Могутнова Е. С., студентка
Научный руководитель:
Шишкина К. И., канд. пед. наук, доцент
Южно-Уральский государственный
гуманитарно-педагогический университет
Челябинск, Россия
ВКЛЮЧЕНИЕ СЕМЬИ В РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ «ОРЛЯТА РОССИИ»
Аннотация. Статья посвящена вопросам включения семьи в реализацию программы «Орлята России». Показана специфика программы «Орлята России». Определена значимость участия родителей в социальном воспитании младшего школьника. Показаны формы работы школы с родителями в рамках программы.
Ключевые слова: «Орлята России», социальное развитие, работа с родителями.
Mogutnova E. S., student
Scientific supervisor:
Shishkina K. I., Candidate of Pedagogical Sciences,
Associate Professor
South Ural State Humanitarian and Pedagogical University,
Chelyabinsk, Russia
INCLUSION OF THE FAMILY IN THE IMPLEMENTATION OF THE RUSSIAN EAGLETS PROGRAM
Annotation. The article is devoted to the issues of family inclusion in the implementation of the Russian Eaglets program. The specifics of the “Eaglets of Russia” program are shown. The importance of parental participation in the social education of primary schoolchildren has been determined. The forms of work of the school with parents within the framework of the program are shown.
Key words: “Eaglets of Russia”, social development, work with producers.
«Орлята России» это масштабный всероссийский проект, направленный на социальное воспитание детей младшего школьного возраста.
Одной из уникальных особенностей программы «Орлята России» является участие учеников младших классов, особенно первоклассников. Это имеет большое значение, поскольку ориентация на социальную активность начинается уже с начальной школы. Это первый шаг к формированию гражданского сознания и социальной ответственности перед обществом и страной. Предпосылки для развития инициативы и трудолюбия в младшем школьном возрасте являются основой для формирования общественной активности у человека. Вовлечение детей младшего возраста в позитивные изменения в мире требует от них ориентации на конкретные действия, основанные на нравственных ценностях и чертах характера, которые отражают их личное отношение к обществу и проявляются в реальном поведении.
Одновременно, роль и функции семьи в социальном развитии детей младшего школьного возраста становятся все более важными. Семья играет важную роль в формировании активной социальной личности. Она является основой в процессе воспитания детей.
Младший школьный возраст – это период, когда активное участие родителей в воспитании оказывает значительное влияние на развитие, обучение и самосовершенствование ребенка. В этот период ребенок осознает свои способности и возможности, которые формируются в семейной среде. Важным стимулом для воспитания детей остаются семейные обязанности, включающие самые обычные, но трудоемкие и благородные задачи, уникальные для каждой семьи.
Ученые, такие как Я.А. Коменский, П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко, И.Г. Песталоцци, Дж.Дж. Руссо, К.Д. Ушинский и другие, рассматривали семью как университет человеческих отношений, способствующий всестороннему развитию личности и защите ее физического, нравственного и духовного здоровья [1].
Сотрудничество между школой, семьей и ребенком является важным фактором социального развития ребенка. Хотя родители могут чувствовать, что их роль в воспитании уменьшается после поступления детей в школу, следует отметить, что влияние семьи не уменьшается, а, наоборот, возрастает.
Основная задача программы «Орлята России» и педагогов, работающих над ее реализацией, заключается в создании условий, способствующих привлечению родителей и их активному участию в воспитании и образовании детей [2].
Авторы программы рекомендуют родителям обратиться к учителю для определения наиболее подходящей формы участия в программе. Так, учитель должен продумать содержание своей работы таким образом, чтобы родители участвовали в родительских собраниях, тренингах, вечерах, уроках, чтобы это участие приносило пользу всем сторонам, повышало качество воспитания детей. Можно предложить следующие формы работы с родителями.
− родительские собрания,
− консультации,
− тренинги,
− дискуссии,
− круглые столы,
− опросы и др.
В ходе данных форм обсуждаются вопросы семейного воспитания, происходит знакомство с опытом разных семей, повышается информированность родителей, отрабатываются навыки общения с ребенком [3].
Предполагается, что родители смогут пройти курсы на сайте, узнать больше о программе и повысить свои педагогические навыки в сфере воспитания и социального развития детей.
В рамках проекта «Орлята России» родители могут активно участвовать в классных мероприятиях. Например, к таким формам работы относятся часы общения с детьми, в ходе которых изучаются практические ситуации общения и создаются конкретные ситуации с участием родителей и детей. Следующая форма работы – приглашение родителей на уроки в качестве учащихся («уроки с родителями»), а также привлечение родителей к урокам в качестве учителей.
Родители могут участвовать в поездках, праздничных и общественных мероприятиях. Можно подобрать информацию и задания, которые будут интересны именно родителям. Это позволяет установить контакт между сообществом детей и родителей, создать атмосферу взаимного доверия и понимания.
Таким образом, в проекте «Орлята России» родители, дети и педагоги – это одна большая команда, дружный коллектив, объединенный общими целями, интересами и деятельностью. Совместная работа детей и родителей порождает множество положительных эмоций. Педагогам следует создать такие условия, чтобы родители и школа работали как партнеры в образовательном процессе, а не как конкуренты. Это повысит эффективность процесса социального воспитания.
Список литературы
1. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник / Т.А. Куликова. – Москва : Издательский центр «Академия», 2017. – 232 с.
2. Официальный сайт программы «Орлята России» – URL: https://orlyatarussia.ru/
3. Сабинина, О.С. Влияние проекта «Орлята России» на развитие социальной активности младших школьников / О.С. Сабинина // Вестник науки и образования. – 2023. – №4 (135).
|