Научно-исследовательский проект
«Сказка ложь, да в ней намек...»
Введение
«Сказка – ложь,да в ней намёк,
добрым молодцам урок».
А.С. Пушкин
Актуальность проблемы исследования
Темой для исследования я выбрала сказку. Я часто вспоминаю, когда каждый вечер, перед сном, мама читала мне сказки. Из всех сказок, больше всего мне нравилось слушать сказку С.Я. Маршака «Кошкин дом». Я знала весь сюжет наизусть, но всё равно просила каждый день мне её перечитывать.Известно, что каждая сказка нас учит чему-то. Только надо внимательно присмотреться и прислушаться к ней.
Объект исследования
Сказка«Кошкин дом» С.Я. Маршака
Цель исследования:
Выяснить, чему учит сказка «Кошкин дом»
Гипотеза:
Сказки — это красивые жизненные учебники
Методы исследования:
– изучение справочной литературы
– опрос среди одноклассников
Практическая значимость исследования:
Исследовать воспитательные моменты сказки
Привлечь внимание одноклассников к теме исследования.
По итогам работы сделать выводы.
Теоретическая часть
Сказка – это вымышленная история со счастливым концом. Сказка, в основном, произведение для детей. Она легкая и понятная даже самым маленьким ее слушателям. В сказке становятся ее героями не только люди, но и животные, и растения. Сказки носят поучительный характер.. У сказочных персонажей мы учимся честности, смелости, настойчивости в преодолении препятствий, верности в дружбе.
Сказка помогает взрослеть и находить ответы на вопросы, волнующие живущего на земле человека: что такое счастье, как пережить беду и горе. Сказка не даёт прямых наставлений, но в её содержании всегда заложен какой-то урок. Порою этот «намёк» не сразу осознаётся, но постепенно всё становится ясным.
Сказка заставляет размышлять, сравнивать свои поступки с поступками любимых героев.
Сказки бывают авторскими, которые сочинил определенный автор, и народными, которые переходят из поколения в поколения.
В зависимости от содержания сказки бывают:
• Волшебные. В них раскрываются лучшие человеческие качества. В таких сказках есть главный герой, его помощники и волшебные предметы. Главные герои волшебных сказок борются со злом во имя добра.
• О животных. Здесь постоянные персонажи –животные,им присущи человеческие качества: они бывают хитрыми, глупыми, жадными, мудрыми
Ценность сказок
Сказки учат детей мыслить, рассуждать. Ребёнок понимает мораль этих сказок и, попав в определённую жизненную ситуацию, может на подсознательном уровне вспомнить эти уроки. Он поймёт, что его могут обмануть, что в жизни встречаются люди злые. И он может обойти эту ситуацию, вовремя вспомнив давно знакомую историю.
Хотя текст сказки прост, но он всегда очень содержателен, что касается образов. Ребенок может развить в себе способность мечтать, а воображение становится богаче.
Таким образом, детская сказка, после прочтения самим ребенком или его родителями, оказывает благотворный психологический эффект – освобождает от негативных эмоций и различных переживаний.Каждое прочтение – это сеанс психотерапевтической помощи.Сказка может научить ребенка преодолевать трудности, побеждать врагов, не бояться опасностей и надеяться на лучшее.
Практическая часть
В моем классе я провела опрос и оказалось, что у каждого есть своя любимая сказка, которую они тоже любили слушать каждый день, помнят своих любимых героев и их подвиги. Проведу исследование на примере моей любимой сказки ивыясню, какой жизненный «урок» в ней заключен.
Для полного раскрытия данного исследования выделю главные темы:
Друзья познаются в беде.
Дружба – это, прежде всего, верность и преданность.Дружба связывает не только отдельных людей, но и целые коллективы, классы.
Верный и преданный друг всегда поддержит, какой бы ни была ситуация, в которой ты оказался.
«Ну, что поделать! В дождь и снег
Нельзя же быть без крова.
Кто сам просился на ночлег -
Скорей поймет другого.
Кто знает, как мокра вода,
Как страшен холод лютый,
Тот не оставит никогда
Прохожих без приюта!»[п.3,с.44]
Бедные племянники приютили свою тётю, попавшую в беду, а вот её благополучные приятели отказались ее принять даже на одну ночь.
