ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
Учитель Так-Так
Щетка, собака учителя
Очень Вежливая Старушка
Мальчик Ржавые Пятки
Мальчик Попрыгунчик
Мальчик Мультик
Девочка Ленточка
Рыбак
Мастер
ДЕЙСТВИЕ 1
Сцена 1
Лесная полянка. На сцене появляется Учитель Так-Так и его собака Щетка.
УЧИТЕЛЬ ТАК-ТАК: Так-так, Щетка. Прекрасное место для школы. Подай-ка мне колышки.
Щетка находит на сцене колышки. Учитель Так-Так огораживает место для школы, протягивая между колышками веревки.
УЧИТЕЛЬ ТАК-ТАК: Так-так, Щетка. Прекрасное место для школы. Теперь остается раздобыть учеников. Ищи!
ЩЕТКА (обиженно): Гав!
Учитель Так-Так гладит собаку.
УЧИТЕЛЬ ТАК-ТАК: Пожалуйста, Щетка! Ищи, пожалуйста!
Собака Щетка нюхает воздух, срывается с места и убегает. Возвращается собака с девочкой Ленточкой.
ЛЕНТОЧКА: Здравствуйте. Вы учитель, я знаю. А меня зовут Ленточка.
УЧИТЕЛЬ ТАК-ТАК: Очень приятно. А это Щетка. Знакомьтесь.
Собака Щетка садится и подает девочке лапу, Ленточка пожимает ее.
УЧИТЕЛЬ ТАК-ТАК: Так-так. Следовательно, Ленточка. Ты очень занята, Ленточка?
Ленточка проходит перед учителем на носочках.
ЛЕНТОЧКА: Очень.
УЧИТЕЛЬ ТАК-ТАК: Видишь ли, мы задумали построить школу.
ЛЕНТОЧКА: Школу? Но я же и так учусь. Видите, я учусь танцевать.
УЧИТЕЛЬ ТАК-ТАК: Пожалуйста, танцуй на здоровье. На переменах. Ты действительно хорошо танцуешь. Я бы даже сказал – замечательно!
ЛЕНТОЧКА: Правда?
УЧИТЕЛЬ ТАК-ТАК: Честное слово.
ЩЕТКА: Гав!
Девочка Ленточка кружится на носочках.
ЛЕНТОЧКА: Хорошо. Я согласна. Я согласна строить с Вами школу и учиться в ней. Потому что Вы мне нравитесь.
Сцена 2
На сцене появляется Очень Вежливая Старушка.
ОЧЕНЬ ВЕЖЛИВАЯ СТАРУШКА: Не откажите в любезности, скажите, который теперь час?
УЧИТЕЛЬ ТАК-ТАК: С удовольствием. Вы не боитесь собаку?
ОЧЕНЬ ВЕЖЛИВАЯ СТАРУШКА: Цыц, собака!
Ошеломленная Щетка жмется к хозяину.
УЧИТЕЛЬ ТАК-ТАК: Так-так. Сейчас примерно десять часов утра. Это по солнцу.
ОЧЕНЬ ВЕЖЛИВАЯ СТАРУШКА: Крайне Вам признательна. Простите, если задержала Вас.
УЧИТЕЛЬ ТАК-ТАК: Что Вы, не беспокойтесь!
На сцену выбегает мальчик Ржавые Пятки. Очень Вежливая Старушка с криком «Ты со мной не шути!» хватает его за шиворот и дает затрещину.
УЧИТЕЛЬ ТАК-ТАК: Так-так, а зачем Вы его бьете?
МАЛЬЧИК РЖАВЫЕ ПЯТКИ: Не хочу! Не буду!
ОЧЕНЬ ВЕЖЛИВАЯ СТАРУШКА: Простите, с кем имею честь?
ЛЕНТОЧКА: Да это же учитель!
ОЧЕНЬ ВЕЖЛИВАЯ СТАРУШКА: А ты, девочка, будь добра, не вмешивайся. Что же касается Вас, сделайте одолжение…
Очень Вежливая Старушка уходит за кулисы.
