Как научиться играть в большой теннис
Факторы, которые нужно учитывать при выборе детской стоматологии
Оформление собственности на квартиру в новостройке по ипотеке - оптимальный момент
Зачем проводится УЗИ - отвечает репродуктолог

На сайте всего: 24
Гостей: 24
Пользователей: 0


Главная » Детские исследовательские проекты » Культурология

Научно-исследовательский проект "Качества вежливого человека"

Скачать (319.7 Kb) 19.04.2016, 15:55
Автор: Заозёрова Полина, ученица 1 в класса МБОУ «Уинская СОШ» с. Уинское
Проходцева И.А.
учитель начальных классов МБОУ «Уинская СОШ» с. Уинское

Научно-исследовательский проект
"Качества вежливого человека"

Актуальность: В нашем классе учатся разные по характеру мальчики и девочки. Мы пришли в наш первый класс из разных групп детского сада. Иногда у нас возникают ссоры, но чаще, конечно, мы живём дружно. Я подумала, а бывает ли так, что люди не ссорятся? А помогают, уважают друг друга и как этого достичь? Моя мама говорит, что нужно, в первую очередь,  вести себя прилично, не обижать друг друга, не кричать, то есть по этикету.
На мой взгляд, сейчас многие наши сверстники редко употребляют «вежливые» слова или вообще обходятся без них. Мне  захотелось узнать, как обстоят дела с этикетом в нашем классе, как и в каких художественных произведениях авторы касаются темы культуры поведения, этикета в целом и этикетных слов в частности.   

Цель моей работы: Определение  качеств вежливого человека.

Задачи:
Выделить качества вежливого человека;
Исследовать употребление этикетных слов учащимися в нашем классе;
Прочитать произведения, в которых вежливость помогла героям, и порекомендовать их одноклассникам.

Предмет исследования – вежливость

Объект исследования – качества вежливого человека

Гипотеза: Я считаю, что вежливый человек вызывает уважение и любовь окружающих.

В работе применялись следующие методы:
1.      Поиск информации в энциклопедиях, словаре, Интернете;
2.       Беседа  с учителем, родителями, одноклассниками;
3.      Наблюдение;
4.      Обобщение.
 
 Что такое вежливость?
Качества вежливого человека
В словаре Д.Н.Ушакова  я прочитала, что ВЕ́ЖЛИВОСТЬ – это учтивость, благовоспитанность, соблюдение бытовых приличий.
К слову «вежливый» в словаре синонимов существует 24 близких по значению слова. Я выбрала наиболее употребительные.
Вежливый - соблюдающий правила приличия.
Учтивый - почтительно-вежливый в обращении с людьми.
Благовоспитанный - обладающий хорошими манерами, умеющий вести себя в обществе.
Корректный - тактичный, вежливый, учтивый.
Уважительный - проявляющий уважение к собеседнику.
Предупредительный - скромный, обязательный, вежливый.
Любезный - обходительный, предупредительный, учтивый.
Галантный - изысканно вежливый, любезный.
Деликатный - предупредительный, мягкий в обращении.
Тактичный- положительное нравственно этическое качество личности, основанное на развитии чувства такта. Проявляется в соблюдении меры в общении, в недопущении действий и слов, которые могли бы быть неприятны или разрушительны для окружающих.
Следовательно, вежливый человек – это тот, кто хочет и умеет считаться с другими, умеет вести себя в обществе.  Это тот, кому собственная вежливость не только привычна, но и приятна.
Вежливый человек – это воспитанный человек, он во всех отношениях не ведёт себя «громко», экономит время других («Точность – вежливость королей» – говорит поговорка), строго выполняет данные другим обещания, не важничает, не «задирает нос» и всегда один и тот же – дома, в школе, в институте, на работе, в магазине и в автобусе.
Проявления чувства такта не менее важно, чем просто вежливые слова и поступки. Тактичный человек не позволит создавать вокруг себя ситуации, которые огорчают других людей или ставят их в неловкое положение.
Вежливость всегда идёт рядом со скромностью. Даже если человек обладает массой талантов и преимуществ перед другими людьми, вежливый человек никогда не будет  хвалиться этим. Такое поведение будет неприятно окружающим людям.
Вежливый человек, вступив в спор, не будет доказывать свою правоту некорректными выражениями, затрагивающими личность или способности другого человека.
Вежливый человек не может быть злым, ведь вежливость тогда настоящая, когда она искренняя, естественная. Значит вежливость всегда рядом с добротой, доброжелательным отношением друг к другу, к окружающей среде.
Можно сделать вывод, основные качества   вежливого человека – это воспитанность, деликатность, уважительность, тактичность, скромность, доброта.
 
«Вежливые» слова
В русском языке есть особая группа слов, которые помогают установить доброжелательный контакт с собеседником. Такие слова называются  «вежливыми» или этикетными.
Это  слова приветствия:  добрый день, привет, здравствуй;
прощания: всего доброго, желаю удачи, до свидания, пока;
просьбы: будьте любезны, пожалуйста, не затруднит ли вас;
благодарности: спасибо, благодарю;
извинения : извините, не сердитесь, прошу прощения, простите.
Чем чаще, к месту и искреннее употребляет человек этикетные слова, тем приятнее с ним общаться, тем доброжелательнее относятся к нему окружающие.
 
