Важность выбора качественного детского матраса
Для чего нужен креатин в спортивном питании
О детской комнате
Уникальный дизайн и качество звука: что делает пианино Becker особенным?

На сайте всего: 20
Гостей: 20
Пользователей: 0


Главная » Развивайка » Я готовлюсь к школе

"Как обучить дошкольника пересказыванию"

16.10.2023, 23:10
Иванова Татьяна Александровна
воспитатель ГБДОУ д/с 30
1. Пересказ литературных произведений
Пересказ- это осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи. Это сложная деятельность, в которой активно участвуют мышление ребенка, его память, воображение.
Е. И. Тихеев, А. М. Леушина, А. М. Бородич и другие авторы подчеркивают большое значение пересказа для умственного, нравственного, эстетического воспитания детей, развития их речи.

2. Значение пересказа
Пересказ положительно влияет на связанность детской речи. Дети усваивают образцы литературного языка, способы описания предметов и явлений, формируется интерес к языку, развиваются их эстетические чувства, воспитывается выразительность речи.

3. Требования к выбору произведений для пересказа.
a) должны иметь воспитательную ценность, обогащать моральный опыт детей
б) быть доступным по содержанию
в) быть доступным по объему
г) написаны образцовым языком, без сложных грамматических форм, содержать разнообразные и точные определения, сравнения, прямую речь
д) иметь четкую композицию с хорошо выраженной последовательностью действий
НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ СТИХОТВОРЕНИЯ

3. Виды пересказа

* подробный (близкий к тексту)
* краткий (сжатый)
* выборочный
* с перестройкой текста
* с творческими дополнениями

4. Требования к пересказам детей
* осмысленность (полное внимание текста)
* полнота передачи произведения (отсутствие существенных пропусков, нарушающих логику изложения)
* последовательность и связанность пересказа
* плавность пересказа, отсутствие длительных, ненужных пауз
* выразительность и фонетическая правильность речи, культура поведения во время пересказа

ПОГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
1. Подготовка воспитателя:
а) выбор произведения с учетом речевых умений и навыков детей, воспитательных задач, времени проведения
б) анализ произведения и работа над выразительностью исполнения
в) отбор в тексте слов, непонятных детям, и приемов их объяснения.

2. Подготовка детей:
а) обогащение детского опыта путем наблюдений, рассматривание картин, бесед (в соответствии с содержанием текста)
б) объяснение незнакомых слов до чтения произведения
в) рисование, лепка после первичного ознакомления с текстом.

СТРУКТУРА ПЕРЕСКАЗА:
1. Вводная часть
Цель: вызвать интерес к занятию, подготовить детей к восприятию текста.
Приемы: краткая вступительная база, показ картинок, напоминание о наблюдениях, загадка

2. Первичное чтение произведения.
Сообщение названия, автора, жанра. Чтение без установки на запоминание.

3. Беседа по содержанию произведения. Направленное на анализ и запоминание текста

4. Повторное чтение с установкой на последующий пересказ

5. Пересказы детей.

6. Заключительная часть занятия.
Приемы: драматизация произведения с помощью игрушек, настольного и теневого театра
Методы и приемы обучения пересказыванию

Средняя группа
Пересказ коротких сказок и рассказов (русские народные сказки «Курочка ряба», «Волк и семеро козлят», «Репка», рассказы К. Д. Ушинского «Гуси», «Уточки», Л. Н. Толстого «Сел дед пить чай», и др.)
Приемы: вопросы, пояснения, показ иллюстраций, упражнения на развитие выразительности речи, прием «отраженной речи», подсказ, поощрение, совет.

Старшая группа
(Русские народные сказки «Теремок», «Лиса и рак», рассказы К. Д. Ушинского «Умей обождать», «Бишка», Л. Н. Толстого «Пожарные собаки», «Котенок», Е. Чарушина «Почему Тюпа не ловит птиц»)
Приемы: беседа, вопросы (характеристика героев, описание времени, места действия, подбор определений, сравнений, план пересказа (составлений воспитателем или совместно с детьми, пространственная модель, указания, оценка пересказа детьми, пересказ по ролям, инсценировка.

Подготовительная группа
(Русские народные сказки «Заяц- хваста», «Лиса и Козел», рассказы К. Д. Ушинского «Четыре желания», «Утренние лучи», Л. Н. Толстой «Косточка», В. Бианки «Купание медвежат», В. Осеев «Просто старушка», «Плохо», Н. Сладкова «Зеленые бабочки», «Сосулькина вода».
Приемы: выборочный пересказ, пересказ от лица героев, придумывание продолжения, сочинение рассказов и сказок.
Для полноты и яркости пересказа пользуются следующие приемы:
Моделирование
Графические схемы
Фланелеграф
Иллюстрированное панно
Иллюстрации к тексту
Детские рисунки сюжетных фрагментов
ТСО
Аудиозаписи текста
Аудиозаписи музыкальных фрагментов
Использование элементов драматизации с элементами творчества и тд
Словесные
Чтение текста
Беседа
Загадки
Малые фольклорные формы
Сюрпризы
Настольный театр
Коррекционные упражнения
Лексико- грамматические на развитие ВПФ
Для развития эмоциональной сферы


Категория: Я готовлюсь к школе | Добавил: irinatar71
Просмотров: 133 | Загрузок: 0 | | Рейтинг: 0.0/0 |

0

Рекомендуем также:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:





Группа: Гости
Вход
  
Регистрация
  



X Всероссийский творческий конкурс "Весенний марафон"
IV Всероссийский творческий конкурс "Весенняя мастерская"
VII Всероссийский творческий конкурс "Пасхальный перезвон"
IX Всероссийский творческий конкурс "Вечная слава, вечная память!"
Всероссийский творческий конкурс "Очарование цветов"
X Всероссийский творческий конкурс "Планета животных"
X Всероссийский творческий конкурс "Волшебство своими руками"
XIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Новая идея"





© Детский развивающий портал "ПочемуЧка" 2008-2024
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54566 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).

Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
Электронный адрес редакции: info@pochemu4ka.ru
Телефон редакции: +79277797310

Информация на сайте обновлена: 19.05.2024


Реклама на сайте
О нас
Ваши отзывы
Обратная связь
Полезные сайты

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.
Оплачивая товары и услуги нашего сайта, Вы соглашаетесь с договором-oфертой.