ЛЕНТОЧКА: Тебе очень больно?
РЖАВЫЕ ПЯТКИ: Да не больно, а противно.
УЧИТЕЛЬ ТАК-ТАК: Но за что? Разве есть, разве может быть причина ударить ребенка, вот просто взять и ударить?
РЖАВЫЕ ПЯТКИ: Да не бьет она меня. Именно что не бьет, а еще хуже.
ЛЕНТОЧКА: Что же может быть хуже?
РЖАВЫЕ ПЯТКИ: Вос-пи-ты-ва-ет. Вот что. Во вторник и пятницу.
УЧИТЕЛЬ ТАК-ТАК: Погоди. Воспитывает? Это интересно.
РЖАВЫЕ ПЯТКИ: Чего тут интересного? Воспитывает в духе.
УЧИТЕЛЬ ТАК-ТАК: В каком духе?
РЖАВЫЕ ПЯТКИ: А я не знаю, в каком. Я не слушаю. Она говорит, а я не слушаю, в окно смотрю. «Я, говорит, твоя родная двоюродная бабушка и воспитаю тебя в духе…» А дальше я забыл, потому что лошадь в окно увидал и перестал слушать.
ЛЕНТОЧКА: А зачем ты тогда к ней ходишь?
РЖАВЫЕ ПЯТКИ: «Зачем, зачем!» А затем, что я тут живу, пока родители не приедут. А еще я секрет хочу узнать.
Собака Щетка навострила ушки.
РЖАВЫЕ ПЯТКИ: Ну да. Она говорит: «У тебя от твоей родной двоюродной бабушки никаких секретов быть не должно. И тайн тоже». Почему же тогда у нее от меня есть секрет?
ЛЕНТОЧКА: Ой, какой секрет?
РЖАВЫЕ ПЯТКИ: Тише. Она меня ищет. А я вот не буду! Назло ей не буду мыться, и все!
УЧИТЕЛЬ ТАК-ТАК: Позволь, то есть как это не будешь мыться?
Ржавые Пятки убегает за кулисы.
Сцена 3
Появляется мальчик Мультик. Он толкает перед собой тележку.
МУЛЬТИК: Слева по борту неизвестное судно!
УЧИТЕЛЬ ТАК-ТАК: Конечно. Телега может и поплыть, если скатится в воду. Но может и затонуть.
МУЛЬТИК: Лево руля!
УЧИТЕЛЬ ТАК-ТАК: Скажи, пожалуйста, ты вернулся из плавания или только собираешься?
МУЛЬТИК: Снаряжаю экспедицию. Вокруг света и обратно.
Мальчик Мультик смочил слюной палец и вытянул перед собой.
УЧИТЕЛЬ ТАК-ТАК: Определяешь направление ветра. Прекрасно. А сколько будет семью шесть?
Мальчик Мультик молчит.
УЧИТЕЛЬ ТАК-ТАК: Понятно. Мы собираемся строить школу. Нужен каменщик.
МУЛЬТИК: Мне сейчас некогда.
УЧИТЕЛЬ ТАК-ТАК: Главный каменщик.
МУЛЬТИК: Главный – это другое дело. Тогда полный вперед!
Сцена 4
На сцене появляется мальчик Попрыгунчик. Он все время прыгает на одной ноге.
ПОПРЫГУНЧИК: Можно, я буду учиться в Вашей школе?
УЧИТЕЛЬ ТАК-ТАК: Что ж… Раз ты хочешь учиться…
ПОПРЫГУНЧИК: Нет. Я хочу прыгать, а дома не велят. Вчера я прыгал на матрасе, а под подушкой стояла каша завернутая. Ну вот, каша и опрокинулась, а я виноват.
УЧИТЕЛЬ ТАК-ТАК: Так-так. Но разве тебе нечему учиться? Вот, например, знаешь ли ты, сколько километров в высоту ты напрыгиваешь в месяц? А в год?
ПОПРЫГУНЧИК: Не знаю.
