Занимаемся дома (129) Мебель в интернете (15) Имя для доченьки (79) Автономная канализация (8)



Главная » Детские исследовательские проекты » Гуманитарные науки

Научно-исследовательский проект "Роль районной газеты в профессиональном самоопределении школьников"
Скачать (31.7Kb) 05.10.2017, 16:32
Автор: Ермолаева Юлия, ученица 10 класса ГБОУ СОШ "ОЦ" с. Кротовка
Иванова Ирина Павловна

Научно-исследовательский проект
"Роль районной газеты в профессиональном самоопределении школьников"

Я учусь в 9-ом классе, и теперь мне почти ежедневно приходится отвечать на вопрос, кем хочу стать, который задают родные, близкие, знакомые, соседи и др. Сама же я задумалась об этом давно и, честно говоря, своё решение неоднократно меняла (в общем-то, как и многие мои ровесники). Это и не удивительно: ведь на выбор профессии в разное время влияют разные причины. Наш выбор профессии может зависеть и от собственных интересов, и от желания родителей, и от мнения любимой подруги, и даже от моды, что подтверждают результаты анкетирования нашего класса.

Результаты анкетирования «Мотивы выбора профессии»

Мотивы

Сентябрь 2014 г.

( начало 7 класса)

Май 2015 г.

(окончание 7 класса)

Собственные увлечения, связанные с будущей профессией

33

36

Советы друзей

26

22

Советы родителей

21

19

Влияние СМИ

9

14

Случайные факторы (например, близость учебного заведения к дому)

11

9


Оказалось, что и о будущей профессии в 7 классе всерьёз мало кто задумывается. Это показал и опрос моих одноклассников.

Результаты анкетирования «Готов ли ты к выбору профессии?» учащихся нашего класса

Мотивы

Май 2015 г.

(7 класс)

Май 2016 г.

(8 класс)

Готовы к выбору профессии

11

54

Мало задумывается о будущей профессии

68

37

Пока не задумывался о будущей профессии

21

9

Обратите внимание, что и зависимость выбора от собственных увлечений, и количество ребят, готовых к выбору профессии, существенно увеличивается к концу 7-го класса. Мы связываем это с двумя важными факторами. Во-первых, в 7 классах в школе уже ведётся серьёзная работа по профориентации; во-вторых, в нашем классе эта работа строится на привлечении материалов районной газеты «Трудовая жизнь». На самом деле во время обучения в 7 классе мы провели несколько классных часов, на которых знакомились с профессиями своих земляков с помощью заочных бесед с ними, используя заметки, интервью и очерки районной газеты. Поэтому меня заинтересовало, каким образом районная газета воздействует на выбор профессии, и я поставила перед собой цель: показать влияние материалов газеты Кинель-Черкасского района «Трудовая жизнь» на повышение уровня готовности школьников к выбору профессии и на сам выбор, определить причины такого влияния. Для решения данной цели определила следующие задачи:

  • в течение года изучать номера газеты «Трудовая жизнь»;
  • анализировать заметки, посвящённые представителям различных профессий;
  • проанализировать тексты поздравлений с профессиональными праздниками, размещаемые в газете;
  • составить рейтинг востребованных профессий в Кинель-Черкасском районе на основании газетных объявлений.

Мы уверены, что тема «Роль районной газеты в профессиональном самоопределении школьников», выбранная нами для исследования, актуальна. Во-первых, вопрос о выборе подростками профессии всегда важен; во-вторых, думаем, газеты всех районов – богатый источник сведений о различных профессиях, особенно важных для определённых местностей, но, к сожалению, мало кем изучаемый и привлекаемый к профориентационной работе. Значит, раскрыть эти огромные возможности местных газет сейчас очень актуально.

