты школе при изучении литературы или истории.

В заключении мы подводим итоги о проделанной нами исследовательской работе.

Изображение быта и нравов русского дворянства

в романе «Дубровский» А. С. Пушкина

Быт русского дворянства

Говорить о дворянстве и купечестве сложнее, чем о крестьянстве, в силу того обстоятельства, что среди этих сословий существовали собственные классы, и жизнь внутри каждого класса могла сильно отличаться от других. То, что считалось зазорным для представительниц дворянской элиты, было нормой для провинциальных мелкопоместных дворян, и наоборот. Тем не менее, было, конечно же, что-то общее.

Мы представляем себе жизнь русского дворянства по книгам классиков: балы, псовая охота, воспитание гувернёрами-иностранцами, военная служба, собрания и бесконечные приёмы гостей.

В произведениях А. С. Пушкина даётся изображение жизни провинциальных дворян.

Обратим внимание на роман «Дубровский», где представлена жизнь двух соседей-дворян Андрея Гавриловича Дубровского и Кирилы Петровича Троекурова.

Дом Троекурова постоянно полон гостями. Это подтверждают строчки: «Кирилла Петрович принимал знаки подобострастия как надлежащую дань; дом его всегда был полон гостями, готовыми тешить его барскую праздность, разделяя шумные, а иногда и буйные его увеселения». Но надо сказать, что такой образ жизни в большей степени вели придворные дворяне, а жизнь тех, кто занимал низшие ступени на иерархической лестнице дворянства, было не столь помпезным.

Дворяне любили развлекать себя псовой охотой. Не исключением были и богатый Троекуров, и бедный Дубровский. Вот как описывает А. С. Пушкин данное увлечение: «Накануне был отдан приказ псарям и стремянным быть готовыми к пяти часам утра. Палатка и кухня отправлены были вперед на место, где Кирила Петрович должен был обедать. Хозяин и гости пошли на псарный двор, где более пятисот гончих и борзых жили в довольстве и тепле, прославляя щедрость Кирила Петровича на своем собачьем языке. Тут же находился и лазарет для больных собак, под присмотром штаб-лекаря Тимошки, и отделение, где благородные суки ощенялись и кормили своих щенят. Кирила Петрович гордился сим прекрасным заведением и никогда не упускал случая похвастаться оным перед своими гостями, из коих каждый осмотривалего по крайней мере уже в двадцатый раз. Он расхаживал по псарне, окруженный своими гостями и сопровождаемый Тимошкой и главными псарями; останавливался пред некоторыми конурами, то расспрашивая о здоровии больных, то делая замечания более или менее строгие и справедливые, то подзывая к себе знакомых собак и ласково с ними разговаривая. Гости почитали обязанностию восхищаться псарнею Кирила Петровича. Один Дубровский молчал и хмурился. Он был горячий охотник. Его состояние позволяло ему держать только двух гончих и одну свору борзых; он не мог удержаться от некоторой зависти при виде сего великолепного заведения».

Обязанность мужчин – военная служба, защита своего государства. На военной службе были и Троекуров, и Дубровский-старший, и Дубровский-младший.

В романе сказано, что Дубровский-старший и Троекуров служили вместе. Вот как этот момент помогает А. С. Пушкину охарактеризовать героев и указать на их взаимоотношения: «Сей Дубровский, отставной поручик гвардии, был ему ближайшим соседом и владел семьюдесятью душами. Троекуров, надменный в сношениях с людьми самого высшего звания, уважал Дубровского, несмотря на его смиренное состояние. Некогда были они товарищами по службе, и Троекуров знал по опыту нетерпеливость и решительность его характера».

Военное образование получил и главный герой романа – Владимир Дубровский. Он «воспитывался в Кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию; отец не щадил ничего для приличного его содержания и молодой человек получал из дому более нежели должен был ожидать. Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти; играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем, и предвидя себе рано или поздно богатую невесту, мечту бедной молодости». В этом фрагменте мы видим, что А. С. Пушкин отмечает и ещё одну особенность военной молодёжи – жизнь за счёт родителей, игры в карты, растущие долги.

