Задачи:
1. Познакомить с праздником Сороки. Продолжать приобщать детей к культурным наследиям русского народа через заклички, приметы, поговорки и русские народные игры. 2. Обобщить знания детей о птицах 3. Закрепить знания о классификации птиц: перелётные, зимующие, пролётные. 4. Воспитывать любовь к народному творчеству, природе, любовь к птицам, воспитывать желание помогать птицам.
Предварительная работа: Заучивание закличек, лепка жаворонков из теста, раскрашивание, знакомство с легендой о 40 мучениках.
Оборудование: Магнитный календарь с табличками дней недели и числами разложенных в беспорядке на столике, отрывной календарь, магнитофон с записью пения птиц, журчанием ручья, берёза настоящая на ветках прикреплены изображения птиц, индивидуальные листочки для задания, три обруча, запись музыкального произведения «Жаворонки», элементы народных костюмов. Ход Дети заходят в группу, здороваются - А теперь возьмите друг друга за руки, улыбнитесь мне, а я улыбнусь вам. - Пожелаем друг другу добра. Я желаю вам добра - подаю руку, дети кладут свои руки сверху, и все вместе произносим: мы желаем всем добра. - Ребятки, мне кажется, даже солнышко ярче светить стало. - А почему, как вы думаете, солнышко ярко светит? - Потому ,что мы улыбнулись друг другу.(ответы детей) А еще, почему ярко светит солнце? - Потому что наступила весна!(ответы детей) - Правильно, наступила весна! А по каким признакам вы почувствовали приближение весны? - (появились проталинки, сосульки, день длинный, а ночь короткая, солнце ярко светит, снег стал рыхлый, чёрный),(ответы детей) - А какой месяц сейчас идёт? - Наступил март месяц. (ответы детей) - Да, ребята, в народе говорят: «Пришел март - капельник и зима заплакала». Ребята, давайте подойдём к магнитному календарю и отметим, какое сегодня число, день недели. На нем мы уже поставили табличку с названием месяца, а день недели сегодня какой? - Сегодня понедельник. - Правильно, сегодня день недели - понедельник. А понедельник , какой по счету день? - Понедельник первый день недели.(напоминаю чтоб дети отвечали полными предложениями, хвалю за ответы). - Отметьте день недели на магнитном календаре (ребенок выбирает карточку с надписью дня недели, которые лежат на столе). - А какое сегодня число? На отрывном календаре мы видим листок где обозначена ещё пятница19 марта, а сегодня понедельник, значит ,сколько листков календаря нужно оторвать? - Нужно оторвать 2 листочка: суббота, воскресенье.(отвечают дети) - Так какое сегодня число? - Сегодня 22 марта. (отвечают дети) - Отметьте на календаре нужное число ( ребенок выбирает карточку с нужными цифрами, которые лежат на столе и размещает на магнитном календаре). - А теперь назовите сегодняшнюю дату. - Сегодня 22марта, понедельник. - Беру в руки отрывной календарь. А сегодня- то день необычный (говорю загадочным голосом), 22 марта народный праздник -«сороки». Найдите значок праздника на столе и поставьте обозначение праздника в окошечко на магнитном календаре. - А теперь, ребята, давайте сядем на лавочки и почитаем что же написано в календаре о сегодняшем празднике?(дети рассаживаются на скамеечки) Помните , я вам рассказывала легенду о 40 воинах? Так вот, с того давнего времени на Руси стали отмечать этот день, то есть 22 марта. Утром хозяйки из оставшейся ржаной и овсяной муки пекли 40 хлебных шариков, а затем выбрасывали каждый день по одному шарику на улицу, задабривая мороз, и говорили:
«Мороз - красный нос Вот тебе хлеб и овёс. А теперь убирайся по добру — поздорову.
В народе говорили. Что мороз, наевшись хлебных шариков, уйдёт совсем, а прилетят 40 разных птиц и весну на крыльях принесут. А ещё есть такая примета: если с 22 марта, то есть с сороков, каждый день заморозки, то лето будет тёплое. И чтобы приблизить наступление весны, тепла, люди придумали ещё один обряд — закликанье жаворонков. Девушки и дети ходили по улицам , и пели специальные песенки- заклички, водили хоровод, а в руках у них были маленькие булочки из теста, похожие на птицу. Больше всего ждали маленькую птичку- жаворонка, так как его переливчатые трели заставляли природу пробуждаться от зимнего сна. А кто знает загадку о жаворонке?
В синем небе голосок, будто крохотный звонок. Вьётся в небе высоко, слышен голос далеко.