УЧИТЕЛЬ ТАК-ТАК: Вот видишь. Неплохо было бы научиться считать. Но тогда и мне придется прыгать вместе с тобой.
ПОПРЫГУНЧИК: Зачем?
УЧИТЕЛЬ ТАК-ТАК: Иначе нам будет неудобно разговаривать друг с другом. Но разве мне за тобой угнаться!
ПОПРЫГУНЧИК (задумчиво): Может быть, поискать другую школу?
УЧИТЕЛЬ ТАК-ТАК: Подумай. Пока школа еще строится, ты можешь прыгать. Но когда занятия начнутся, придется сидеть спокойно. Да-да, учиться и не мешать остальным.
Мальчик Попрыгунчик внимательно слушает.
УЧИТЕЛЬ ТАК-ТАК: Понимаешь, вот я, скажем, люблю качаться на качелях. Но ведь надо помнить и о других. Если я все время буду качаться, кто же будет вести уроки и учить школьников? Не правда ли? Не всегда человек может делать только то, что ему хочется.
ПОПРЫГУНЧИК: Прямо не знаю, как быть.
УЧИТЕЛЬ ТАК-ТАК: Да, совсем забыл. Ты ведь можешь еще прыгать по дороге в школу.
ПОПРЫГУНЧИК: А из школы домой?
УЧИТЕЛЬ ТАК-ТАК: Согласен.
Сцена 5
На сцене учитель Так-Так, Ржавые Пятки, Попрыгунчик, Мультик и Ленточка.
УЧИТЕЛЬ ТАК-ТАК: И какая же у нас будет школа?
МУЛЬТИК: Ну, вроде как корабль. Захотел капитан – становись на якорь, а нет – полный вперед.
ЛЕНТОЧКА: Ничего подобного! Школа должна быть разноцветной.
ПОПРЫГУНЧИК: Пусть наша школа будет похожа на карусель, чтобы играла музыка и одна парта догоняла другую.
УЧИТЕЛЬ ТАК-ТАК: Ясное дело, наша школа должна быть разноцветной. Можно, конечно, выкрасить школу одной серой краской, но, боюсь, тогда и уроки станут похожи один на другой. Непременно разноцветная! Она будет похожа на корабль и на карусель. Но, между прочим, школа должна быть школой – с белыми партами, классной доской и звонком.
Собака Щетка ввозит на сцену телегу с разноцветными кубиками и кирпичами. Все строят школу и поют песенку:
Это мы – кирпичи!
Нас не зря обжигали в печи!
Синие, желтые, красные,
Станем мы стенами классными!
Синие, желтые, красные
Бим-бом-бом!
Стены поднимутся классные –
Бим-бом-бом!
Закончив стройку, все уходят за кулисы.
Сцена 6
На сцену выходит мальчик Мультик, оглядываясь, перестраивает школу в корабль.
МУЛЬТИК (разговаривая сам с собой): Корабль есть корабль, и никаких каруселей.
Закончив работу, Мультик выкладывает разноцветные буквы на магнитной доске
ЩИСЛИВАВА ПЛАВАНЯ!
Из-за кулис за Мультиком наблюдает Ржавые Пятки.
Сцена 7
На сцене появляются Учитель Так-Так, девочка Ленточка, Ржавые Пятки, Мультик, Попрыгунчик.
УЧИТЕЛЬ ТАК-ТАК: Доброе напутствие! И было всего-навсего… раз, два, три… семь ошибок. Я не знаю, кто это сделал…
Учитель Так-Так спокойно исправляет ошибки
СЧАСТЛИВОГО ПЛАВАНИЯ!
РЖАВЫЕ ПЯТКИ: Я знаю.
УЧИТЕЛЬ ТАК-ТАК: Не перебивай. Я хочу сказать: пусть тот, кто вчера это сделал, сегодня, когда мы разойдемся, разберет кусок стены и выложит «Счастливого плавания!» без ошибок.
РЖАВЫЕ ПЯТКИ: Но я знаю, чьи это ошибки!
УЧИТЕЛЬ ТАК-ТАК: В разноцветной школе не будет ябедников. Уходи!
