Конспект непосредственной
образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей логопедической группе
на тему: «Путешествие в волшебную страну
Геометрию»
Цель:
закрепить знание геометрических
фигур
Задачи:
Образовательные:
Ø
закреплять
представление о геометрических фигурах, умение распознавать их, сравнивать по форме, цвету, размеру,
Ø
закреплять умение сравнивать множества по разным признакам,
Ø
совершенствовать навыки прямого счета в пределах 7,
Ø
продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости, понимать поставленную задачу и выполнять ее самостоятельно,
Ø
формировать умение работать в команде.
Развивающие:
Ø
развивать внимание,
Ø
логическое мышление,
Ø
память,
Ø
мелкую моторику
рук,
Ø
зрительно – двигательную координацию.
Воспитательные:
Ø
воспитывать самостоятельность,
Ø
творческую активность,
Ø
чувство товарищества.
Предшествующая работа:
Ø
Рассматривание
геометрических фигур, классификация их по цвету, размеру, форме, преобразование
их в предметы.
Ø
Отгадывание
загадок, проведение дидактических игр на умение различать времена года, части суток.
Ø
Ориентировка в
окружающем пространстве и на листе бумаги.
Материалы
и оборудование:
Ø
«Сверток» с текстом,
Ø
Письма с заданиями 4 шт.,
Ø
воздушные шары 4 шт.,
Ø
домики с фигурами
4шт.,
Ø
плакат «Соедини линиями»,
Ø
веревочка с письмом,
Ø
человечки 2 шт. и «письмо»,
Ø
печенье,
Ø
раздаточный
материал - геометрические фигуры на каждого ребенка,
Ø
«заклинание» текст,
Ø
Музыкальное
сопровождение к «полету» на «Ковре-самолете» и физминутке «Червячки»
Содержание:
(Дети
заходят в группу и встают в круг)
Воспитатель:
- Ребята,
давайте поздороваемся друг с другом -
пожмем руку, я начну, а вы продолжите.
(Передают
рукопожатие по кругу)
-У
нас в группе присутствуют гости, давайте и с ними поздороваемся. (Здороваются)
-Ребята,
а вы любите сказки? (Ответы детей)
-Сегодня
я предлагаю вам поиграть в сказку, как вам такое предложение?
(Ответы детей)
-Как
вы думаете, на чем можно отправиться в сказку? (Ответы детей)
-Если
мы отправляемся в сказку, значит, и транспорт должен быть сказочным!
-Дайте
подумать, а если мы отправимся на ковре-самолете? Ковер у нас есть, а чтобы он
стал волшебным нужно произнести заклинание, я как раз знаю такое! (Произносит заклинание:
«Ты
наш коврик добрым будь,
Отвези
нас в дальний путь,
И
обратно привези
Заклинаю
Раз,
два, три!»
Звучит
музыка - «Волшебство»)
Воспитатель:
- Ну вот! Получилось! Приглашаю всех на ковер-самолет!
Рассаживайтесь поудобнее. А полетим мы с вами в волшебную страну Геометрию. Как
вы думаете, кто живет в этой стране?
(Геометрические
фигуры).
-Итак, приготовились,
взлетаем!
(Дети
по показу воспитателя выполняют движения под музыку)
-Приготовились, идем на
посадку!
-Ну, вот мы и на месте.
Странно, почему нас никто не встречает? Ой, посмотрите, здесь какой-то сверток
лежит. Давайте прочитаем, что здесь написано?
(Читает обращение геометрических человечков к детям:
«Дорогие
Ребята!
У
нас в стране Геометрии случилась беда,
злая
волшебница заколдовала наших жителей
и
теперь они не могут выйти из своих домиков
чтобы
встретить дорогих гостей.
Мы
очень рассчитываем на вашу помощь!
Чтобы
снять заклятие
нужно
выполнить математические задания»
Воспитатель:
-Ну что ж, ребята, сможем
помочь местным жителям? (Ответы детей)
-Я тоже думаю, что вы справитесь,
только какие задания нужно выполнить? Оглянитесь, вы ничего необычного не
замечаете вокруг? (Шарики)
(По
группе расставлены магнитные мольберты с заданиями, к ним привязаны шарики с
инструкцией к выполнению)
Воспитатель:
-Давайте подойдем поближе и
все узнаем!
(Выполняют задание № 1):
Разбейтесь на 2 команды с
помощью счета по порядку на первый и второй, разделите задания и ответьте на
вопросы:
1 команде:
-Какие времена года вы
знаете?