-Правильно, эта загадка о жаворонке. Посмотрите на него,(показываю картинку жаворонка) вот эта незаметная птица, которую так ждут. - Хотите, мы с вами пойдём жаворонков закликать, весну встречать? (одеваю на мальчиков фуражки, на девочек платки, берём в руки по жаворонку. (мы лепили их из соленого теста и раскрасили) идём в уголок природы, поём выученные заклички.
1.Жаворонок, жаворонок, вот твой дитёнок, Дай нам лета, нам зима надоела, всё у нас подъела.
1.идем, становимся в круг
2.Ой, кулики, жаворонушки, Прилетите к нам у водонушки.
2.подняли жаворонков вверх. Наклонились до пола.
3.Жаворонок, дуда, прилетай к нам сюда, Нам зима - то надоела, всю соломку переела.
3.руки вперед, машем к себе Кружимся вокруг себя.
А теперь поднимите высоко своих жаворонков, чтоб птицы увидели наших жаворонков и прилетели быстрее и весну на своих крыльях принесли. - Ой, ребята, слышите, птицы поют? (включается запись пения птиц). - Ребята, послушайте, как весело щебечут птицы, солнышко ярко светит, появляются проталинки с островками подснежников, журчат ручейки, природа просыпается ото сна. - Теперь закройте глаза и послушайте звуки весны.(1-2 мин) - Понравилось вам, ребята, как поют птицы? Где же они щебечут? - Посмотрите на эту березу, вот они птицы. Посмотрите, сколько их много прилетело на наши заклинки. А я знаю народную игру, которая так и называется «Птицы». Хотите я вас научу? - Объясняю правила игры: я буду говорить «Аи, да птица, что за птица?», а кто - то один из вас будет отвечать: «Аи, да птица, птица - снегирь». Кто правильно назовет птицу, тот и возьмет птицу в руки. Играем. Когда все птицы будут у детей в руках, предлагаю следующее задание. - Ребята, в руках у каждого из вас по птице. Посмотрите на них внимательно и определите, какая у вас птица: зимующая, перелётная или пролётная. - А сейчас мы этих птиц поместим в домики. В этом домике будут жить зимующие птицы, в этом — перелётные, а в этом — пролётные. Пока будет звучать музыка, вы будете летать, как музыка прекратится, вы занимаете места в своих домиках.( Играем.) - Молодцы, вы верно определили домики для птиц, а теперь давайте посадим их на дерево, а сами сядем за столы. Сели ровно. У вас на столах лежат листочки, на одной стороне птицы, на другой - их домики. Нужно поселить птицу в свой домик. А теперь приготовьте руки и сделаем гимнастику для рук: Дятел на суку сидит, Дятел дерево долбит, Лечит дятел старый дуб Добрый дятел дубу люб. - А теперь возьмите карандаш и от каждой птицы проведите стрелочку к ее домику. - а теперь посмотрите на этот мольберт, и проверте, правильно ли вы выполнили задание .(вызываю детей по очереди к мольберту) - Как называется эта птица? А где находится её домик? - Все правильно выполнили задание, молодцы! Оставьте все на столах, подойдите ко мне. - Ну вот, ребята, птиц мы с вами закликали, по домикам расселили, а почему же весна к нам не идёт, тепла не несёт? Давайте ещё весну позовём: (Пропеваем еще заклички) Жаворонушки, прилетите, Красну- весну принесите, Принесите весну на своём хвосту. На сохе, на бороне, на овсяном снопе.
Жаворонок, жаворонок, возьми себе зиму, а нам отдай весну.
Весна, весна красная, приди весна с радостью великою, Да с милостью богатою.
Входит весна с корзинкой - Здравствуйте, ребята, спасибо вам, что вы мне помогли, устала я бороться с зимой. А вы пением закличек ,мне помогли ,услышала я вас и победила зиму, а вы знаете какой сегодня праздник? -знаем, сороки.(ответы детей) -Правильно. И примета такая есть: если птицы прилетели, и весна придет- тепло принесет. А теперь давайте хоровод возле березы водить. (Вокруг березки с птицами водим хоровод.) Хоровод «Земелюшка - чернозём» Весна: Ребята, я принесла вам жаворонков - символ света, солнца и весны. Угощает детей выпечкой и говорит: «Эти жаворонки непростые, а со значением, с денежкой – к богатству ,с маком - к веселью, с зерном - для богатого урожая. А теперь, милости просим, к столу. У нас и чай готов.
|