Роль районной газеты в профессиональном самоопредлении школьников

Роль газеты в обществе
Газета, как одна из разновидностей СМИ, является продуктом массовой культуры, следовательно, имеет огромное влияние на человека. В немалой степени это связано с её функциями.
Информационная функция является важнейшей. Она состоит в получении и распространении сведений о наиболее важных для граждан и органов власти событиях. Добываемые и передаваемые масс-медиа сведения включают не только беспристрастное, фотографическое освещение тех или иных фактов, но и их комментирование и оценку.
Функция культурно-образовательная проявляется в сообщении гражданам знаний, позволяющих правильно ориентироваться в сложном и противо­речивом потоке информации; в пропаганде ценностей, отношении к миру, людям, в приобщении к культуре и искусству, к этическим и эстетическим нормам.
На сегодняшний день в большинстве своем люди обращаются к СМИ именно за развлечением. Различные ток-шоу, игры, ситкомы, анекдоты, байки и кроссворды – это то, без чего мы уже не можем представить ни газет, ни телевидения.
Реализация СМИ социальной функции позволяет личности адаптироваться к социальной действительности, усвоить нормы, образцы поведения. В демократическом обществе важнейшая задача СМИ — массовое внедрение основанных на уважении закона и прав человека ценностей, обучение граждан мирно разрешать конфликты.
«Четырех враждебно настроенных газет надо бояться больше, чем тысячи штыков», – так когда-то сказал Наполеон. На ос­нове получаемой информации граждане приобретают представление о деятельности правительства, парламента, партий и других поли­тических институтов, об экономической, культурной и иной жизни общества. Во многом благодаря СМИ мы предпочитаем или отвергаем какого-то политического деятеля, героя реалити-шоу, т.е делаем свой выбор.
Объ­ектом внимания масс-медиа являются и президент, и правитель­ство, и королевские особы, и суд, и различные направления госу­дарственной политики, и сами СМИ. Они дают не только юридическую, но и моральную оценку тем или иным событиям и лицам, таким образом формируя общественное мнение.
СМИ обеспечивают представителям различных об­щественных групп возможность публично выражать свое мне­ние, находить и объединять единомышленников, сплачивать их общностью целей и убеждений, чётко формулировать и представ­лять в общественном мнении свои интересы.
Мы в своей работе остановимся, конечно, на одной из этих функций: газета помогает сделать выбор. А самое главное, прежде она даёт нам информацию о том, о чём мы хотим узнать. «Газета приучает читателя размышлять о том, чего он не знает, и знать то, что не понимает», - утверждал В.О. Ключевский (историк).
Начав своё исследование, мы обратились к различным источникам, но так и не нашли работ, раскрывающих роль газеты в профессиональном выборе подростков, поэтому всё наше исследование состоит из самостоятельного анализа материалов газеты «Трудовая жизнь».

Из истории создания газет
О том, что газеты могли издавна влиять на общество, говорит история их возникновения. Так, известно, что первая российская газета «Куранты» («вестовые письма») была рукописной. Отдельные её выпуски появились ещё в июне 1600 года. Газета начала постоянно выходить в Москве в 1621 году для информирования царя Михаила Фёдоровича и боярской думы о событиях иноземной жизни. Первая настоящая газета – «Ведомости» (декабрь 1702-1727) создана по Указу Петра Первого. Цель издания – пропаганда внешней и внутренней политики государства. В 1720 г. в газете появился первый репортер, который собирал и готовил к печати сведения о русской жизни, прежде всего – придворной жизни. Это был Яков Синявич. Он готовил сообщения об успехах российской экономики, давал информации об ассамблеях, гуляниях и празднествах. Важной фигурой в газете был переводчик, готовивший переводы материалов из иностранных газет для публикации в «Ведомостях». Газета продавалась, но особым спросом не пользовалась. Перестала издаваться через два года после смерти Петра I. Около полувека правительство России непосредственно и при посредничестве Академии Наук держало в своих руках монополию на прессу и лишь в конце пятидесятых годов XVIII в. появилось первое частное издание. Ежемесячный журнал «Трудолюбивая пчела» издавался Александром Сумароковым. Был преимущественно литературным. «Модное ежемесячное издание или Библиотека для дамского туалета» (1779) – этот журнал можно считать первым изданием, адресованным женской аудитории. В журнале публиковались произведения приятные, забавные, занимательные. Это были анекдоты, загадки, песни, эпиграммы, шарады. В остальном же это было чисто литературное издание. «Детское чтение для сердца и разума» Николая Новикова (1785 год) был первым детским журналом и издавался еженедельно. Выходил в течение 5 лет. Это было просветительское издание.
Согласно отчетным документам Роскомнадзора, на начало 2012 года общее количество зарегистрированных СМИ составляло 89 173, из них печатных — 65 596. И уже более 80 лет в этом списке находится газета нашего Кинель-Черкасского района «Трудовая жизнь».