-К какому времени года вы
отнесете свою картинку и почему?
2 команде:
-Какие части суток вы знаете?
-Встаньте по порядку как
происходит смена частей суток?
- посмотрите на домик, как вы
думаете, кто живет в этом домике? (Треугольники)
-Сколько треугольников
смотрят в окно(5)
-Что мы можем сказать о
треугольниках? (Они разного цвета)
-Какого цвета треугольники?
(Красные и синие)
-Каких больше, каких меньше?
-Молодцы справились с
заданием, посмотрите у домика открылась дверь, кто это нас встречает? (Треугольный человечек)
-Пойдемте дальше, а вот и
следующее задание:
(Выполняют задание № 2):
Воспитатель:
«Отгадайте загадки и
разложите отгадки на листе бумаги»:
(Дети садятся за столы и располагают ответы,
на загадки располагая их на листке в заданном воспитателем порядке)
1.
Каждый угол в нем
прямой,
Все
четыре стороны одинаковой длины. (квадрат)
-Положите
квадрат посередине листа
2. Нет углов у меня
И похож на блюдо я.
(круг)
-Положите
круг в правом верхнем углу.
3. Четыре угла и четыре стороны,
Мои стороны разной длины:
Две длинные, и две короткие. (прямоугольник)
- Положите прямоугольник в
левом нижнем углу
4.
Три стороны и три
угла,
И столько же вершин.
(треугольник)
- Положите треугольник в
правом нижнем
5.
На круг похож я,
Только вытянут слегка. (овал)
- Положите овал в левом
нижнем углу
-Молодцы, и с этим заданием
справились.
-Посмотрите на следующий
домик. Кто живет в нем? (Круги)
-Посчитайте, сколько окон в
этом домике? (6)
-Что вы можете сказать о
кругах? (Они разные, большие и маленькие)
- Сколько больших? Сколько
маленьких? Каких больше, каких меньше?
-Смотрит, а нас уже встречает
круглый человечек!
-А сейчас предлагаю немножко
отдохнуть!
Физминутка
(Дети
выполняют движения под музыку « Червячки»)
Воспитатель:
-Я думаю, что теперь
геометрические человечки тоже будут играть в эту игру. А сейчас продолжим
спасать страну Геометрию. А вот и следующее задание:
(Выполняют задание № 3):
Соедините геометрические фигуры и предметы, которые на
них похожи 
(Дети
по очереди проводят соединительные линии)
-Посмотрите,
кто живет в этом домике? (Ромбы)
-Что
можем сказать о ромбах? (Они разного
цвета и размера)
-Каких
больше, каких меньше?
-Молодцы,
идем дальше, смотрите здесь какая-то доска с гвоздиками и записка!
Выполняют
задание № 4:
Воспитатель:
При
помощи резиночек постройте геометрические фигуры: 
-И
с этим заданием вы справились, давайте проверим, кто живет в следующем домике. (прямоугольники)
-Посчитайте
сколько их? Какие они? (Большие и
маленькие)
-Какой
человечек нас встречает? (Прямоугольный)
-Вот
и все, ребята, мы все домики открыли!
-Ой,
смотрите, нас встречают геометрические человечки! У них записка какая-то,
прочитаем? (Читают записку):
Спасибо,
дорогие ребята, за то,
что
разрушили колдовство злой волшебницы
Но
перед тем как вы отправитесь домой
предлагаем
выполнить еще одно интересное задание.
(Выполняют
задание № 5):
-Назовите
все фигуры, из которых мы состоим и посчитайте их. (Дети называют фигуры и
считают их.)
Воспитатель:
-Здесь
что-то еще написано:
Молодцы,
ребята!
За
вашу работу, мы приготовили вам сюрприз!
Возьмите
эту коробочку, но что в ней,
вы
узнаете, когда вернетесь домой.
До
свидания!
Воспитатель:
-
наше путешествие подошло к концу и нам пора возвращаться. Прошу пройти всех на
ковер-самолет. Взлетаем!
(Под музыку выполняют движения, изображающие полет)
-
Вот мы и вернулись. Понравилось вам путешествие?
А что запомнилось больше всего?
-
Мне тоже понравилось, что вы были смекалистыми, сообразительными, внимательными
и активными.
-
Хотели бы вы еще раз побывать в стране Геометрии? (Ответы детей)
- Значит
будем ждать приглашение!
А
сейчас давайте посмотрим какое угощенье для вас приготовили наши друзья - геометрические
человечки . Да это же геометрическое
печенье!
Угощайтесь
на здоровье и повторяйте геометрические фигуры!
|