Сфера внимания – это сосредоточенность сознания на определенном объекте. Объектами внимания могу т быть как любые предметы или явления окружающего мира, так и действия, мысли и переживания самой личности.
Ребенок дошкольного возраста не может долго сосредотачиваться на какой -либо одной деятельности: он быстро отвлекается, устает или, наоборот, становится гиперактивным, вызывая возмущение взрослых. Почему так происходит? Все дело в том. Что у дошкольника преобладает непроизвольное внимание. Ребенок пока еще слабо управляет своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений (залаяла собака на улице или завыла сирена на машине – все это может послужить мощным отвлекающим фактором, ребенок прерывает свои занятия и затем долго не может к ним вернуться).
К началу обучения в школе происходит постепенное формирование произвольного внимания, характерной чертой которого являетя то, что оно направляетя на объект под влиянием намерения самого ребенка. Формируется внимания по мере развития таких качеств, как объем, концентрация, распределение и переключение, устойчивость.
Объем внимания – это количество предметов, которое одновременно может воспринять ребенок. Концентрация внимания – это сосредоточение внимания на одном или нескольких объектах. Это свойство необходимо для более полного и глубокого исследования того или иного объекта. Однако чрезмерная концентрация внимания на чем -либо приводит к сужению его поля. Что создает невозможность для ребенка своевременно воспринять другие, иногда очень важные объекты.
Распределение внимания дает человеку возможность следить за несколькими независимыми процессами, не теряя ни одного из них из поля своего внимания. Переключение внимания – это сознательный перенос внимания с одного объекта на другой. Хорошая переключаемость помогает ребенку быстро ориентироваться в ситуации и переходить от одной деятельности к другой. Рассеянность (в житейском смысле слова) – это плохая переключаемость внимания. Устойчивость внимания – это способность человека в течение того или иного времени намеренно поддерживать свое внимание на каком -либо объекте. Устойчивость особенно нужна при выполнении однообразной работы. Свойства внимания (концентрация, объем, распределение и переключение, устойчивость) независимы друг от друга, то есть внимание, хорошее в каком- то одном отношении, может быть не очень развито в другом. На внимание влияют эмоциональные факторы (например, интересен или нет ребенку материал задания) и мыслительные процессы. Учет этих факторов особенно важен для развития и тренировки внимания. Игры и упражнения для развития внимания:
- «Съедобное-несъедобное» с мячом; «Небывальщина, нелепицы» в стихотворениях;
«Рыбы, птицы, звери..» игра с мячом; «Крестики-нолики».
В раннем преддошкольном возрасте (период до 3 лет) мышление ребенка носит наглядно- действенный характер, формируясь в ходе предметной деятельности. По мере взросления ребенка, в его дошкольном возрасте, связь мышления с практическими действиями сохраняется, но не является такой тесной и непосредственной, как раньше, иначе говоря, во многих случаях ребенку уже не обязательно трогать заинтересовавший его объект: ему необходимо воспринимать и представлять этот объект в виде образа.
Образы воспринимаемых объектов ребенок может воплотить в конструировании или в рисовании. Родителям, воспитателям важно помнить, что наглядно -образное мышление детей 4-5 лет еще непосредственно и полностью подчинено их восприятию, поэтому не каждый ребенок может абстрагироваться с помощью понятий от некоторых свойств рассматриваемого предмета.
К 6-7 годам у детей на основе практического и наглядно- чувственного опыты начинается формирование словесно -логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий. Взрослым важно помнить, что все виды мышления тесно связаны друг с другом. Ведь при решении любых школьных задач ребенку наряду с словесным рассуждением нужно уметь актуализировать и образ предмета. Ребенку в старшем дошкольном возрасте нужно помочь в развитии таких мыслительных операций, как: обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация. Необходимо вместе рассуждать, устанавливать причинно - следственные связи и учиться понимать существующие взаимозависимости.
Некоторые задания могут быть совсем не сложны в исполнении для ребенка, а помогут в длительной дороге или непринужденной беседе.
