Опытно-экспериментальная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста
(17.7 Kb)
15.02.2012, 22:38
Закирова Л.М., Савюк Р.В.
воспитатель МДОУ Детский сад "Аленький цветочек" Г.Ноябрьск
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида «Аленький цветочек» муниципального образования г. Ноябрьск Тюменской области
«Опытно-экспериментальная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста»
Пояснительная записка В дошкольных образовательных учреждениях экспериментирование может быть организовано в трех основных направлениях: специально организованное обучение, совместная деятельность педагога с детьми и самостоятельная деятельность детей. Важно помнить, что занятие является итоговой формой работы исследовательской деятельности, позволяющей систематизировать представления детей. Проблемные ситуации, эвристические задачи, экспериментирование могут быть также частью любого занятия с детьми (по математике, развитию речи, ознакомлению с окружающим, конструированию и т д.) ориентированного на разные виды деятельности (музыкальной, изобразительной, естественнонаучной и др.) Предлагаемая ниже структура занятия - экспериментирования является примерной и может быть скорректирована в практике работы.
Примерный алгоритм проведения занятия-экспериментирования. 1.Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, беседы, чтение, рассматривание, зарисовки) по изучению теории вопроса. 2.Определение типа вида и тематики занятия - экспериментирования. 3.Выбор цели задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные задачи). 4.Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, мышления. 5.Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования учебных пособий. 6.Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом возраста детей изучаемой темы. 7.Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и т.д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.
Примерная структура занятия-экспериментирования. 1.Постановка исследовательской задачи. 2.Тренинг внимания, памяти, логики мышления. 3.Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования. 4.Уточнение плана исследования. 5.Выбор оборудования и размещение детьми в зоне исследования. 6.Распределение детей на подгруппы. 7.Анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования.
ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА ДЛЯ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ. Организация мини-лабораторий в детском саду. В мини-лабораториях может быть выделено: 1.Место для постоянной выставки. 2.Место для приборов. 3.Место для выращивания растений. 4.Место для хранения природного и бросового материалов. 5.Место для проведения опытов. 6.Место для неструктурированных материалов (стол «песок-вода» и емкость для песка и воды и т.д.)
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ (младший возраст). 1.Бусинки, пуговицы. 2.Веревки, шнурки, тесьма, нитки. 3.Пластиковые бутылочки разного размера. 4. Разноцветные прищепки и резинки. 5.Камешки разных размеров. 6.Винтики, гайки, шурупы. 7.Пробки. 8.Пух и перья. 10.Фотопленки. 11.Полиэтиленовые пакетики. 12. Семена бобов, фасоли, гороха, косточки, скорлупа орехов. 13. Спилы дерева. 14. Вата, синтепон. 15. Деревянные катушки. 16. Киндер-сюрпризы 17.Глина, песок. 18. Вода и пищевые красители. 19. Бумага разных сортов.
СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ. Младший дошкольный возраст. Работа с детьми направлена на создание условий для сенсорного развития в ходе ознакомления их с явлениями и объектами окружающего мира. В процессе формирования обследовательских действий детей педагогам рекомендуется решать следующие задачи: -Сочетать показ ребенка с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т.д.) -Сравнивать сходные по внешнему виду предметы. -Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений. -Использовать опыт практической деятельности, игровой опыт. Основное содержание исследований предполагает формирование следующих представлений: 1.О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево). 2.О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом и т.д). 3. О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа). 4. О способах исследования объекта. 5. О предметном мире. В процессе исследования-экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко - низко-далеко; мягкий - твердый - теплый и т.д.).
