Спортивное питание для наращивания мышечной массы: что нужно знать
Обустраиваем офис грамотно
Хочу детскую площадку. Как выбрать?
Тенденции детской моды лета 2024: что в тренде

На сайте всего: 23
Гостей: 23
Пользователей: 0


Главная » Дошкольное образование » Взаимодействие с родителями

Методическая разработка проектной деятельности с детьми с ОВЗ 5-6 лет на тему «Здравствуй, Сказка!»

24.10.2016, 19:10
Коваленко О.С., Сидоренко В.С.
педагоги ОПДО ГБПОУ Самарской области «Чапаевский губернский колледж им. О.Колычева»
Подготовили:
Коваленко Ольга Станиславовна, учитель-логопед,
Сидоренко Валерия Сергеевна, педагог-психолог ГБПОУ Самарской области «Чапаевский губернский колледж им. О.Колычева»

   Совершенствование системы образования, в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» от 26.12.2012г. и ФГОС ДО, включает реализацию системно - деятельностного подхода в социально – коммуникативном развитии дошкольников, как область, ориентированную на развитие интеллектуальных и личностных качеств дошкольников, и требует внедрения в практику работы образовательных учреждений комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому воспитаннику адекватных условий для развития и формирования полноценной личности.
   Сегодня, в связи с новыми социально-экономическими условиями современного общества, остро и актуально встал вопрос о приоритетном значении обучения, воспитания и развития социально-коммуникативной компетентности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
   Дети с ОВЗ — сложная категория, требующая к себе повышенного педагогического, психологического, медицинского, общественного внимания. К таким детям в нашей ДОО относятся дети с общим недоразвитием речи (ОНР).
     Общее недоразвитие речи – сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечается системное нарушение всех компонентов речевой деятельности.
    Речевое общение - одно из основных условий развития ребенка, важнейший фактор формирования его личности. Именно речевое общение создает базу социально-коммуникативной компетентности ребенка.
      У детей с ОНР наряду с основными речевыми трудностями отмечается крайне низкий уровень коммуникативных умений и навыков, наблюдается ряд психологических особенностей, таких как замкнутость, робость, нерешительность, ограниченная контактность, замедленная включаемость в ситуацию общения, неумение поддерживать беседу, вслушиваться в звучащую речь.
  Для наиболее эффективного развития социально-коммуникативных способностей у детей мы активно используем современные формы и методы работы, такие как:
- сказкотерапия; театрализованная деятельность; проектная деятельность (её использование в коррекционной работе в качестве способа организации образовательного процесса, способствует развитию у дошкольников с ОНР полноценной речевой деятельности, повышает эффективность коррекции речевого недоразвития, помогает в социальной адаптации).
  Представленная нами методическая разработка проектной деятельности последовательно и планомерно развивает речь детей, связанные с ней психические процессы и социально-коммуникативные способности, используя современные методы обучения, воспитания и развития детей. В качестве основного инструмента и темы проекта мы используем сказку, так как сказка является наиболее универсальным комплексным методом развивающей и коррекционной работы с детьми 5 – 6 лет.  
 
