Программное содержание Закрепить знания детей о русской избе ;внешний вид, предметы быта . Вспомнить традиции русских людей, научить детей изготавливать тря- пичную куклу. Воспитывать самостоятельность во время ручного труда, интерес к национальной культуре, чувство взаимопомощи.
Дети входят в группу, садятся на стульчики. Воспитатель обращает внимание на гостей. Предлагает на время забыть, что в группе гости и заняться тем, что предложит.
Голос Эгее –охо-х! детушки- лапушки! Вы меня слышите ? Я вас к себе в гости приглашаю , жду поджидаю, один дома скучаю!
Воспитатель Интересно , кто это нас зовёт? Вы не знаете кто может нас с вами в гости пригласить? Эй ,кто ты? И куда нас в гости зовёшь?
Голос Жду вас в избе русской ,тёплой .да уютной! А кто я отгадайте . Живу в избе за печкой ,сплю свернувшись я колечком. Я не кошка инее кот. Я хозяин вдоме—вот! И шутник я и затейник, лучший друг мой – старый веник ! Кто я догадались ?
Воспитатель Да . Это наш друг домовёнок. Пойдё к нему в гости в избу ? Посмотрим, чем он нас на этот раз порадует, а заодно и об избе всё вспомним. Как она снаружи выглядит, как внутри устроина, какое убранство, какие Старинные предметы быта есть. А ещё попросим Кузю рассказать ипоказать какой –нибудь старинный обычай или традицию. Согласны ? давайте поговорим о правилах поведения. Подойдя к избе входить сразу надо? Как себя вести ,войдя в избу? Ну тогда , добры молодцы, да красны девицы давайте собираться,нар яжаться, да в гости отправляться. (надевают фуражки,платки, бусы). Воспитатель Тили бом ,тили бом! Посмотрите Кузин дом! Весь из брёвен срублен он, ставни расписные, Наличники резные. И заваленка здесь есть –так ихочется присесть!
Нравится дом? Красивый? Как в старину называли дом? Сейчас говорят «строить дом», а раньше как говорили? Чем рубили избу? Из каких деревьев? Как говорили о топоре? Окнами в какую сторону ставили дом? Что прикрепляли над окошками? Зачем? Что прикрепляли по обе стороны окна? Что обозначали открытые и закрытые ставни? Что ниже окон? Что крепили на самом верху крыши,на коньке?
У Кузи ставни открыты или закрыты? Значит Кузя дома или нет? Не забыли как вести себя в гостях? ВОШЛИ 1 ребёнок Эта изба ровно легла. На дворе капель, так и тут тепель. Домом жить не развесив уши ходить. Домом жить не лукошко шить. Домом жить обо всём тужить. Дом вести не лапти плести. Воспитатель Да и правда –всё у домовёнка в избе ладненько, да чистенько. Все вещи на своих местах. А где же хозяин? Кузьма Егорович, где ты? Ты нас в гости звал? Или не рад? Выходи!
Из под печки вылазиит домовёнок. Здравствуйте, гости! Рад я вам,рад. Гостю почёт – хозяину честь. Проходите,выбирайте местечко по душе, Будьте , как дома. У меня для каждого найдётся и местечко и словечко. Проходите ,гости, не стесняйтесь. Поудобнее рассаживайтесь. Полна горница гостей, стало в горнице светлей! Воспитатель Спасибо,Кузьма Егорович,за слова приветливые. Туда голуби летают,где их привечают. А чем ты нас позабавишь?
Домовёнок А позабавлю я вас загадками. Все они про предметы,которые в этой избе находятся. Живут они в моём волшебном чугунке,только я читать неумею,Е. В. лрочитайте сами.