Дворяне особое внимание уделяли воспитанию и образованию своих детей. Дворяне приглашали в качестве учителей своим детям иностранцев. Домашнее образование было подготовкой к дальнейшей ступени получения знаний.

Об образовании своих детей заботится и Троекуров. А. С. Пушкин отмечает: «Кирила Петрович выписал из Москвы для своего маленького Саши француза-учителя, который и прибыл в Покровское». Для получения дальнейшего образования дворянский ребёнок отправлялся в учебное заведение, покидая родной дом в раннем возрасте: «Он [Владимир Дубровский] лишился матери с малолетства и, почти не зная отца своего, был привезен в Петербург на 8-м году своего возраста - со всем тем он романически был к нему привязан, и тем более любил семейственную жизнь, чем менее успел насладиться ее тихими радостями».

Домашнее образование получали не только мальчики, но и девочки. Правда, требования к молодым дворянкам были не такими строгими. Очень часто барышни постигали особенности жизни, читая французские романы. Примером такого воспитания является романтичная Маша Троекурова. Так о её воспитании пишет автор: «Огромная библиотека, составленная большею частию из сочинений французских писателей 18 века, была отдана в ее распоряжение. Отец ее, никогда не читавший ничего, кроме Совершенной Поварихи, не мог руководствовать ее в выборе книг, и Маша, естественным образом, перерыв сочинения всякого рода, остановилась на романах. Таким образом, совершила она свое воспитание, начатое некогда под руководством мамзель Мими».

В романе А. С. Пушкин даёт изображение жизни провинциальных дворян на примере двух семей: Троекуровых и Дубровских. Он показывает типичную жизнь дворянства того времени: домашнее воспитание гувернёрами и учителями-иностранцами, военная служба, увлечение дворянами псовой охотой, приёмы гостей.

Нравы русского дворянства

В своих произведениях А.С. Пушкин часто изображает широкие картины нравов русского дворянства.

В романе «Дубровский» А. С. Пушкин поднимает тему так называемого «барства дикого», ярким представителем которого является помещик Кирилла Петрович Троекуров. Самодурство, жестокость, отсутствие человеческих ценностей. Всё это доказывают изображенные Пушкиным сцены в романе: «Но лучшею шуткою почиталась у Кирила Петровича следующая. Прогладавшегося медведя запрут, бывало, в пустой комнате, привязав его веревкою за кольцо, ввинченное в стену. Веревка была длиною почти во всю комнату, так что один только противуположный угол мог быть безопасным от нападения страшного зверя. Приводили обыкновенно новичка к дверям этой комнаты, нечаянно вталкивали его к медведю, двери запирались, и несчастную жертву оставляли наедине с косматым пустынником. Бедный гость, с оборванной полою и до крови оцарапанный, скоро отыскивал безопасный угол, но принужден был иногда целых три часа стоять прижавшись к стене, и видеть, как разъяренный зверь в двух шагах от него ревел, прыгал, становился на дыбы, рвался и силился до него дотянуться. Таковы были благородные увеселения русского барина!»

В противовес представителям барства дикого, порочащим понятие дворянства, Пушкин изображает старинное дворянство в идеализированных образах Дубровских. Для них такие слова, как честь, достоинство, мораль, любовь и забота — не пустые звуки. Это ярко видно в эпизоде, показывающем чтение Владимиром родительской переписки: «Владимир отпер комоды и ящики, занялся разбором бумаг покойного. Они большею частию состояли из хозяйственных счетов и переписки по разным делам... Между ними попался ему пакет с надписью: письма моей жены. С сильным движением чувства, Владимир принялся за них: они писаны были во время Турецкого похода и были адресованы в армию из Кистеневки. Она описывала ему свою пустынную жизнь, хозяйственные занятия, с нежностию сетовала на разлуку и призывала его домой, в объятия доброй подруги, в одном из них она изъявляла ему свое беспокойство на счет здоровья маленького Владимира; в другом она радовалась его ранним способностям и предвидела для него счастливую и блестящую будущность. Владимир зачитался, и позабыл все на свете, погрузись душою в мир семейственного счастия, и не заметил, как прошло время, стенные часы пробили 11».

