Нужно воспитывать в ребенке умение понимать природу такой, какая она есть на самом деле, со всеми ее естественными. Такими простыми и в то же время великими в своей гармонии свойствами. Для этого нужно уметь наблюдать, анализировать и обобщать: в настоящем видеть прошлое, в единственном зернышке предугадать будущее поле прекрасных цветов и, главное, умом и сердцем понять закон единства живого и не живого , прошлого, настоящего, будущего, понять , что пренебрежение извечными законами всеобщей связи явлений может привести к гибели жизни на земле. И поэтому задача каждого человека - беречь природу не только во имя собственного благополучия, но и во имя будущих поколений.
Дети, должны ежедневно вести наблюдения в природе и фиксировать увиденное в особом календаре. Его цель – научить терпеливо вести записи и отметки. Важно научить устанавливать связи природных явлений.
В каждом из двенадцати месяцев есть неповторимое чудо, своя нежная прелесть, свои радости. Календарь ведется для того , чтобы дети узнали гармонию движений и связей в природе, поняли ее мудрый жизненный ритм.
Развитие наблюдательности неразрывно связано с формированием логического мышления. Например, покажите ребенку, как растут картофель и… помидор. Знаете ли вы, что это близкие родственники? Ранней весной соберите в лесу первоцветы. Рассмотрите , какие у них листья, стебли, корни.
Если мы проанализируем те мыслительные операции, то увидим, что именно из них и складываются все основные элементы логического мышления: анализ, синтез, сравнения, индукция, дедукция, абстрагирование и обобщение.
Ученые - психологи отмечают, что естественная потребность осмыслить всякое природное явление длится у детей не долго – до 10 -11 лет. И этим надо своевременно воспользоваться, потому что позднее приходят новые интересы, иногда очень далекие от изучения природы. Сделайте с дочкой кормушку для птиц и повесьте ее за окном. Озорные воробьи и веселые синички тут же станут вашими гостями.
В краеведческой работе Н.К. Крупская и М.И. Калинин видели один из путей коммунистического воспитания молодого поколения. Они высказывали одну и ту же мысль , что любовь к Родине начинается с березки, которая растет у родного дома или школы. Охрана природы возведена у нас в ранг государственного закона.
|