О Кинель-Черкасской районной газете «Трудовая жизнь»
МУП «Редакция газеты «Трудовая жизнь» создано в 2001 году в результате реорганизации путем слияния редакции газеты и Кинель-Черкасской типографии. Предприятие занимается не только выпуском газеты, но и производством полиграфической продукции.
Газета «Трудовая жизнь» выходит с 5 апреля 1930 года, первоначально она называлась «Путь к социализму». За годы существования газета меняла название, дизайн, количество полос. Неизменным оставалось внимание к ней читателей, готовность сотрудничать с ней, делиться своими успехами и бедами. На сегодняшний день газета выходит два раза в неделю, в среду и в субботу, тиражом более 5000 экземпляров. В МУП «Редакция газеты «Трудовая жизнь» сложился творческий коллектив, который работает для своих читателей и всех жителей района.
Целевая аудитория газеты «Трудовая жизнь» - жители Кинель-Черкасского района. Чтобы газета была интересна читателям разных возрастов и социальных слоев, коллектив редакции старается сделать ее максимально информационно насыщенной. На страницах газеты отражаются события, происходящие в районе, публикуются интервью с руководителями разного уровня. Целевые полосы и постоянные рубрики помогают расширить круг предлагаемой читателям информации.
Коллектив редакции не раз побеждал и занимал призовые места в профессиональных конкурсах. В 2006 году Постановлением Российской общественной комиссии «За самоотверженный труд на благо России» редакция муниципальной газеты «Трудовая жизнь» награждена дипломом медали Петра Великого «За трудовую доблесть».
Коллектив редакции за свою профессиональную деятельность в 2011 году получил ряд наград: звание «Народный эколидер» в номинации СМИ по результатам интернет-голосования в областном конкурсе «Эколидер-2010», 1 место в конкурсе областных и районных средств массовой информации, объявленном Министерством сельского хозяйства и продовольствия Самарской области в рамках аграрного форума «Всероссийский День фермера на XIII Поволжской агропромышленной выставке», поощрительный приз в номинации «За профессионализм» в конкурсе среди городских и районных газет Самарской области, объявленном Союзом журналистов.
МУП «Редакция «Трудовая жизнь» - единственная в области сельская типография, выпускающая такой ассортимент и объём продукции. В настоящее время предприятие оказывает услуги населению предприятиям и организациям по изготовлению бланков, этикеток. За счет приобретения дополнительного оборудования расширен ассортимент выпускаемой полиграфической продукции. Теперь, не выезжая за пределы района, можно изготовить цветные визитки, удостоверения, зачётные и медицинские книжки, свидетельства, методички, тетради, папки, скоросшиватели, ежедневники, еженедельники, буклеты, вымпелы, наглядную агитацию, карманные и перекидные календари, вывески, кабинетные таблички, фотоальбомы, сборники, брошюры, приветственные адреса, грамоты и дипломы, печати и штампы. С приобретением нового оборудования в 2005 году возобновилась печать газеты в Кинель-Черкассах, здесь же печатаются и газеты некоторых соседних районов.