Проект
Тема: «Здравствуй, Сказка!»
Проблема: В современном мире мы сталкиваемся с такой проблемой, как  «не читающие семьи». Семья, в которой родители не читают сами, и не стараются вызвать интерес своих детей к книге, к сожалению, не редкость.
  Семейное чтение перестало являться традицией, хотя для благополучного развития ребенка семейное чтение очень значимо.  И как следствие, у ребенка отсутствует интерес к восприятию художественной литературы, дети не умеют воспроизводить услышанное, слушать и слышать, словарный запас таких детей беден и ограничен.
    У ребенка в достаточной степени не сформированы социальные модели поведения.
  Используя современные методы обучения, воспитания и развития детей, мы стараемся вовлечь родителей в совместную творческую детско-родительскую деятельность, тем самым формируем у детей интерес к чтению.
Цель: формирование у детей интереса к сказке и вовлечение родителей с совместную с детьми творческую деятельность посредством использования современных методов обучения, воспитания и развития ребёнка.
Задачи:
1.Формировать нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения через сказку.
2.Развивать связную речь, общие речевые навыки (силу и модуляцию голоса, выразительность речи), общую моторику, координацию речи с движением, эмоции, внимание, память, воображение.
3.Организовать работу по вовлечению родителей и активизации совместного чтения с детьми.
4.Способствовать формированию нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений. 
5.Воспитывать у детей культуру речи, отзывчивость, общительность, дружелюбие.   
При разработке педагогического проекта нами учитывались:
1) индивидуально-личностная и деятельностная направленность дошкольного образования;
2) необходимость практической направленности образовательного процесса;
3) интегративный подход к отбору и организации содержания образования.
Авторы: Коваленко Ольга Станиславовна, учитель-логопед; Сидоренко Валерия Сергеевна, педагог-психолог.
Участники: дети 5 – 6 лет, воспитатели, родители.
Тип: познавательно-творческий, краткосрочный (2 недели), групповой.
Направление деятельности по проекту: социально-коммуникативное.
В интеграции: познавательная, речевая, художественно-эстетическая области развития.
Ожидаемые результаты: Дети проявляют живой интерес к сказке: её слушанию, ответам на вопросы по её содержанию, ролевому проигрыванию и самостоятельному сочинению. Дети побуждают родителей к чтению сказок и изготовлению совместных творческих работ по их сюжету. Совместная детско-родительская деятельность становится для многих семейной традицией.
Ход мероприятия:
        Работу по сказке мы построили по следующему алгоритму:
  1. Подготовительный (читаем и слушаем);
  2. Основной:
- рассказываем;
- проживаем;
- сочиняем сказку.
     3. Заключительный (подведение итогов).
Каждый этап сопровождается различного рода наглядным и игровым материалом.
Перед прочтением сказок проводится пропедевтическая работа, с целю концентрации внимания детей, подготовки их к восприятию текста (отгадывание загадок о персонажах сказки, уточнение отдельных слов или словосочетаний, демонстрация соответствующих картинок).
I этап – Подготовительный
«Чтение и слушание сказки»
Тексты сказок читаются детям дважды, в медленном темпе. Педагоги при повторном прочтении используется прием завершения детьми отдельных фраз и предложений с опорой на рассматривание иллюстраций в книгах.
II этап – Основной
 «Рассказывание сказки» (Беседа по вопросам)
Разбор содержания сказок проводится с детьми в вопросно-ответной форме, вопросы задаются по содержанию, последовательно, согласно сюжетной линии. Все это подкрепляется иллюстрациями из книг, или сюжетными картинками по сказке.
 «Ролевое проигрывание сказки»
«Проживая» сказку, дети учатся работать в команде, преодолевать барьеры в общении. Сказка служит наилучшим материалом для игры-инсценировки. Наши дети с удовольствием исполняют роли героев сказок, наделяя их при этом только им присущими жестами, мимикой, тембром голоса и даже чертами характера. Юные артисты стараются правильно построить свои высказывания, что способствует развитию связной речи.
 «Сочинение сказки»
Для самостоятельного сочинения сказок детьми нами используются такие основные виды рассказывания как:
- придумывание сказки;
- завершение сказки;
- составление сказки на предложенную тему с опорой на иллюстрированный материал;
- коллективное сочинение сказки.
На этом этапе работы со сказкой неоценимую помощь нам, как специалистам и детям, как сочинителям оказывает сухой бассейн с песком. Он представляет собой песочницу, размером 0,80 м. на 1,00 м., с прозрачным дном, под которым располагается подсветка (красного, синего, зеленого и желтого цвета). В зависимости от того, где происходят события сказки (вода, пустыня, огонь, лес), включается подсветка и уже на ее фоне дети воспроизводят сюжет. Они рисуют пальчиками или выкладывают моря и реки, поляны и леса, горы и пустыни, развивая при этом еще и мелкую моторику. Для игры в бассейне мы собрали коллекцию миниатюрных фигурок, которые дети расставляют в песочнице. Все действия, которые выполняет ребенок сопровождаются его рассказом. Всех героев сказки, которая в итоге получается дети оречевляют.
         Не нужно забывать, что личность каждого ребенка уникальна. Песочница — одна из тех техник, которые позволяют раскрыть индивидуальность каждого ребенка, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации. Дети, используя такую технику, с удовольствием играют в сказку. Ведь сказка для ребёнка – это маленькая жизнь, полная ярких красок, чудес и приключений. А мы, педагоги и родители, являемся проводниками в этом мире волшебства.
Именно такая форма работы побудила родителей совместно со своими маленькими волшебниками творить сказку своими руками.
III этап - Заключительный
«Мастерим героев сказок»
Родители, поддержав инициативу своих детей, выступили инициаторами проведения выставки семейного творчества  «Сказка своими руками». Так же мы поддержали их желание организовать в группе выставку «домашних» книг «Любимая сказки моего ребенка», тем самым родители приняли активное участие в наполнении развивающей среды  группы. Результаты детско-родительского творчества были представлены выставкой семейных работ.
Результат:
Детям была интересна и близка тематика «сказочного» проекта, поэтому они с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях: слушали сказки; с удовольствием рассматривали иллюстрации; отвечали на вопросы. В игровой деятельности разыгрывали знакомую сказку с помощью игрушек, различных видов театра, сухого песочного бассейна; некоторые воспитанники придумывали свои новые сказки. Дети стали дружнее; научились работать в команде; чаще стали приходить друг другу на помощь.
 
