Научно-исследовательский проект
"Статистический портрет третьеклассника"
Недавно я задумался: «Почему моя мама говорит, что я должен хорошо знать математику?». Ведь я в будущем хочу работать в ФСБ или МЧС. Но эти профессии, вроде, никак не связаны с математикой.
Тогда мама предложила мне показала расписание моих уроков, таблицу умножения, календарь, газету. Я увидел закономерность – везде есть таблицы.
Я решил «нарисовать» портрет обычного школьника, описать его характер, успеваемость. Как же это сделать? Ведь все мы такие разные: и по росту, и по возрасту и любим мы разные вещи.
Оказывается с помощью математики можно сделать такие расчеты, если правильно обработать и проанализировать такую информацию. Я начал изучать математические методы и постарался применить их в жизни класса.
Поэтому цель исследования – составить портрет третьеклассника с помощью математических методов и приёмов.
Гипотеза - математика описывает жизнь нашего класса.
Объект исследования – математические методы.
Предмет исследования – ученики третьего класса и их портрет.
- изучить какие существуют математические методы;
- собрать информацию о жизни моего класса;
- использовать математические методы для анализа полученных данных;
- научиться строить графики и составлять таблицы;
- составить типичный портрет ученика третьего класса моей школы;
- сделать выводы.
Методы исследования: математические методы, анкетирование, анализ, группировка, графические и табличные.
Источники информации - социологический опрос, общение с одноклассниками, учебная литература и энциклопедии по математике, ресурсы Интернет.
Практическая значимость работы – составление портрета третьеклассника МБОУ СОШ № 18 г. Уфы в помощь классному руководителю и родителям.
Мои открытия в области математики
«Математику только затем учить надо,
что она ум в порядок приводит»
Ломоносов М.В.
Я изучал энциклопедии и учебную литературу по математике.
Ясного ответа что такое математика сегодня еще не существует. Хотя эта наука появилась еще на заре цивилизации.
Счет, торговля, землемерные работы, астрономия, строительство и многое другое - вот области ее применения уже в те времена. И сейчас без математики не обходится ни одна наука, ни одно занятие человека.
Математика применяется в торговле, в строительстве, в кулинарии, в швейном деле, в ремонте во многих других сферах деятельности человека.
Даже слово «математика» образовалось от греческого слова «матема», что и означает - наука.
В Большом толковом словаре написано, что математика – происходит от греческого слова mathematike и означает науку, в которой изучаются пространство и количество.
Еще одно определение. Математика - это способ описать мир и то, как одна его часть сочетается с другой. Взаимоотношения чисел выражаются в математических символах, которые описывают Вселенную, в которой мы живем.
В словаре В. Даля написано, что математика - это наука о величинах и количествах; все, что можно выразить цифрою, принадлежит математике. Математика делится на арифметику и геометрию. Первая располагает цифрами, вторая- протяжениями и пространствами. В результате, я узнал, что математика – это не только действия сложения, вычитания, умножения, деления, решение задач.
Я понял, что математика – это сбор информации, ее обработка с помощью математических способов и действий и анализ этой информации.
Оказывается, чтобы сделать какой-то вывод, нужно подготовить всю информацию, а именно:
1. Провести сбор информации по разным признакам и направлениям.
2. Обработать эту информацию с помощью математических методов. А потом провести анализ. Например, сгруппировать ее, найти связи в группе, выяснить средние признаки изучаемой группы.
3. Анализ результатов, выводы, заполнение таблиц и построение графиков.
Для того, чтобы подготовить всю информацию для анализа. Нужно ее обработать и привести в нужный «читаемый» вид.
Для этого в математике есть разные способы. Мы их даже проходили на уроках математики. Находили минимальное и максимальное значение в математическом ряду. То есть наименьшее число стоит на первом месте, а наибольшее — на последнем.
Например, 101,12,25,38,1,8,144,3,64,24,15.
Здесь минимальных значением будет 1, максимальным – 144.
Но оказывается, чтобы описать информацию, этого недостаточно. нужно знать другие математические методы. Я узнал, что есть метод, который называется средней арифметической. Среднее арифметическое – это число, которое получается при делении всей суммы числе на их количество. Чаще такая средняя считается, когда нужно узнать среднюю оценку по предмету, средний доход в семье, средний бал в школьном аттестате.
Например, У отличника Дениса были отметки по математике «5», «5», «5», «5». И вдруг в конце четверти он получил «2». Он знает, что учитель математики выставляет оценку за четверть среднее всех оценок. Какую среднюю оценку получит Денис и что у него выйдет за четверть?
Найдем среднее арифметическое.
Получается, что средний балл за четверть по математике у Дениса 4,4. Учитель округлит этот результат в меньшую сторону и выставит итоговую отметку «4».
Но если в качестве среднего учитель Дениса возьмет медиану или урезанное среднее, то в четверти Денис получит пятерку:
— медиана набора 2, 5, 5, 5, 5 равна 5;
— урезанное среднее набора 5, 5, 5, равно 4,4.
Медианой ряда чисел с нечетным числом членов называется число, записанное посередине, а медианой с четным числом членов называется среднее арифметическое двух чисел, записанных посередине.
Модой ряда чисел называется число, которое встречается в данном ряду чаще других.
Размахом ряда чисел называется разность между наибольшим и наименьшим из этих чисел.
Например, ряд чисел:47,46,52,47,52,47,52,49,45,43,53,53,47,52.
По этому ряду чисел можно определить среднее арифметическое, медиану, моду, размах данных чисел.
Средним арифметическим данного ряда чисел будет являться 48,7.
Находится так:
-
Находится сумма чисел.
-
Сумма делится на количество чисел.
(47+46+52+47+52+47+52+49+45+43+53+53+47+52):14 = 48,7.
Медианой данного ряда чисел будет являться 49,5.
Находится так:
-
Берутся числа, которые находятся посередине.
-
Если в середине находится два числа, то их складывают и делят на 2.
47,46,52,47,52,47,50,49,45,43,53,53,47,52
(50+49):2=49,5
Модой данного ряда чисел будет являться 47. Это число, которое повторяется чаще всего.
47,46,52,47,52,47,52,49,45,43,53,53,47,52.
Размахом данного ряда чисел будет являться 10.
Находится так:
-
Выбирают самое большое число и самое маленькое.
-
Находят разность между этими числами.
47,46,52,47,52,47,52,49,45,43,53,47,52=53-43=10
Еще я узнал, что можно использовать такой прием, как проценты.
Процент-это одно из математических понятий, которое мы часто встречаем в повседневной жизни. Например: промышленное производство сократилось на 11%, цены на хлеб повысились на 5% и т.д. То есть можно узнать, как изменилась наша жизнь, на сколько выросли цены, заработная плата, хуже или лучше стали учиться школьники и т.д.
Например, средний балл успеваемости Дениса в 1 четверти был 4,92, а во второй – 4,98. Узнаем, на сколько Денис «подтянулся»:
(средний балл во 2-ой четверти : средний бал в 1-ой четверти) *100% = (4,98:4,92) * 100% = 101,2%. То есть успеваемость Дениса выросла на 1,2%
Поэтому, я попытался нарисовать портрет ученика третьего класса моей школы, используя математические методы.
|