Этикетные слова в речи
Исследование 1. Как часто этикетные слова употребляются в речи наших одноклассников.
Одноклассникам были предложены следующие вопросы:
1. Назовите слова вежливости, которые обычно употребляете.      Ребята нашего класса назвали слова: «здравствуйте», «добрый день», «до свидания», «приятного аппетита», «спокойной ночи», «приятных снов», «извините», «пожалуйста».
2. Нужны ли они в нашей речи?
Все ответили утвердительно.
3. Считаете ли вы себя вежливым человеком?
Также все дали положительный ответ.
Проанализировав  ответы на вопросы, можно сделать вывод, что все учащиеся нашего класса знают «вежливые» слова, думают, что вежливые слова нужны в нашей речи и считают себя вежливыми людьми.
Но, понаблюдав за моими одноклассниками во время учебного дня,  я пришла к выводу, что  утром при встрече  с Ириной Александровной не все дети здороваются, а с учителями школы совсем не здороваются. В конце учебного дня не все дети говорят «до свидания». Заходя в класс, мальчики не пропускают девочек. Между собой мои одноклассники также редко говорят «привет». Ну а слов «спасибо»,  «пожалуйста» или «извините» я и вовсе не слышала.
Вывод: не все учащиеся класса активно используют в своей речи «вежливые слова». Некоторые вообще не пользуются ими. Над развитием культуры общения нужно работать.

Исследование 2. «Вежливые» слова в художественных произведениях
Я  заинтересовалась вопросом, с каких пор «вежливые» слова употребляются людьми. И оказалось, уже в давние времена люди поняли: чтобы всем было приятно общаться друг с другом, надо составить правила поведения, которые удобны для всех. Так появились правила поведения человека в обществе. Владимир Мономах в  «Поучениях детям» пишет: « Приветствуйте всякого человека, когда идёте мимо.» В былине «Илья Муромец и Калин Царь» также мы читаем слова приветствия: « Говорит Илья да таковы слова: - Хлеб да соль, богатыри да святорусские…». Существует много пословиц и поговорок о вежливости.  Например: От учтивых слов язык не отсохнет.
«Вежливые» слова встречаются и в сказках.                               Так в сказке «Морозко»: «Девушка, девушка, я Мороз красный нос.- «Добро пожаловать, Мороз, знать Бог тебя принёс по мою душу грешную».  Она его приветила, а он ей подарил платье, шитое и серебром  и золотом». В сказке В.Одоевского « - Здорово, — говорит, — Рукодельница! Спасибо тебе, девица, что пирожок мне принесла — давно уж я горяченького не ел.»
В сказке «Гуси-лебеди»: «…Вышла она, сказала «Спасибо!» - и опять бежит с братцем».
И в современной литературе мы также можем встретить произведения воспитательного характера. В произведении В.Осеевой «Волшебное слово» мальчик по имени Павлик плакал и сердился на то, что сестра Ленка не давала ему краски, бабушка прогоняла тряпкой из кухни из-за одной лишь морковки, ну а брат не брал с собой кататься на лодке. И что же произошло дальше после встречи с «загадочным» стариком, который научил произносить Павлика «волшебное» слово «пожалуйста»? У него стало всё получаться.
Таких произведений много. Я хотела бы порекомендовать их одноклассникам. В них поэты  и писатели учат нас дружить, уважать младших, быть вежливыми со старшими.

 

ПАМЯТКА
  • Всегда здоровайся первым и отвечай на приветствие.

  • Знай, кого нужно называть на «ты», а кого на «вы».

  • Улыбайся, будь в хорошем настроении.

  • Не перебивай, когда разговаривают другие.

  • Заходя в закрытую дверь, стучись.

  • Выходя из закрытой двери, придерживай её рукой.

  • Кашляя или чихая, рот следует прикрывать ладонями.

  • Зевнув или икнув во время разговора с собеседником, нужно извиниться.

  • Используй слово «можно»: можно Вас попросить? позвольте спросить? разрешите пройти?

  • Не показывай, что тебе неинтересно.

  • Не спорь, избегай конфликтов.

  • Не отвечай грубостью на грубость.

  • От мальчиков требуется «рыцарское» отношение к девочкам: умение пропустить вперёд, уступить место.

  • Помни: вежливый человек никогда специально не обидит другого и не создаст ему неприятностей.





Категория: Культурология | Добавил: Весна
проект, Вежливые слова, Научно-исследовательский
Просмотров: 4375 | Загрузок: 462 | | Рейтинг: 0.0/0 |

0

Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:





Группа: Гости
Вход
  
Регистрация
  



XVIII Всероссийский творческий конкурс "Весенний марафон"
VI Всероссийский творческий конкурс "Здравствуй, Весна!"
IX Всероссийский творческий конкурс "Подарок к 8 марта"
VI Всероссийский детский творческий конкурс "Масленица удалая"
VIII Всероссийский творческий конкурс "ЗаМУРчательные кошки"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочное настроение"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Чудеса своими руками"
XXXIII Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Мой педагогический успех"





© Детский развивающий портал "ПочемуЧка" 2008-2024
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54566 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).

Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
Электронный адрес редакции: info@pochemu4ka.ru
Телефон редакции: +79277797310

Информация на сайте обновлена: 28.03.2024


Реклама на сайте
О нас
Ваши отзывы
Обратная связь
Полезные сайты

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.
Оплачивая товары и услуги нашего сайта, Вы соглашаетесь с договором-oфертой.