Задачи: 1. Развитие умения подбирать «заместителя» по заданному признаку (размеру и цвету геометрических фигур); 2. Построение двигательной модели по ходу изложения; 3. Закрепление содержания отдельных эпизодов сказки с помощью «заместителей»; 4. Развивать мышление, творческое воображение, связную речь детей. Расширять словарный запас; 5. Нравственные задачи: умение слушать воспитателя и советы товарищей, не перебивать, отвечать полным ответом, правильно сидеть за столами, уметь оценивать сказочные поступки героев.
Материал: Текст сказки «Коза - Дереза». У каждого ребенка кружки разной величины и цветов: белый, серый, коричневый, красный, черный, полоски: зеленая, синяя, треугольник - зеленый, квадрат - синий.
Ход занятия:
Эмоциональный настрой детей на занятие. Звучит музыка Воспитатель. - Ребята, посмотрите, друг на друга, улыбнитесь друг другу. Теперь улыбнитесь мне, а я вам. Какое у вас настроение? (Хорошее, доброе, улыбчивое, веселое бодрое...) -Вот с этим добрым настроением мы и начнем наше занятие. -Сегодня мы поговорим о сказках. Я знаю, вы их очень любите. -Расскажите, за что вы любите русские народные сказки? (В сказках живут животные, умеющие разговаривать, в них происходят чудеса и волшебство, в сказках всегда добро побеждает зло, они учат нас быть добрыми) -Как вы думаете, что произойдет, если исчезнут сказки? (Нам будет скучно и не интересно без сказок, исчезнет добро, чудеса и волшебство)) - Правильно, вместе со сказками исчезнет из нашей жизни доброта, чудеса и волшебство. Чтобы этого не произошло, и сказки всегда оставались с нами, нужно просто любить и уметь интересно рассказывать их. - Признаюсь, дети, я тоже люблю сказки. Сегодня мы побываем в гостях у нашей старой знакомой Козы-Дерезы. -Она главная героиня, какой сказки? (Русской народной сказки «Коза – Дереза») -Но в этой сказке есть и другие персонажи, назовите их? (Дед, бабка, зайка, медведь, петушок) -Молодцы! Правильно назвали. -Герои сказки прийти сами не смогли, но они прислали своих «заместителей». У каждого персонажа есть «заместитель» в виде геометрической фигуры. -Ваша задача подобрать «заместители» нашим героям. Даю вам подсказку: у героев животных «заместители» - круги, у деда с бабой - прямоугольные полоски, у кустика - треугольник, у домика - квадрат. -Давайте вспомним, какой была по характеру Коза - Дереза в сказке? (Хитрая, злая, обманщица) - Опишите внешний вид козы. (Коза большая, шерсть у нее белая, глаза черные, рога острые, нога кривая) -Какой круг похож на козу? (Белый) - Какого цвета ты взял круг? Кого он обозначает? - Что сделала коза с зайцем? ( Выгнала зайку из хатки) - Зайка в хатке, какой? ( Серенький, пушистый, с длинными ушами, еще он слабый, но хороший) - Какой круг похож на него? (Серый) - Какие звери помогали выгнать козу из зайкиной хатки? (Зайцу помогали медведь и петух) - Какой кружок похож на медведя? ( Коричневый) - А почему коричневый? ( Медведь большой, косолапый, а шерсть у него коричневая) - А какой петушок в сказке? ( На голове у него красный гребешок, на ногах шпоры, на плече острая коса) -Какой круг похож на петушка? (Красный) -Почему именно красный круг? - Теперь поговорим о деде и бабке. Какой дед в сказке? Какая полоска похожа на него? -А бабка? Какая полоска похожа на нее? - Что будет означать зеленый треугольник в сказке? (Кустик) - А синий квадрат? (Зайкина хатка) - Ребята предлагаю вам произнести волшебные слова: «Крибли- крабли-бомс!» и превратить геометрические фигуры в героев сказки, (под музыку дети произносят волшебные слова) - Вот и собрались все герои нашей сказки у вас на тарелочках. Я слышу их разговоры, но не все слова понимаю. Коза деду говорит: «...а как бежала через гребельку, проглатила воды капельку». Что такое гребелька? (узкая дощечка). И еще, что значит «лупить» (бить). Объясните мне, пожалуйста, что коза из хатки кричала: «Как выскачу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам» (Во все стороны). Как понять «хлопнулась» (упала). - Теперь я знаю, вы сможете понять, о чем говорят сказочные персонажи. Слышу, что они предлагают нам поиграть. Но перед этим давайте вспомним пальчиковую гимнастику «Домик Теремок».
Стоит в лесу домик - теремок, (пальцы раздвинуть в стороны) На двери висит замок, (пальцы переплетены в замок) Открывает его волк: (движения сомкнутыми кистями) влево, вправо) Дерг - дерг, дерг - дерг. (движения сомкнутыми кистями ) Пришел Петя-петушок (пальцы подняты вверх, изображая гребешок) И ключом открыл замок (пальцы размыкаются и соединяются, изображая крышу)
- Теперь слушаем правила игры: я рассказываю вам сказку, а вы вслед за мной разыгрываете сюжет сказки с помощью «заместителей» героев сказки. «Жили-были дед и баба. И была у них коза...» (Идет обыгрывание содержания сказки с помощью «заместителей») - Мне понравилось, как вы разыграли сказку. Теперь давайте отдохнем и поиграем с нашей Козой - Дерезой.
Физкультминутка «Коза - Дереза». Я Коза - Дереза Коза - черные глаза Острые рога, Кривая нога. Глазками - хлоп-хлоп, Ножками - топ-топ. Забодаю, забодаю, забодаю!!!
- Вы так здорово играли в сказку, что мне тоже захотелось в нее поиграть с помощью этих фигурок. Я выберу те эпизоды, которые мне больше всего понравились в сказке, а вы мне помогите. Я буду играть, а вы рассказывать содержание. Будьте внимательны! (я играю, а дети рассказывают содержание) - Молодцы, порадовали вы меня! Вы хорошо пересказали эпизоды сказки. Поэтому приглашаю вас на лесную полянку. На полянке стоят 4 домика. В них живут звери из нашей сказки. Кто живет в белом домике? (Козочки) Кто в сером? (Зайчики) Кто в коричневом? (Медведи) Кто в красном? (Петушки) У меня на подносе кружки, они означают тех животных, которые живут в этих домиках. Прежде, чем выбрать кружок подумай, какой сказочный герой тебе понравился больше всего, и посмотри, где находится его домик. Выбирайте. У тебя кружок, какого цвета? Кто это? Теперь вы превратились в коз, зайчиков, медведей и петушков. И мы с вами поиграем. (Под музыку дети находят домики сказочных героев). - Молодцы! Никто из зверюшек, не ошибся. Обратите внимание, у нас в каждом домике живут несколько зайчиков, коз, медведей и петушков. Все мы не только соседи, но и хорошие, добрые друзья. Вот и подошло к концу наше занятие. Молодцы, вы хорошо поработали, вы сумели найти для каждого героя сказки своего «заместителя», и с помощью «заместителей» передать содержание сказки, взаимоотношения сказочных героев. Вы хорошо справились с поставленной задачей, меня это радует, и я думаю, вы справитесь с новой задачей: как записать сказку без слов? (Ее можно записать «заместителей»). Тогда предлагаю устроить вечерние посиделки, на которых с помощью своих записей вы попробуйте рассказать любимую сказку вашей семьи. Надеюсь, ваши мама и папа помогут вам.
|