Главная » 2012»Апрель»8 » Хлеб - всему голова. Занятие в старшей группе.
Хлеб - всему голова. Занятие в старшей группе.
08.04.2012 14:09
Хлеб- всему голова. Программное содержание. Систематизировать знания детей о процессе выращивания хлеба.Познакомить с орудиями труда для выращивания хлеба , которые использовались древними славянами :борона, соха,серп, жернова;сравнить их с современными техническими средствами хлеборобов. Воспитывать уважение к нелёгкому труду хлеборобов. Бережное отношение к хлебу. Предварительная работа. Проращивание зёрен пшеницы. Разучивание пословиц, поговорок, стихов, песен, закличек о хлебе. Ход занятия. Воспитатель . Велика и необъятна вся российская страна Урожаями богаты наши нивы и поля. У народа есть слова- хлеб всей жизни голова! Славится он первым на земле, славится он первым на столе. А знаете чем пахнет хлеб? Ломоть ржаного трудового хлеба? Он пахнет полем, речкой, печью, небом. А главное- работой пахнет хлеб!
Тем , кто хлеб печёт чуть свет, шлёт пшено на кашу, Тем , кто землю глубоко острым плугом пашет, Им спасибо «говорим»., и за хлеб благодарим.
Появляется мальчик хулиган. Он идёт и бросает хлеб.
Воспитатель .(поднимает хлеб) Кузя, ты зачем хлеб бросил? Разве тебе не известно,как с хлебом надо обращаться? Безобразие! Кузя . Разве это безобразие? Я уже наелся и хлеб мне больше не нужен. Вот я его и выбросил. Воспитатель . Как тебе , Кузя ,не стыдно! Хлеб – это самый дорогой продукт питания. Он очень трудно выращивается и печь его тоже очень трудно. Кузя. Кто? Хлеб трудно достаётся? Да пошёл в магазин, купил сколько хочешь и ни какой трудности. Воспитатель . Ты, Кузя, не прав и многого не знаешь оказывается. Давайте , ребята, Кузе расскажем о том, что хлеб – это самый дорогой продукт, о том как тяжело его вырастить. О том, как выращивали и пекли хлеб наши предки и как выращивают и выпекают хлеб в настоящее время. Кузя, ты готов нас послушать и посмотреть? Ну , тогда будь внимателен.
Воспитатель . В давние времена еда у наших предков была очень простая и очень полезная:овощи, фрукты, грибы, каши. Но был ещё продукт, без которого и в настоящее время никто за стол не садится.вы о нём узнаете, отгадав загадку. Всем нужен, но не всякий сделает.(хлеб)
К хлебу всегда было особое уважение, т.к. хлеб- это результат долгого и тяжёлого труда. Наши предки много работали на земле и все процессы были ручными. Лошадь тащила плуг, а пахарь держал плуг, а потом борону. Когда приходило время сеять зерно, люди вручную разбрасывали зёрна по полю из кузовков. Комбайнов не было и земледельцы серпами жали пшеницу. Не было и автоматических молотилок- поэтому зерно выколачивали из колосьев цепами. Сушили в специальных хлевах. На выращивание и обработку урожая уходило очень много времени и сил. Наши предки ещё зимой начинали подготовку к будущему урожаю и обращались к нему со словами: Падай, падай, белый снег! Хвати , хватит всем на всех, Падай, падай на село, на гусиное крыло! Поле белым укрывай—будет летом урожай!
Как только наступала весна, плугом пахали землю ,сеяли зёрна и обращались к солнцу. Ну –ка , Солнце милое, пригрей да приласкай, Чтобы золотистый вырос урожай! Бывало , зачастую , что лето выдавалось засушливое и тогда крестьяне обращались к дождику. Дождик , дождик, поливай, будет славный урожай, Долгий лён, зелёный хмель, будет белая пшеница, И в амбар пшено катиться, и весёлый хоровод красных девиц хоровод!
Я предлагаю показать Кузе какие хороводы водили наши предки.
Исполняется хоровод « Земелюшка - чернозём».
Когда хлеб созревал , в поле выходили жнецы. Срезали колосья специальным приспособлением. Согнут в дугу- летом в лугу, зимой на крюку. Правильно –это серп. Дальше обмолот и размол муки. Кто помнит какие хлебные изделия выпекают из муки?
Но шло время, менялись приспособления для выращивания хлеба. В настоящее время на полях работают сильные и умные машины. Чем пашут землю? Чем боронуют? Чем засевают огромные поля? Как убирают хлеб на полях в настоящее время? Как обмолачивается зерно? Где из зерна делают муку? Едет хлеб на мельницу, мельницу- чудесницу Богатырь-муковоз на завод муку повёз От завода-автомата льётся тёплый, свежий запах. Так и скачут из печи плюшки, сушки, да ватрушки, Куличи да калачи, сладкие коврижки А вот и пряники печатные- до чего ж нарядные! Мы не сразу их съедим. Пусть остынут-поглядим! Я предлагаю поиграть в игру которая назывеся»Кто быстрее найдёт свой калач».
Куда везут муку с мельницы? Кто помнит как выпекают хлеб и где? Как назывют людей. Работающих на пекарне? Кузя мы хотим рассказать одну историю. Послушай. Три паренька по переулку, играя будто бы в футбол, Туда-сюда гоняли булку и забивали ею гол. Шёл мимо незнакомый дядя, остановился и вздохнул. И , на ребят почти не глядя, к той булке руку протянул.
-Ты кто такой?- спросили дети, забыв на время про футбол. - Я- пекарь!- человек ответил и с булкой медленно ушёл.
Как вы думаете хорошо вели себя дети? Что не правильного было в их поведении? Как можно назвать их поступок? Почему человек поднял хлеб? Как вы считаете дети поняли , что поступили не правильно, играя хлебом, как футбольным мячом? Надо им объяснять о значении хлеба в жизни человека? А ведь во время войны многие люди умирали с голода,не имея даже чёрствой корочки хлеба. Поэтому хлебом надо дорожить.
Входит работница пекарни с караваем. Вот он хлебушко душистый, с хрустской корочкой витой, Вот , тёплый, золотистый, словно солнцем налитой. Сколько рук его растило, охраняло, берегло. Ведь не сразу стали зёрна хлебом тем, что на столе. Люди долго и упорно потрудились на земле! С огурцами ли с картошкой, нужно хлеб съедать до крошки. Потому, что много сил тратил тот, кто хлеб растил!
Воспитатель . Кузя, теперь ты понял как трудно выращивать и выпекать хлеб? Будешь ещё разбрасывать хлеб по улице? Кузя . Теперь я тоже буду бережно относиться к хлебу. Только вы скажите мне куда девать хлеб, если он останется после обеда? Дети . Хлеба надо брать для еды столько, сколько сможешь съесть, а если останется, то бросать под ноги его нельзя. Надо засушить или доесть в следующий раз.
Мне до земли поклониться хочется хлебу, рождённому нашей землёй. Труд –его имя. Мир –его отчество. И для народа он самый родной!
Кузя прощается. Желает всего хорошего.
Воспитатель . Вам понравилось наше занятие? Чему оно было посвящено? Кому мы рассказывали о хлебе? Почему мы Кузе так много рассказали? Как вы думаете Кузя будет плохо обращаться с хлебом ? А что вам запомнилось из нашего занятия? Какой вывод мы должны сделать ? А теперь я предлагаю нарисовать рисунки про хлеб и отправить Кузе, чтобы он не забыл что такое хлеб и как его надо беречь.
Все права на материалы
сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе
законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта. Оплачивая товары и услуги нашего сайта, Вы соглашаетесь с договором-oфертой.