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ. Сентябрь. 1. «Узнаем, какая вода» Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества). 2. «Игры с веерами и султанчиками» Цель: познакомить детей с одним из свойств воздуха-движением; движение воздуха-это ветер. 3. «Поиграем с солнышком» Цель: определить, какие предметы нагреваются лучше (светлые или темные), где это происходит быстрее (на солнышке или в тени). 4. «Свойства песка» Цель: познакомить со свойствами песка (состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется, пропускает воду, на песке остаются следы, слипается, мокрый темнее сухого). Октябрь. 1.«Чудесный мешочек» Цель: познакомить с органами чувств и их назначением. 2.«Поиграем с ветерком» Цель: обнаружить движение воздуха в природе. 3.« Что в коробке» Цель: познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа), показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы. 4.« Почему осенью бывает грязно» Цель: познакомить с тем, что почва по-разному пропускает воду. Ноябрь 1.« Волшебные дощечки» Цель: определить с помощью пальцев форму, структуру поверхности. 2 .«Легкий - тяжелый» Цель: показать, что предметы бывают легкие и тяжелые, научить определять вес предметов и группировать предметы по весу. 3.« Найди по звуку» Цель: определять и различать издаваемые шумовые звуки. 4. «Глина, ее качества и свойства» Цель: научить узнавать предметы, сделанные из глины, определять качество глины (мягкость, пластичность, степень прочности) и свойства (мнется, бьется, размокает). Декабрь. 1.«Горячо-холодно» Цель: научить определять температуру веществ и предметов. 2.«Чудесный мешочек» Цель: познакомить с предметами, проводящими тепло; определять на ощупь самый твердый предмет. 3.«Окрашивание воды» Цель: выяснить свойства воды (вода прозрачная, но может менять свою окраску, когда в ней растворяются окрашенные вещества). 4.«Снег, какой он» Цель: познакомить со свойствами снега во время снегопада (белый, пушистый, холодный, липкий, тает в тепле). Январь. 1.« Игры с соломинкой» Цель: дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими; воздух можно почувствовать и увидеть. 2.«Снег. Какой он» Цель: познакомить со свойствами снега в морозную погоду (холодный, блестящий, сверкающий, рассыпчатый, плохо лепится) 3.«Как из снега получить воду» Цель: формировать простейшие представления о свойствах снега (тает в тепле). 4.«Как воду превратить в лед» Цель: познакомить со свойствами воды (превращается в лед при низких температурах). Февраль. 1.«Изготовление цветных льдинок» Цель: познакомить с одним из свойств воды. 2.«Мороз и снег» Цель: закрепить знания о свойствах снега в зависимости от температуры воздуха. 3.«Свойства льда» Цель: познакомить со свойствами льда (лед-это твердая вода, в тепле лед тает), учить устанавливать простейшие закономерности. 4.«Ветер по морю гуляет» Цель: познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, научить различать его силу. Март 1. «Плавает-тонет» Цель: учить детей определять легкие и тяжелые предметы (одни остаются на поверхности воды, другие тонут) 2 .«Бумага, ее качества и свойства» Цель: научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит). 3. «Посадка лука» Цель: уточнить представления о луковице, показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений. 4. «Поплывет не поплывет» Цель: развивать представление о весе предметов. Апрель. 1.«Здравствуй, солнечный зайчик» Цель: дать представление о том, что «солнечный зайчик»- это луч солнечного света, отраженного от зеркальной поверхности. 2.«Веточка березы» Цель: наблюдать за появлением листочков на веточках, поставленных в воду. 3.«Древесина, ее качества и свойства» Цель: учить узнавать предметы, изготовленные из древесины, определять ее качество (твердость, структуру поверхности; толщину, степень прочности) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде). 4.«Что в пакете» Цель: дать детям понятие о том, что воздух находится вокруг нас, он может быть холодным, теплым, влажным. Май. 1.«Спрячь пуговку» Цель: способствовать накоплению представлений о свойствах воды (жидкая, прозрачная, бесцветная), вода изменяет цвет. 2.«Пирожки для Мишки» Цель: расширять знания о свойствах песка, развивать умение, сравнивать, делать выводы. 3.«Сравнение песка, почвы и глины» Цель: познакомить со свойствами песка, почвы и глины. 4.«Ткань, ее качества и свойства» Цель: учить узнавать вещи из ткани, определять ее качество (толщину, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит).
Все права на материалы
сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе
законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта. Оплачивая товары и услуги нашего сайта, Вы соглашаетесь с договором-oфертой.