Анализ материалов газеты о представителях различных профессий
Газетная информация – продукт духовного производства, создаваемый с целью воздействия на сознание человека, на определённый круг читателей или на общество в целом для изменения его представлений о мире или для лучшей его ориентации в жизненных условиях, в которых он живёт. Рассмотрим, как газета «Трудовая жизнь» помогает школьникам ориентироваться в мире профессий, почему влияет на наш выбор профессии.
Наше исследование проходило в течение года: с октября 2015 по сентябрь 2016 года. За этот период было рассмотрено 29 заметок о людях разных профессий.
Проанализировав данные заметки, мы сделали следующие выводы:

  • материалы представлены в жанре заметки;
  • авторами заметок являются корреспонденты газеты «Трудовая жизнь» Н.Глазкова (31%), О.Горбунова (21%), И.Беляева (17%);
  • большинство материалов опубликованы под рубрикой «События и люди» и в связи с празднованием профессионального праздника.

Но, конечно, самый большой интерес для нас представляет содержание заметок, которое и оказывает влияние на выбор нами, подростками, профессии. В чём же секрет их значимости?
Если говорить о жанре этих материалов, то чаще всего они представлены в виде интервью, очерка или заметки. В их структуре тоже можно увидеть общее: наличие сведений из истории профессии или из биографии профессионала; рассказ о развитии и достижениях предприятия (учреждения, организации) или человека. Рассмотрим в качестве примера некоторые из материалов.
№ 88 от 31 октября 2015 года, накануне Дня судебного пристава, опубликована заметка руководителя УФССП России по Самарской области «Сила закона – в его исполнении». Автор подробно знакомит нас с историей возникновения института судебных приставов, начиная с XII века по сегодняшний день, причём называет много интересных фактов о требованиях, которые предъявлялись к приставам в XIX веке: «…судебный пристав не мог поменять место жительства без разрешения суда, при котором состоял. …у судебного пристава был самый маленький среди чинов канцелярии оклад содержания: вместе со столовыми и квартирными судебный пристав окружного суда получал в год 600 рублей».
На этой же странице в заметке О.Андросовой «Районный отдел – первый в области» доступно рассказывается о работе 22 судебных приставов, служащих в структурном подразделении УФССП в Кинель-Черкасском районе. Тепло и душевно знакомит нас автор с некоторыми из них, с достижениями отдела, с особенностями их работы: «В шутку Александр Васильевич называет своих коллег гладиаторами, потому что им приходится, в буквальном смысле, сражаться, отстаивая интересы людей и государства, ведь зачастую работа судебных приставов сопряжена с реальной опасностью для жизни».
В № 99 от 9 декабря 2015 года наше внимание привлёк очерк Н.Глазковой «Трудится на славу». Её героем стал Таусугар Исламович Шунов – «представитель той редкой категории людей, которые, однажды избрав профессиональный путь, следуют ему всю жизнь». Мы узнаём о долгом пути героя очерка в сфере жилищно-коммунального хозяйства от простого механика до заместителя начальника участка. Отвечая на вопросы корреспондента, Т.И.Шунов рассказывает о трудностях и радостях своей работы. А о нём самом как профессионале своего дела и о человеке более подробно говорят коллеги: «Это совершенно безотказный человек, готовый прийти на помощь в любое время суток».
Несколько полос в № 46 от 22 июня 2016 года посвящено медицинским работникам Кинель-Черкасского района. Так, в рубрике «Расскажу о коллегах» помещена заметка М.Поздеевой, старшей медсестры поликлиники № 3 «Одна большая, дружная семья». С гордостью и восхищением рассказывает автор о своих коллегах – врачах и медсёстрах Кротовской поликлиники. Нам, живущим в этом селе и знающим лично многих из тех, о ком идёт речь в заметке, очень полезно узнать о них новое как о профессионалах и приятно, что добрые слова о них прочитают жители всего района.
Так же тепло, по-доброму, понятным языком и со знанием дела написаны и остальные материалы, посвящённые представителям различных профессий. И не важно, идёт речь в них об одном человеке или о целом предприятии (организации), в любом случае эти заметки, очерки, интервью знакомят нас с профессиями, с требованиями, которые предъявляются к их представителям; вызывают интерес к человеку и его профессии, а значит, заставляют задуматься о будущей профессии, помогают определиться с этим выбором.