Из выше сказанного можно сделать вывод, что нравы дворянских семей и отдельных представителей этого сословия могут быть различны. Они отражают этические качества, духовные ценности. Читая описание поведения, чувств, переживаний членов семейства Дубровских, мы искренне начинаем их уважать. Мы видим в их лице дворянство, гордящееся своими заслугами перед государем и способное на искренние чувства. Взглянув на Троекурова, мы, напротив, увидим представителя дворянства, который не считается не с чьим мнением, может унизить и оскорбить, способен на предательство, как своего друга, так и государя.

Заключение

В романе «Дубровский» А. С. Пушкин изображает жизнь провинциальных дворян на примере двух семей: Троекуровых и Дубровских. Он показывает типичную жизнь дворянства того времени. Мы видим воспитание и образование дворянских детей. Сначала мальчики получают домашнее воспитание гувернёрами и учителями-иностранцами, затем покидают родительски дом и отправляются получать знания в учебном заведении. Воспитание и обучение девочек того времени ограничивалось домашним образованием. Обязательна для дворян была военная служба. После завершения службы дворяне увлекаются псовой охотой, устраивают приёмы гостей.

Вот такой быт дворянства описан А. С. Пушкиным. Но не только быт, но и нравы этого сословия представлены в романе «Дубровский».

Автор показывает, что нравы дворянских семей и отдельных представителей этого сословия могут быть различны. Они отражают этические качества, духовные ценности. Читая описание поведения, чувств, переживаний членов семейства Дубровских, мы искренне начинаем их уважать. Мы видим в их лице дворянство, гордящееся своими заслугами перед государем и способное на искренние чувства. Взглянув на Троекурова, мы, напротив, увидим представителя дворянства, который не считается не с чьим мнением, может унизить и оскорбить, способен на предательство, как своего друга, так и государя.

 
 
Категория: Гуманитарные науки | Добавил: Весна
проект, Литература, Научно-исследовательский, Пушкин
Просмотров: 331 | Загрузок: 28 | Комментарии: 1| | Рейтинг: 0.0/0 |

0

Всего комментариев: 1
1 Кузнецова Светлана Николаевна (cCveto4ka201080)   (15.10.2017 19:38)
Молодцы! И ребенок проанализировавший такое большое произведение и педагог научивший этому

Имя *:
Email *:
Код *:

 Все новости "ПочемуЧки" в наших рассылках! Будьте в курсе!





 Все новости "ПочемуЧки" в наших рассылках!


Группа: Гости
Вход
  
Регистрация
  



Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Детский лагерь Орленок - dol-orlenok.ru


Как поймать звезду?
О свадебных радостях
Детский массаж: польза, противопоказания и виды
О гармоничном развитии детей

На сайте всего: 76
Гостей: 75
Пользователей: 1
PavlovaTatiana






© Детский развивающий портал "ПочемуЧка" 2008-2017
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54566 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.
Реклама на сайте
О нас
Ваши отзывы
Обратная связь
Партнеры
Полезные сайты

Создать сайт

"ПочемуЧка" в социальных сетях"
"Почемучка" в ОдноклассникахВ "Одноклассниках"
 
"ПочемуЧка" ВКонтактеВКонтакте
 
"ПочемуЧка" в ФейсбукВ Facebook
 
"ПочемуЧка" в Живом ЖурналеВ "Живом журнале"
 
ПочемуЧка в ТвиттереВ Твиттере
Наши партнеры:
КОНКУРСЫ!!!
Конкурсы "Мастерилкино"
Конкурсы "Любознайка"
Самарский школьный портал



Рейтинг@Mail.ru Самарский школьный портал