Научно-исследовательский проект
"Антропонимы как прием противопоставления в произведениях Л.Н. Толстого "Кавказский пленник" и И.С. Тургенева "Муму"
Антропонимика - наука лингвистическая и в то же время как никакой другой раздел языкознания носит междисциплинарный характер, поскольку обращается к фактам не только языкознания, но и антропологии, этнографии, истории, психологии, социологии, теории коммуникации, теологии, юриспруденции, культурологии, литературоведения. Имена собственные, в частности антропонимы, привлекают внимание логиков и философов, а также представителей других гуманитарных наук уже более двух тысяч лет [7, с.151].
Разработкой вопросов антропонимики, в том числе и литературной ономастики, занимались В.Д. Бондалетов, А.В. Суперанская, Н.В. Подольская. Из югорских ученых можно выделить А.М. Гильбурда, Н.Н. Парфенову. А.В. Суперанская в своей книге «Общая теория имен" делила значение не только семантике имени собственного, но и классификации. Н.В. Подольская впервые классифицировала ономастические термины. Данную классификацию мы используем в своем научном исследовании[2]Н.Н. Парфенова, работающая на сегодняшний день в Сургутском педагогическом университете, создала труд, который вобрал в себя северные имена и фамилии, А.М. Гильбурд занимался изучением антропонимики в произведениях М.Ю. Лермонтова. Список ученых-ономастов можно расширить такими фамилиями как Л. Успенский, Б.О. Унбегаун и многими другими.
Литературные антропонимы представляют огромный интерес для изучения в связи с особенностями их функционирования в художественном тексте.
Таким образом, мы можем говорить об актуальности данного исследования, поскольку на фоне детально рассмотренных изобразительно-выразительных средств в произведении антропонимы выступают как особая система, дающая характеристику художественным образам.
Проблема исследования: Критические исследования художественных произведений, анализ художественных текстов показывает, что область разбора художественного произведения находится в поле изобразительно-выразительных средств, композиционных особенностей. Нередко исследователи творчества писателей и поэтов обращают внимание на синтаксические связи в тексте. Очень редко встречаются исследования именований в контексте художественного произведения, как полноценных изобразительных средств, способствующих раскрытию темы, идеи и проблемы, обозначенных в тексте.
Цель исследования: Выявление функционирования антропонимов в произведениях Л.Н. Толстого и И.С. Тургенева в качестве приема противопоставления.
В соответствии с целью определены следующие задачи.
- Охарактеризовать антропонимические системы произведений Л.Н. Толстого и И.С. Тургенева.
- Выявить приемы противопоставления посредством употребления антропонимических моделей
- Проанализировать особенности употребления антропонимов в тексте художественного произведения.
Объект исследования: использование имен собственных в художественных произведениях писателей XIX века как стилеобразующий элемент.
Предмет исследования: произведения писателей XIX века Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» и И.С. Тургенева «Муму».
Гипотеза исследования: авторы произведений дают названия персонажам не случайно. Все именования без исключения служат для реализации цели, задуманной писателем, раскрытия темы и идеи произведения
В структуре художественного текста литературные антропонимы являются элементами художественной системы текста, помогают раскрывать сюжетные коллизии, эмоциональные переживания героев.
Функции антропонимов в художественном тексте базируются на свойствах и возможностях имени собственного как лингвистической категории. Однако эти функции в тексте имеют уже не коммуникативное, а эстетическое значение, которое часто выходит за пределы языкознания, и изучается в литературоведением.
Монографии ученых-ономастов, таких как Арутюнова Н.Д., Ахметзянова Л.Р., Суперанская А.В. доказывают, что имя собственное в любом произведении (прозаическом, стихотворном) несет определенную художественную нагрузку. Оно может рассказать об особенностях эпохи, в которую было написано произведение, о том, какие имена бытовали в определенной социальной среде .
Антропонимы могут служить изобразительно-выразительным приемом, помогающим понять художественный текст и систему образов. Если мы рассмотрим схему создания литературного образа, то непременно увидим, что имя героя является одной из главных и основных характеристик (см. Рис. 1). Таким образом, можно утверждать, что имя является главной составляющей всей цепи событий, происходящих в произведении.
|