Например:
1) «Противоположности». Взрослый предлагает такую игру: «Я называю слово, а ты в ответ называй противоположное по смыслу, например: большой - маленький..»
Примеры слов: ленивый, худой, злой, сильный, умный, медленный, веселый, красивый.
2) «Мы грузили пароход..» Взрослый объясняет правила игры: «Сейчас мы отправимся в плавание, с собой мы возьмем много разных вещей, я буду называть одно слово, а ты- много слов, подходящих к нему по смыслу. Например: «Мы грузили пароход фруктами». А ты можешь назвать: «Бананами, ананасами, манго, виноградом..»
Предлагаемый набор понятий: Мы грузим пароход мебелью..овощами.. посудой..
…растениями…птицами..инструментами.»
3) «Какой формы и из какого материала». Предлагаем ребенку описать предмет с помощью двух характеристик – формы предмета и материала, из которого он может быть изготовлен. Например, вопрос: Стол – какой формы? Из какого материала сделан?
Возможные ответы: Прямоугольный, из дерева. Квадратный, из металла. Круглый, из стекла.
Зеркало- какой формы? Из какого материала сделано?
Подушка –какой формы? Из какого материала сделано?
Часы –какой формы? Из какого материала сделаны?
4) « Что можно с этим сделать?» Взрослый называет ребенку предмет и просит найти как можно больше вариантов его использования. Например, можно назвать слово «газета». Ребенок предлагает: сделать подзорную трубу, смастерить пилотку, сложить кораблик..
Примерный набор слов для игры: веревка, кубик, палочка, мячик.
Память - это психическое отражение прошлого, заключающееся в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении или узнавании ранее воспринятого, пережитого, сделанного. Память бывает кратковременной , обеспечивающей точное воспроизведение материла спустя непродолжительное время (от нескольких десятков секунд) после однократного предъявления информации. О долговременной памяти мы говорим в случае, если воспроизведение информации происходит спустя достаточно длительное время. Долговременная память составляет основу прочных знаний, навыков, умений и привычек.
Образная память заключается в запечатлениии и последующем воссоздании образа ранее воспринятых объкетов. Образная память подразделяется на зрительную, слуховую, обонятельную, осязательную и вкусовую. Существует также двигательная, эмоциональная и словесно – логическая память.
Эмоциональная память заключается в запоминании, воспроизведении и узнавании эмоций и чувств. Она может быть могучим мотивом для повторения действий и поступков и лежать в основе для формирования привычек. Положительные эмоциональные переживания улучшают психологическое состояние ребенка при ответе (чувство уверенности), помогают с легкостью воспроизводить усвоенный ранее материал. И наоборот, отрицательные эмоциональные переживания, сопровождающие запоминание, могут невротизировать ребенка, делать его скованным и неуверенным при ответе. Если педагог заметил трудности ребенка при воспроизведении материала, он может например, изменить форму ответа или форму проверки знаний. Часто взрослые жалуются: «Учим вместе с сыном, дочкой стихотворение, а он ничего не запоминает!» И не запомнит. Если механически будет зазубривать материал, который он не понимает и который ему не интересен. Без опоры на мыслительную деятельность, на понимание материала никакое усвоение знаний невозможно. Вот почему так важно развивать смысловую или словесно -логическую память, которая заключается в запоминании и воспроизведении мыслей.
Игры и задания для развития памяти:
- «Перескажи историю» где взрослый предлагает ребенку послушать небольшой рассказ и своими словами пересказать то, что он только что услышал.
- «Загадки» отгадывание и загадывание, можно со зрительной подсказкой.
- «Вкус и цвет» активизация личного опыта, житейских практических знаний. Взрослый предлагает выполнить ребенку несколько заданий по образцу:
Представь..( клубнику, лук, мороженое и т.д.)
• Какая она на вкус? Какого цвета? Чем пахнет? Где растет? Нарисуй ее.
|