Слово — это камень: коли метнет его рука, то уж потом назад не воротишь
Мигель Сервантес
Цель:
• формирование навыков здорового образа жизни.
Задачи
• Побуждать к нравственному самосовершенствованию.
• Провести профилактику проблемы в речи слов-паразитов, хулы, мата; бранных слов.
• Информировать о влиянии таких слов на человека, животных, растения, а также об истоках сквернословия.
• Корригировать логическое мышление, внимание на основе упражнений в синтезе и анализе.
Подготовительная работа
• Провести анкетирование среди участников: “Сквернословие в моей жизни» Приложение 1
• Распечатать “Памятки доброты” по количеству детей, участвующих в занятии. Приложение 2
Ход занятия.
1. Орг. Момент. Игра «Поприветствуем друг друга» (Слайд)
У вас сейчас есть возможность вернуться обратно в сегодняшнее утро. Представьте, что вы входите в здание школы и встречаете того, с кем сидите за партой, дружите. Поприветствуйте друг друга так, чтобы получилось тепло и радушно, как вам бы хотелось, чтобы поприветствовали вас. Приветствуя друг друга, вы желаете здоровья.
2. Введение в тему.
Вот сегодня мы поговорим о здоровье. Скажите, что же нужно делать человеку, чтобы быть здоровым? (Примерный ответ детей: избавиться от вредных привычек: алкоголя, курения и др..). Чтобы узнать о какой вредной привычке пойдёт сегодня речь, я предлагаю вам послушать и посмотреть одну притчу о вспыльчивом и несдержанном молодом человеке. (Слайд)
(Слайд) Ваш вывод?
Мы поговорим о тех словах, которые стали вредной привычкой.
Очень хорошо это выразил М. Матусовский в своих стихах:
Есть слова пострашнее, чем порох,
Чем снаряд над окопными рвами
Я советую людям при ссорах
Осторожнее быть со словами.
Мир устроен на этой основе,
И достаточно, в общем, серьёзно:
О любом опрометчивом слове
Пожалеете рано иль поздно
Вы к словам проявляйте терпение,
Не берите в расчёт кривотолков.
Ведь от них остаются раненья,
Как от мелких, но острых осколков.
3. Основная часть.
Тема нашего занятия «Вирус сквернословия» (Слайд)
О каком вирусе сквернословия идёт речь? И что такое сквернословие? Мы с вами ответим на эти вопросы в ходе нашего занятия.
Ежегодно в январе отмечается Международный День родного языка. И это не случайно. Без языка не существовал бы мир. Как рыба не может жить без воды, так человек не может существовать без языка. На языке мы думаем, общаемся, творим.
Многие наши современники настолько обленились, что для выражения своих чувств употребляют только два слова: «У, блин», «У, клёво» и междометие «Вау!». Ещё совсем недавно люди по своей наивности думали, что (Слайд) блины – это сорт выпечки, употребляемый в пищу. (Сдайд+) Теперь любой младенец с помощью этого выражения выскажет вам все свои накопившиеся отрицательные эмоции. Любой здравомыслящий человек употребит слово «клёво», (Слайд) когда у людей хороший клёв на рыбалке, (Слайд +) а не когда ему радостно. (Слайд) Самое главное в нашей жизни – это быть «крутым». (+) Были крутыми берега, (+) спуски, (+) склоны, но «крутые» люди до 90-х годов ХХ века не попадались. (+)Особенно «крутизна» занимает умы нашей молодёжи. Их деятельной жизни может позавидовать любой наш предок. Они постоянно «тащатся», «прикалываются», «наезжают», «обламываются», «вырубаются».
(Слайд) Иностранцу, выучившему тысячи русских слов, трудно уразуметь, что мальчик будет «пацан», «чувак» - мужчина средних лет, «родаки» - родители.
Что же случилось с нашим языком за два века? У многих слов, как мы видим, появилось другое значение. Раньше под словом (Слайд) «тачка» подразумевалась тележка для перевоза груза. Теперь «тачкой» (+) называют машину. (Слайд) Прежде в ящик складывали полезные вещи, (+) теперь в него «пялятся». (Слайд) Из тарелок ели, на худой конец, (+)в них прилетали инопланетяне. Но трудно представить, что теперь тарелка – это (+) телевизионная антенна. Что делать? Прогресс?!(Слайд) Бабки прежде были старые, ворчливые, (+) стали – новые, зелёные, хрустящие.
(Слайд) Так вот, если наша речь будет развиваться в таком же стиле, то через 200 – 300 лет наши потомки вряд ли сумеют понять произведения классиков. Горько и обидно становится оттого, что есть такие ребята, которые жестоко поступают с языком.
