Комплект дидактических игр по изобразительной деятельности «Разноцветные снежинки».
Игры разработаны для проведения учебных занятий по изодеятельности с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
Цель: подобрать и выложить карточки в соответствии с правилами игр.
Задачи:
- Учить детей узнавать и запоминать основные и составные цвета. Освоить понятия: «хроматические», «ахроматические», «контрастные» цвета, «тёплые» и «холодные» краски.
- Развивать воображение, чувство цвета и композиции, зрительную память, логическое мышление и кругозор обучающихся. Способствовать развитию мелкой моторики рук дошкольников.
Комплект карточек к играм:
- карточки с изображением снежинок (разной формы, цвета и размера) по 8 шт. каждого цвета. Размер карточки 4х4 см.;
Карточки нарезаем из картона или плотной бумаги белого цвета. Снежинки вырезаем при помощи фигурных дыроколов и наклеиваем на квадраты. Так же снежинки можно просто нарисовать или воспользоваться штампами.
- игровое поле А, размер 12х12 см. – 7 штук;
Карточки вырезаем из картона или плотной бумаги белого цвета. Квадрат делим на клетки со сторонами 4х4 см. Далее оформляем каждое поле в соответствии с задуманными правилами, например так:
- игровое поле Б, размер 15х21 см. – 6 штук;
Карточки вырезаем из картона или плотной бумаги белого цвета. Каждая карточка содержит стилизованное изображение зимнего леса, снежное облако и «окошко» для правильного ответа. Рисунок обводим фломастерами, наклеиваем цветные и белые снежинки.
- игровое поле В , размер 12х22 см. – 1 штука;
Карточку вырезаем из картона или плотной бумаги белого цвета. Прямоугольник делим на клетки со сторонами 4х4 см., оставив по 1 см. с двух сторон для декоративных элементов.
рукавичка – 5 штук разного цвета.
Из картона разного цвета вырезаем рукавички, приклеиваем на них квадраты белого цвета 4х4 см. Край рукавички можно украсить белыми полосками или снежинками.
Игра № 1: «Найди пару». На стол выкладываются карточки со снежинками, перемешиваются. Учащимся необходимо:
1 вариант: найти пару «по цвету» и «размеру»
2 вариант: найти пару «по форме».
3 вариант: найти пару «по цветовому контрасту».
Игра № 2: «Как получить новый цвет». На стол выкладываются карточки со снежинками, перемешиваются. Учащимся необходимо выбрать карточки, необходимые для получения составных цветов и карточку с тем цветом, который хотят «смешать».
Игра № 3: «Каждый охотник желает знать…». На стол выкладываются карточки со снежинками, перемешиваются. Учащимся необходимо выбрать карточки и выложить их в соответствии с цветами радуги. (могут быть варианты с учетом формы и размера снежинок)
Игра № 4: «Два сугроба». На стол выкладываются карточки со снежинками, перемешиваются. Учащимся необходимо выбрать карточки и разделить их на «тёплые» и «холодные» цвета, сформировав тем самым два сугроба.
Игра может быть индивидуальная и групповая (побеждает тот, у кого сугробы будут больше, кто быстрее и без ошибок справится с заданием
Игра № 5: «Чего не хватает». На стол выкладываются карточки со снежинками, перемешиваются. Учащимся выдаётся игровое поле А, на котором необходимо заполнить пробелы:
1 вариант: получение составных цветов.
2 вариант: смешивание пастельных оттенков.
3 вариант: заверши логическую цепочку.
Вариантов игры «Чего не хватает» может быть много: получение новых цветов и оттенков, составление различных логических цепочек и т.д.
Игра № 6: «Снежное облачко». На стол выкладываются карточки со снежинками, перемешиваются. Учащимся выдаётся игровое поле Б. Задание: из облака падают на землю цветные и белые снежинки. В полёте они перемешиваются, и получается новый оттенок. Необходимо найти карточку с правильным ответом и выложить в «окошко». Игра может быть индивидуальная и групповая (побеждает тот, кто быстрее и без ошибок справится с заданием).
Игра № 7: «Коврик для Снегурочки». На стол выкладываются карточки со снежинками, перемешиваются. Учащимся выдаётся игровое поле В, на котором необходимо выложить орнамент из снежинок:
- произвольный;
- используя только «холодные» оттенки красок;
- используя только «тёплые» оттенки красок; и т.д.
Игра № 8: «Укрась рукавичку». На стол выкладываются карточки со снежинками, перемешиваются. Учащимся выдаются карточки – рукавички. Необходимо украсить рукавичку снежинкой:
- контрастного цвета;
- в той же цветовой гамме; и др.
Игра № 9: «Снежки». Ведется по принципу игры «крестики-нолики». Учащимся выдается игровое поле А (без снежинок) и по 5 карточек со снежинками, например, голубого и красного цветов. Побеждает тот, кто первым закроет ряд из трех снежинок.
Комплект игр «Разноцветные снежинки» позволяет разнообразить учебные занятия, способствует развитию воображения, чувства цвета и композиции, зрительной памяти, логического мышления и кругозора обучающихся. Работа с мелкими деталями позволяет развивать мелкую моторику рук дошкольников, вырабатывать точность и глазомер. Объяснение нового учебного материала в игровой форме позволяет поддерживать познавательный интерес обучающихся к изобразительной деятельности.
Данные игры можно проводить при объяснении новой темы, при повторении и закреплении изученного материала, а так же в качестве контрольных заданий.
Подборка игр позволяет детям узнавать и запоминать основные и составные цвета, усвоить понятия: «хроматические», «ахроматические», «контрастные» цвета, «тёплые» и «холодные» краски. Во время игры обучающиеся учатся воспринимать картинку не только по цвету, но и по форме и размеру.
Комплект дидактических игр «Разноцветные снежинки» может быть использован воспитателями дошкольных учреждений, учителями начальных классов, педагогами дополнительного образования и родителями для проведения учебных занятий и досуговых мероприятий.
|