1 четыре братца под одной крышей живут. (где в старину ставили стол? Какой был стол?) 2 в воде родится,воды боится,её не едят и без неё не едят. (где стояла соль,в чём,какие правила пользования солью знаете) 3 таять может ,а не лёд. Не фонарь ,а свет даёт. (для чего свеча? У кого были свечи, а у кого лучины) 4 в чём качали маленьких детей? (какое поверье было ,связ—е с люлькой?) 5 маленький ерофейка ,подпоясан коротенько По полу скок и в уголок. (где стоял веник,почему,что люди считали ,ставя веник в угол?) 6 железный конь скачет в огонь. (где ставили кочергу,почему?) 7 рогатый ,да небык,хватает, да несыт, Людям отдаёт,сам на отдых идёт. (где ставили ухват,как,какое поверье было ,связанное с ухватом?) 8 стоит девица в избе ,а коса на улице. (как называли печь,для чего она нужна была?) 9 концами над водой висит,серёдкой на печи лажит. (для чего нужно коромысло,сейчас пользуются?)
Воспитатель Кузьма Егорович,ты доволен ответами на свои загадки? А почему ты грустный? Или нам не рад? Кузя Да рад я вам ,рад. Только настроение что – то пропало. Воспитатель Не грусти, Кузя,мы знаем одну игру русскую народную. Она очень интересная и весёлая. Хочешь с нами поиграть? У тебя и настроение сразу поднимется. Называется игра»Чепуха». Объясняю правила. На ухо каждому игроку я шепчу слово. Потом я буду задавать вопросы,а вы должны этим словом ответить. ХОД ИГРЫ Ходим ,ходим мы по кругу и смеёмся друг над другом. Кто ,что съел,кто что одел,в чем на небо улетел. (задаются слова и вопросы к ним)
Воспитатель Понравилась игра? К.Е. а что это за кукла у тебя висит? Ты о ней нам никогда не рассказывал. Кузя А это мой оберег. Он мне от моей мамы достался, а моей маме от её мамы . ей уже 200 лет . Воспитатель Как я сразу не догадалась! У моей старенькой бабушки тоже такая Кукла есть. Называется она тряпичная. Бабушка рассказывала ,что в старину таких кукол делали взрослые и дети сами, скручивали их из лоскутков . если кукла предназначалась для игры, то рисовали лицо, А если оберег ,то без лица. Тряпичную куклу –оберег мать дарила своей дочери или сыну в день свадьбы. Считалось, что кукла –оберег будет хранить молодую семью от несчастий и неудач. Эта кукла передавалась по наследству . маленькую куклу – оберег давали мужчинам в карман в дальнюю дорогу, в армию,на войну. Кузя ,а у тебя ,случайно , лоскутков нет? Мы –бы и себе кукол сделали .
Кузя Всё у меня есть! Давно приготовлено! Вон там ,на столах лоскутки, садитесь и мастерите.
Сели за столы. Показываю последовательность работы. Повторяем посхеме-модели. Дети выполняют работы.
Воспитатель Домовёнок , посмотри ,как дети постарались. Тебе нравится? Все справились с заданием? Спасибо тебе,Кузьма Егорович, за гостеприимство. Пора нам домой. Давайте прощаться.
Мальчик Жить тебе ,изба,поживать,да добра наживать. Без зла и без вихря,без всякого лиха. Чтобы было тепло,чтобы было светло, Чтоб своё воделось, да и нам хватило.
Девочка До свиданья ,изба, Живи,изба здорова, живи,изба, богато! Дай тебе того же ,что инам тоже. Мерку жита, кусок сала,корец яиц, да итого мало!
У Ш Л И Встречает помощник воспитателя. Спрашивает где были.
Дети рассказывают.
Воспитатель Дети у нас молодцы! Знают ,как себя в гостях вести ,знают много об избе, о предметах, которые в избе находятся . Куколок вот себе смастерили.
А теперь ,дети, если вы хотите себе куклу для игры сделать ,то дорисуйте лица, а если оберег , то оставляйте без лица.
Все права на материалы
сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе
законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта. Оплачивая товары и услуги нашего сайта, Вы соглашаетесь с договором-oфертой.