Эстафета « Добрые слова»
(Слайд) Большой знаток слова, Владимир Даль писал: «С языком, с человеческим словом, с речью безнаказанно шутить нельзя; словесная речь человека - это видимая, осязаемая связь, союзное звено между телом и духом». Еще в древности люди заметили, что слово благое, молитва обладает целительной силой. Молитвой, словом исцеляли многие болезни. И в наше время к людям, пережившим трагедию, в первые же минуты приходят на помощь психологи, которые словом лечат душевные раны. Добрые, спокойные, утешительные слова могут поднять настроение, вернуть человеку уверенность в себе, укрепить его. Какие это слова? Как вы думаете? Психологи утверждают, что самой большой целебной силой обладают слова: (Слайд) «добро», «вера», «надежда», «любовь», «счастье», «красота». Давайте проверим это утверждение. Предлагаю игру «Эстафета добрых слов». (Слайд) Начиная с меня, каждый по цепочке должен передать соседу какое-нибудь доброе слово, не забыв при этом назвать соседа по имени. Ведь имя человека - это тоже очень хорошее и доброе слово. (Дети выполняют задание.) Мне кажется, у нас в классе стало, как будто немного теплее. А если бы такие слова звучали каждый день!
(Слайд) Но сегодняшняя наша тема не о тех добрых, ласковых словах, от которых хочется жить, смеяться, творить добро, а о словах, от которых хочется плакать. И продолжим наше занятие разговором о сквернословии, и его влиянии на здоровье.
И хотела бы я у вас узнать, как вы думаете, что такое сквернословие? Ответы детей…..
Да вы правы, плохие слова, мат, нецензурная брань, оскорбления – все это сквернословие.
Удивительные факты
Вдумайтесь в факты! (Слайд)
более 80% новорожденных больны, здоров лишь каждый 10-й выпускник школы, увеличилось количество девушек, имеющих хронические заболевания, а это будущие матери, носители генофонда нации.
ежедневная смертность населения России более 2500 человек в день. По показателю общей продолжительности жизни Россия стоит на 133 месте в мире среди мужчин и на 100 месте среди женщин.
54% молодёжи, родившейся в наши годы, не способны окончить среднюю школу.
На эту беду есть много причин, но не последнюю роль среди них играет и наша словесная распущенность.
(Слайд) Слово сквернословие. Оно близко по значению со словами: празднословие, пустословие, потому что это слова, которые ничего не выражают и не несут никакого лексического значения. (Слайд) В.И. Даль в своём «Словаре живого великорусского языка» так определил значение слова скверна: « мерзость, гадость, пакость, всё гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, мертвечина, извержения, кал; смрад, вонь; непотребство, разврат, нравственное растление; всё богопротивное. Вот куда мы добровольно погружаемся, легкомысленно относясь к словам. Гнилое слово оскорбляет самое святое – мать»
(Слайд) Сквернословие – это речь, наполненная неприличными словами, выражениями, бранью. Слово заразно, и мат в наше время, как вирус, распространяется очень быстро и проникает действительно во все слои общества. Подвержены этому вирусу не только юноши, но и девушки. (Слайд) Ведь недаром говорят: «Речь – это показатель ума».
Результаты анкетирования «Сквернословие в моей жизни»
В нашем классе я провела анкетирование на тему:
« Сквернословие в моей жизни» (Слайд) Я предлагаю вам с ними ознакомиться ( Слайды) (Слайд) Какой вывод можно сделать, исходя из данных результатов? Существует ли данная проблема у наших учеников? ( Ответ учащихся: да). Наша задача выявить причины появления скверных слов и минимизировать их употребление в речи.
Сегодня матом разговаривают школьники, молодые люди, взрослые мужчины и женщины. Мат доносится с экранов телевизоров. Так ли уж безобидна эта вредная привычка? Как вы думаете? Давайте разберемся.
Человек, как часть Космоса, живёт такой же жизнью, как и Космос. Например, он является источником энергии. И слово человека - тоже энергия. И эта энергия распространяется в пространстве, Космосе. Если слово хорошее - добрыми энергиями насыщается пространство, и оно кому-то помогает. Если слово нецензурное, грязное, оно засоряет пространство. Человек может заболеть, соприкоснувшись с этой энергией. Именно с этим связан механизм влияния сквернословия на человека. Мат пробуждает в его подсознании доставшиеся ему вместе с генной памятью «психовирусы». Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, современные люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову и на голову свои близких. Количество браных слов переходит в качество. Вначале у людей появляются мелкие неприятности, затем крупные, потом возникают проблемы со здоровьем и, на конец ломается сама жизнь.
Откуда же пришел мат? Обратимся немного к истории.
Матерные слова были внесены в нашу речь не монголо-татарами, как утверждают многие, они, к сожалению, имеют исконно русские корни.