Таким образом, проделанная в ходе проекта «Здравствуй, Сказка!» работа:
- дала положительные результаты в познавательном, речевом, социально-коммуникативном развитии детей;
- способствовала возникновению интереса и желания у родителей принять участие совместной детско – родительской деятельности;
- сблизила детей, родителей, педагогов и специалистов ДОО.
 
Список использованных источников:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155)
2.      Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "Об образовании в Российской Федерации" (29 декабря 2012 г.)
3.      Сидорчук Т.А., Хаменко Н.Н. «Технология развития связной речи»; 2004г.
4.      Фесюкова Л.Б. «Воспитание сказкой»; Фолио 2000г.
5.      Грабенко Т.М. Зачем читать детям сказки? СПб. 2004 
6.      Пантелеева Н.Г. Что за прелесть эти сказки // Современное дошкольное образование.  2011.  №6. С.82
7.      Исаева Н. Сказка как средство оптимизации психоэмоциональной сферы дошкольников // Дошкольное воспитание. 2012. №7. С.19

 

Категория: Взаимодействие с родителями | Добавил: Lera
Просмотров: 2068 | Загрузок: 0 | | Рейтинг: 0.0/0 |

0

Рекомендуем также:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:





Группа: Гости
Вход
  
Регистрация
  



XIX Всероссийский творческий конкурс "Летние недельки"
V Всероссийский творческий конкурс "Краски лета"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Бабочка-красавица"
IX Всероссийский творческий конкурс "Цветы небывалой красоты"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Любимый зоопарк"
VI Всероссийский творческий конкурс "Земля. Природа. Будущее"
IX Всероссийский творческий конкурс "Чудеса своими руками"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Мой педагогический успех"





© Детский развивающий портал "ПочемуЧка" 2008-2024
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54566 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).

Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
Электронный адрес редакции: info@pochemu4ka.ru
Телефон редакции: +79277797310

Информация на сайте обновлена: 16.07.2024


Реклама на сайте
О нас
Ваши отзывы
Обратная связь
Полезные сайты

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.
Оплачивая товары и услуги нашего сайта, Вы соглашаетесь с договором-oфертой.