Изучение правил пожарной безопасности:
• Не оставлять печь (другие источники огня) без присмотра.
Словечко за словечком -
И снова разговор,
А дома перед печкой
Огонь прожег ковер.
Еще одно мгновенье -
И легкий огонек
Сосновые поленья
Окутал, обволок.
Взобрался по обоям,
Вскарабкался на стол
И разлетелся роем
Золотокрылых пчел.[п.3, с.24]
• Соблюдать правила безопасности при использовании пиротехнических изделий
• Не играть со спичками
Пожар – одно из самых страшных и опасных явлений в нашей жизни, поэтому важно знать и соблюдать основные правила поведения при пожаре.
Изучение правил этикета.
Как же должен вести себя хозяин и какие правила он должен соблюдать, чтобы гостям в его доме было хорошо и уютно?
• Хозяин должен быть приветливым – нужно радушно встретить гостя, пригласить в комнату.
Кошка
Добро пожаловать, друзья
Я вам сердечно рада.
Мой дом для вас всегда открыт! [п.3, с.10]
• Быть внимательным – значит видеть всех и каждого в отдельности, а тем, кто стеснителен, уделить побольше внимания.
Свинья
Вот это стол -
На нем сидят!..
Коза
Вот это стул -
Его едят!..
Свинья
А посади свинью за стол -
Я ноги положу на стол!
Петух
Вот потому о вас идет
Весьма дурная слава![п.3, с.12]
• Быть предупредительным – значит заранее подумать о том, чем угостить своих друзей, чем их занять.
Кошка
Не могу же я, простите.
Угодить вам всем за раз.
Вы пляшите что хотите,
Лишь бы был весёлый пляс![п.3, с.20]
• Быть щедрым – значит не жалеть для гостей угощения, игрушек.
• Быть тактичным – значит не замечать ошибок гостя, избегать говорить шепотом, не хвастаться
Кошка
Налево - спаленка моя
С лежанкой и кроватью.
Петух
(тихо - курице)
Смотри, перина - чистый пух!
Курица
(тихо)
Она цыплят крадет, петух![п.3, с.13]
Не соблюдая правила этикета, человек показывает неуважение к окружающим и напрасно рассчитывает на их уважение к себе.
Милосердие и сострадание
Доброта – это стремление человекадать полное счастье всем людям, всему человечеству.
Милосердие – это безграничная доброта, любовь к ближним.
Сострадание – умение сопереживать. Милосердные имеют большое желание помогать людям,нуждающимся в помощи, помогают добровольно, не ожидая ничего взамен.
«Пошли вы, попрашайки!
Небось хотите соивок?
Вот я вас за загривок![п.3, с.7]
Котята были у ворот –
Поесть они просили.
Чего от нас они хотят,
Бездельники и плуты?
Для голодающих котят
Есть в городе приюты!
Нет от племянничков житья,
Топить их в речке надо!»[п.3, с.8]
Большинство животных, проживающих сейчас на улицах —это выброшенные домашние питомцы.
Основной проблемой является низкий уровень культуры человека, уровень его моральных качеств, таких как ответственность, доброта.
В нашем городе Ростове-на-Дону приютов, как мест, куда можно принести животное и о нем будут заботиться, лечить и искать новых хозяев –НЕТ! Есть только приюты, организованные обычными добрыми людьми за свои личные деньги и за счет пожертвований добровольцев.
Люди! Будьте внимательны к животным, не бросайте их.
Заключение
Сказка создавалась не только с развлекательной целью, но и с целью воспитания.
Таким образом, сказки учат нас, как вести себя правильно.
Для меня основная мысль сказки "Кошкин дом" – не отворачивайся от чужой беды, сам можешь оказаться в такой ситуации.Учит милосердию, порядочности, уважать друг друга, осуждает хвастливость.
Знать правила пожарной безопасности – жизненно необходимо для каждого из нас! Огонь беспощаден и коварен. Пожар забирает всё!
Правила поведения в гостях помогут приобрести много друзей!
Главный урок,который могу извлечь из этой сказки: «Относись к людям так, как хотел бы, чтобы относились к тебе»
|