(Слайд) В древней Руси мат являлся не чем иным, как заклинанием, формулой против нечистой силы. Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой, как бы настраиваясь на их волну, призывая их в свою жизнь. Но все знали, (Слайд) что бранить детей нельзя матом, они будут мучимы бесами. (Слайд) Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище. (Слайд) Также нельзя было ругаться в лесу, леший может обидеться, (Слайд) на берегу реки или озера - оскорбится водяной.
(Слайд) Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть из себя всю злость? (Слайд) Оставалось одно место - поле. Отсюда и выражение «поле брани». Не зная происхождения этой фразы, многие думают, что это поле битвы. Однако значение фразы другое - это поле матерной ругани. Если же посмотреть на историю происхождения и значения самого слова «мат» в изначальном варианте, то оно означает «крик», громкий голос в значении звукоподражательном. (Слайд) В древней Руси считалось неприличным уподобляться скоту и орать благим матом о том, что принадлежало к сфере личных отношений.
Заблуждением является общепринятое мнение насчет того, что мат это славянская традиция. (Слайд) Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно наказуемым. Позднее, сквернословящего человека подвергали публичной порке.
Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание вплоть до смертной казни. Существовало представление, что матерная брань наказывается стихийными бедствиями, несчастьями и болезнями. Еще при царях Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче за сквернословие наказывали розгами на улицах. (Слайд) При Петре I была выпущена книга "Юности Честное Зеркало", где писалось, что приличное поведение людей может быть признано лишь с полным воздержанием бранной ругани.
(Слайд) И в наше время нецензурная брань является административным правонарушением, за которое предусмотрена ответственность по ст. 20.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, и квалифицируется как мелкое хулиганство.
(Слайд) А кроме того, что слышать матерные слова не приятно, как они влияют на наше здоровье мы узнаем после небольшой физ.минутки. (Слайд)
О ВРЕДЕ МАТА
(Слайд) Самым важным и научно подтвержденным является то, что мат опасен для здоровья,
-он способствует снижению интеллекта,
-провоцирует преступления, создавая иллюзию вседозволенности,
-обворовывает нас духовно, унижает и оскорбляет,
- но и, впитывая в себя словесную грязь, калечит людские судьбы,
-приводит к раннему старению и преждевременной смерти.
Так как именно влияет плохое слово на наше здоровье?
Под действием звуков, в том числе и человеческой речи, молекулы воды (а наше тело примерно на 80 процентов состоит из нее) начинают выстраиваться в сложные структуры. И в зависимости от ритма и смысловой нагрузки эти структуры могут лечить или, наоборот, отравлять организм.
(Слайд) В 20-м веке японский ученый Масару Эмото научно доказал, что вода не только воспринимает информацию, но может меняться под воздействием слова и даже мысли. С помощью новейшего оборудования он смог заморозить и сфотографировать воду под микроскопом. То, что он разглядел на молекулярном уровне, его поразило. На фото предстали в основном кристаллы разной формы и четкости — с виду очень похожие на снежинки.
Воде перед заморозкой говорили разные слова на многих языках или воздействовали на нее музыкой. Выяснилось, что форма кристаллов отражает удивительные свойства воды. Ученый сделал вывод, что похвала влияет на воду лучше, чем просьба или требование, а сквернословие не способно породить гармоничную красоту. (Продемонстрировать детям фотографии кристаллов воды.) (Слайд два)
Как видите, слова с негативным смыслом даже не образуют форму, а положительно заряженная вода имеет красивые, четкие кристаллы. Вы только вообразите, если мысли и слова могут делать такое с водой, что же они способны сотворить с человеком!
(Слайд) Все признают, что нецензурная брань в современной России приобрела характер эпидемии. Психологи замечают, что употребление мата формирует зависимость, сходную с алкогольной, никотиновой, наркотической.
В этом процессе наблюдаются 3 стадии: (Слайд)
первая стадия, когда человек впервые слышит нецензурное слово, он испытывает стыд, отвращение, брезгливость;
вторая стадия, когда человек впервые употребляет такое скверное слово - за компанию, для разрядки или ради напускной удали.
третья стадия человек привыкает к этому слову, ему уже не стыдно употреблять его. В дальнейшем человек уже использует эти слова, не замечая этого. Еще позже - он уже не может вообще изъяснятся без мата, забывает другие слова.
А зачем используется мат? Как вы думаете?
(Слайд) В наше время мат используется:
1) для повышения эмоциональности речи,
2) эмоциональной разрядки,
3) оскорбления, унижения адресата речи,
4) демонстрации агрессии,
5) демонстрации отсутствия страха,
6) демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов,
7) демонстрации принадлежности к «своим».