Анализ текстов поздравлений с профессиональными праздниками
Интересным материалом для анализа показались нам и тексты поздравлений с профессиональными праздниками от Губернатора Самарской области, от Главы районной администрации, которые традиционно публикуются на страницах «Трудовой жизни». Чем же важны они при выборе профессии? Мы это узнали, когда на уроках русского языка начали работать с поздравлениями как с текстами – выделять в них основную мысль. Тогда и поняли, что при всей похожести по структуре тексты различаются главным: в них отмечаются характерные особенности, свойственные людям той или иной профессии. В результате получилась следующая таблица.
Таким образом, заглянув в данную таблицу, мы можем свои характерные качества сопоставить с теми, которые необходимы для определённой профессии, и решить, подходит ли она для нас. Конечно, в таблице называются лишь малая часть существующих профессий, но её при желании можно продолжить, а пока мы работаем только с тем материалом, который содержится в исследованных номерах газеты «Трудовая жизнь».

Анализ объявлений о приёме на работу
Наш район, как и вся Самарская область, активно участвует ы акции «Где родился, там и пригодился». Её участников объединяет стремление к самореализации в работе, в семье и, конечно, любовь к малой родине. Среди моих ровесников тоже пока много тех, кто желает связать свою дальнейшую судьбу с родной землёй. Это решение заслуживает уважения, но, чтобы стать полезным на своей малой родине, надо знать, какие профессии особенно востребованы здесь. Мы решили это узнать с помощью районной газеты «Трудовая жизнь».
Для этого исследовали опубликованные на её страницах объявления о приглашении на работу. Мы рассмотрели 176 объявлений за период с октября 2015 по октябрь 2016 года и получили следующие результаты.
Данная таблица позволяет сделать вывод, что в нашем районе востребованными являются профессии, требующие среднего специального, среднего технического образования.

От районной газеты – к классной
Ещё в 7 классе, начав часто обращаться к районной газете «Трудовая жизнь», поняв, насколько сильное влияние может оказывать пресса на читателей, мы задумались о создании газеты нашего класса. При этом поставили перед собой цель выпускать такую газету, которая будет помогать всему классу в выборе профессии. Для этого решили, во-первых, что участвовать в создании газеты будет каждый, попробовав себя в роли журналиста, фотографа, верстальщика, дизайнера, редактора, корректора. Возможно, такой опыт поможет кому-то выбрать профессию из области СМИ. Во-вторых, было решено около 50% площади газеты отдавать материалам, так или иначе связанным с различными профессиями.
В 8 классе мы приступили к реализации данного проекта. С теорией журналистики знакомились в послеурочное время, жанры публицистики изучали на уроках русского языка. И в октябре 2015 года вышел первый номер классной газеты «Ромашка» (Рещительные, Озорные, Мыслящие, Активные ШКольники).
С тех пор наша газета выходит регулярно раз в месяц. Для более близкого знакомства с процессом создания газеты во время весенних каникул редакция нашей классной газеты выезжала на экскурсию в редакцию «Трудовой жизни». Эта поездка помогла некоторым ребятам укрепиться в решении связать свою жизнь с журналистикой, поэтому они начали посылать заметки в районную газету, где их и печатают.
За год её существования у каждого моего одноклассника была возможность попробовать свои силы в качестве сотрудника редакции, и теперь, к 9-му классу, изданием «Ромашки» занимаются те, кому это действительно интересно. Мы знаем, что некоторые из них уже определились с выбором профессии и начали готовиться к поступлению на факультет журналистики или в полиграфический колледж.
Другие, выполняя задание рассказать о профессии своих родителей на страницах классной газеты, тоже сделали очень многое: одни побывали у родителей на работе, другие взяли у них интервью, третьи уговорили маму или папу прийти на классный час. В результате в каждом номере «Ромашки» рассказывается как минимум о двух профессиях наших родителей, что тоже помогает моим одноклассникам в выборе профессии.
Таким образом, классная газета, родившаяся под влиянием районной газеты, тоже помогает теперь уже 9-классникам сделать свой профессиональный выбор.