Ржавые Пятки убегает за кулисы.
Сцена 8
Звенит звонок. Все дети, кроме Ржавой Пятки, садятся кругом. В центре учитель.
УЧИТЕЛЬ ТАК-ТАК: Итак, учимся слушать. Слушайте. Это шумит лес. Слышите? Словно ручей журчит в траве. Это шелестят, переливаются листья берез. Вот осина: каждый листок – маленькая трещотка… А сосна кряхтит и поскрипывает.
ПОПРЫГУНЧИК: Ой, правда… А сейчас вот машина урчит. Грузовик.
МУЛЬТИК: Какой грузовик – это у тебя в животе урчит перед обедом.
Все смеются.
УЧИТЕЛЬ ТАК-ТАК: Слышите – жужжит шмель над цветком клевера? Так-так. А вот уже не слышно шмеля – его заглушили моторы… Ну конечно, скоростной пассажирский самолет! В кабине летчики, пассажиры у круглых окошек смотрят вниз… Мальчик тоже прилип к окошку так, что у него сплющился нос. Вот сейчас он увидел внизу зеленую полоску леса, а на ней разноцветный квадратик.
ЛЕНТОЧКА: Это он нашу школу увидел!
УЧИТЕЛЬ ТАК-ТАК: Кстати, тот, кто рассказывает, должен знать, что его слушают. Иначе рассказывать неинтересно.
Конечно, бывают люди, умеющие слышать только себя. Тем хуже для них. Если другой человек доверил тебе свою беду, слушай и не говори ему: «Да-да, мне тоже плохо». Горе у каждого свое. Когда другому человеку радостно и он пришел к тебе рассказать об этом – слушай и радуйся вместе с ним. Запомните: каждый человек говорит по-своему. Научиться слушать и откликаться – это и значит быть другом.
А теперь будем учиться видеть. Посмотрите на небо. Видите там Луну и звезды?
Все поднимают головы и дружно говорят нет.
УЧИТЕЛЬ ТАК-ТАК: Я и хотел вам доказать, что смотреть – это еще не значит видеть. (Учитель снимает и протирает очки) Ученый видит Луну, даже не глядя на нее.
МУЛЬТИК: А для чего тогда очки?
УЧИТЕЛЬ ТАК-ТАК: Очки? Очки, наверное, для того, чтобы побыстрее вдевать нитку в иголку. Но есть и кое-что посильнее самых толстых очков и морского бинокля. Это – воображение. Вот, скажем, когда пахнет укропом, мне ясно видится дом, в котором жили мои родители. И кадка с солеными огурцами. Она стоит в сенях, рядом с полными ведрами, а на крышке лежит медный ковшик, весь во вмятинах – мы его часто роняли…
Возьмем другой пример. У каждого из нас есть близкие люди. Их лица можете увидеть даже в темноте, даже тогда, когда эти люди далеко.
МУЛЬТИК: Кажется, я понял. Вот еще бывает важный, толстый, щеки надует, а скажет что-нибудь – и сразу видно – дурак. А некоторые его уважают. Это потому, что не видят, да?
ПОПРЫГУНЧИК: Или вот наша бабушка. Очень обыкновенная бабушка, хоть и не давала мне попрыгать на матрасе. А только уехала она на неделю, сестру проведать, и сразу у нас молоко утром пригорело, папа сердится, что ботинки не найдешь, мама его ругает, да и мне достается. Выходит, мы не знали, что все дело в бабушке. Значит, не видели, какая она у нас хорошая.
Звенит звонок. Мальчики прощаются и уходят.
УЧИТЕЛЬ ТАК-ТАК: До завтра! Ленточка, а ты почему не идешь домой?
ЛЕНТОЧКА: Я хотела спросить… Вот Вы про лица сегодня говорили, про лица родственников, да? Почему же, например, я Вас все время вижу? Задумаюсь и вижу, как очки протираете, как звоните в звонок, улыбаетесь или сердитесь… Ведь Вы мне не родственник?
Действие 2
|