Но на самом деле сквернословие отражает скудость лексического запаса говорящего, неумение ориентироваться в ситуации наивысшего эмоционального подъема (радости или гнева).
Мы несем ответственность за каждое праздное слово, особенно за скверное. Ничто не проходит бесследно, и, оскорбляя мать другого человека, посылая проклятия ему самому, мы тем самым навлекаем беду на себя.
Есть такая точка зрения, что мат ведёт к развращению, отуплению, вымиранию народа. И нынешняя эпидемия мата - это угроза национальной безопасности России.
Представьте себе, что президент России поручил нам составить памятку для молодежи «Как избавиться от сквернословия?». (Слайд) Какие бы пункты вы включили в эту памятку? (Дети высказываются.)
психологи утверждают, что достаточно четырех: (Слайд)
- перестать ругаться самому;
- выработать отвращение и брезгливость к сквернословию;
-избегать общения с людьми, которые употребляют нецензурные слова;
-читать русскую классическую литературу; запоминать стихотворения, афоризмы.
4. Подведение итогов.
(Слайд) Сейчас в России много трудностей и проблем. Наша страна богата природными ресурсами, народ наш талантлив и образован, но все-таки живем мы хуже других стран. Стремительно растет наркомания, токсикомания, алкоголизм и курение. И это сопровождается повальной эпидемией сквернословия.
(Слайд) Архимандрит Рафаил в книге «Тайна спасения» пишет: «Слова не исчезают бесследно, поэтому квартира, в которой постоянно слышится брань и сквернословие, в духовном отношении похожа на общественный туалет, который никогда не убирается»
Итак, матерные слова действительно несут энергетическую силу, которая с годами укореняется, усиливается.
что же делать?
-До необъятных размеров нужно развить в себе: любовь, доброту, понимание красоты, стремиться к знаниям, развивать чувство ответственности за свои мысли и поступки.
(Слайд) Согласно заключению экспертов ВОЗ состояние здоровья населения на 10 % определяется уровнем развития медицины как науки и состояния медицинской помощи, на 20 % наследственным фактором, на 20 % состоянием окружающей среды и на 50 % образом жизни.
Единственный путь, ведущий к здоровью каждого человека, - это
изменение отношения человека к самому себе. (Слайд) У того, кто сквернословит, есть 2 пути: первый - зная, что это плохо, продолжать нецензурно выражаться, тем самым включить программу самоуничтожения. И второй путь - путь духовного роста, самосовершенствования, путь красоты.
Закон свободной воли дает право выбора - по какому пути идти. Но попытайтесь хотя бы месяц обойтись без бранных слов и внимательно проследите за изменениями в вашем языке. Вы скоро поймете, что, отказавшись от уродливого матерного языка, вы обретете здоровье, счастье, везение, ясность мыслей, поступков и любовь ваших близких.
(Слайд) «Без зла смотри на мирозданье, а взглядом разума, добра, жизнь - это море из благих деяний, построй корабль и по волнам плыви».
5. Итог занятия.
А теперь давайте немного поработаем, (Слайд) прочитаем пословицы о том, как русский народ относился к слову, на слайде вы видите пословицы, которые распались на две части, нужно найти их.
• Как аукнется, так и откликнется.
• Доброе слово может исцелить, а злое – покалечить.
• Пустые речи и слушать нечего.
• Слово не воробей, вылетишь – не поймаешь.
• От сабли рана заживет, от слова – нет.
• Ласковое слово слаще меда.
Давайте задумаемся о словах, которые произносим!
(Слайд) Давайте попробуем с вами вместе посадить дерево доброты. Посмотрите на него, у дерева пока нет ни листьев, ни плодов, так давайте вернем дерево к жизни. Какие вы знаете добрые слова?
- радость; - добро; - мир; - забота; - счастье; - успех; - здоровье; - красота;
- жизнь; - любовь. У вас на столах лежат листочки и яблоки, напишите любое доброе слово и прикрепите его к дереву. (Дети выполняют) Посмотрите, какое получилось красивое дерево!
(Слайд) Если мы будем любить всех, относиться ко всем с уважением и тогда мы получим большое дерево доброты с вкусными плодами, которые вернутся к нам в ответ на наши хорошие поступки в виде хороших слов и добрых поступков.
(Слайд) Завершить наш разговор хочется стихотворением “Слова” Вадима Шефнера.
Словом можно убить,
словом можно спасти,
Словом можно
полки за собой повести.
Словом можно продать,
и предать, и купить,
Слово можно
в разящий свинец перелить.
(Слайд)
Рефлексия
- Что для вас было нового, неожиданного на занятии?
- Хотели бы вы продолжить тему о вреде сквернословия?
Большое всем спасибо!
До свидания!
|