В современном мире существует множество профессий, и выбрать свою, которой с радостью посвятишь всю жизнь, очень трудно. Но всё в руках человека, и при желании он может найти профессию «на всю жизнь». В школе нам стараются помочь в профессиональном самоопределении, выявляя особенности характера, развивая качества, необходимые в каких-либо профессиях, знакомя с некоторыми профессиями.
Проведя наше исследование, мы пришли к выводу, что, кроме школы, большую роль в процессе выбора профессии учеников нашего класса сыграла районная газета «Трудовая жизнь». Не случайно к окончанию 8-го класса ещё более увеличились количество и тех ребят, кто желает выбрать профессию, исходя из собственных увлечений, и тех, кто уже готов к этому ответственному выбору, что доказывает третья колонка в уже знакомых вам таблицах.
Мы уверены, что газета «Трудовая жизнь» может играть такую же важную роль в профессиональном самоопределении учащихся и всех других школ района, так как её материалы
знакомят с лучшими представителями нужных для района профессий;
дают представление об особенностях профессий;
называют качества, необходимые для той или иной профессии;
определяют востребованность профессий на рынке труда.
Поэтому, исходя из анализа собранных материалов, мы предлагаем всем школам следующее:
- материалы о представителях различных профессий активнее использовать на классных часах и других воспитательных мероприятиях;
- устраивать встречи с мастерами своего дела, о которых узнали из газеты;
- предложения из текстов поздравлений с профессиональными праздниками использовать на уроках русского языка.
Думаем, что и многие другие районные, городские газеты на своих страницах размещают материалы о людях разных профессий, поэтому хочется, чтобы наша работа привлекла внимание к местной прессе, показала её важную роль и в профессиональном самоопределении школьников, и в других вопросах воспитания.

 

 

Категория: Гуманитарные науки | Добавил: Весна
проект, газета, школьник, Научно-исследовательский, профориентации, школьники
Просмотров: 109 | Загрузок: 9 | Комментарии: 1| | Рейтинг: 0.0/0 |

0

Всего комментариев: 1
1 Кузнецова Светлана Николаевна (cCveto4ka201080)   (16.10.2017 20:11)
Очень хорошая работа, особенно в той части которая посвящена именно теме работы. Чувствуется личная заинтересова6ность автора проблемой.
Маленькое предложение. Убрать из начала работы половину информации. Там слишком много воды

Имя *:
Email *:
Код *:




Группа: Гости
Вход
  
Регистрация
  



Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Детский лагерь Орленок - dol-orlenok.ru


Как выбрать стул ученический для дома?
Как составить рацион для кошки-сфинкса
Секреты арабской косметики
LEGO — символ детства

На сайте всего: 30
Гостей: 30
Пользователей: 0






© Детский развивающий портал "ПочемуЧка" 2008-2017
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54566 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.
Реклама на сайте
О нас
Ваши отзывы
Обратная связь
Партнеры
Полезные сайты

Создать сайт

"ПочемуЧка" в социальных сетях"
"Почемучка" в ОдноклассникахВ "Одноклассниках"
 
"ПочемуЧка" ВКонтактеВКонтакте
 
"ПочемуЧка" в ФейсбукВ Facebook
 
"ПочемуЧка" в Живом ЖурналеВ "Живом журнале"
 
ПочемуЧка в ТвиттереВ Твиттере
Наши партнеры:
КОНКУРСЫ!!!
Конкурсы "Мастерилкино"
Конкурсы "Любознайка"
Самарский школьный портал



Рейтинг@Mail.ru Самарский школьный портал