ДЕЙСТВИЕ 2
Сцена 1
Урок в разноцветной школе.
УЧИТЕЛЬ ТАК-ТАК: Так-так, что на сегодня задано?
ПОПРЫГУНЧИК: Задача про два корабля, которые спешили навстречу друг другу. У меня, кажется, вышло…
Учитель берет тетрадь.
УЧИТЕЛЬ ТАК-ТАК: Правильно.
МУЛЬТИК: Подумаешь. Зато я умею ориентироваться по звездам.
УЧИТЕЛЬ ТАК-ТАК: Так-так, завидуешь? А если бы он не решил, тогда что? Никто бы не решил, тогда что? И ты и все бы успокоились: задача не решается, и нечего голову ломать. Так? Нет, это наше счастье, что есть люди, которые лучше нас решают задачи, строят школы, выращивают розы. Мы смотрим на них…да, может быть, чуточку завидуем, но нам хочется научиться тоже. И мы стараемся! Но ты все-таки не зазнавайся (Попрыгунчику).
Сцена 2
В класс робко входит Ржавые Пятки.
ЛЕНТОЧКА: У нас новенький.
МУЛЬТИК: Тоже мне новенький! Знаем мы таких новеньких! Это же Ржавая Пятка!
УЧИТЕЛЬ ТАК-ТАК: Я наказываю тебя. Оставляю без домашнего задания.
Сцена 3
Ленточка поднимает руку.
УЧИТЕЛЬ ТАК-ТАК: Что ты хочешь сказать, Ленточка?
ЛЕНТОЧКА: Я тут изобрела стихи. Вот, написала по-письменному, пусть теперь напечатают по-печатному и скажут, что я поэтесса. Они, поэты, бывают рассеянные, я тоже ходила по воду с корзинкой вместо ведра.
МУЛЬТИК: Дай почитать. Дай, пожалуйста!
Все кричат: читай вслух!
ЛЕНТОЧКА: Стихи мои, читать их буду я сама. Так делают настоящие писатели. Тихо! Начинаю. «Вакса». Стихи. Посвящаются учители Так-Таку.
Сапожная вакса «Крым»
Черная, как ночь.
Она башмакам моим
Должна блестеть помочь.
Ленточка садится.
УЧИТЕЛЬ ТАК-ТАК: Так-так. Во-первых, спасибо тебе за посвящение. Ты действительно сочинила стихи. Четыре строчки. А теперь скажите мне, понравились ли вам стихи?
МУЛЬТИК: Очень. Они такие складные. Крым – моим, ночь – помочь…
ПОПРЫГУНЧИК: Мне ни за что так не сочинить.
РЖАВЫЕ ПЯТКИ: Конечно, ботинки блестят, если их начистить ваксой.
УЧИТЕЛЬ ТАК-ТАК: Я давно хотел поговорить с вами о стихах… И о тех, кто пишет стихи. О поэтах.
ПОПРЫГУНЧИК: Поэты бывают рассеянные. Ленточка тоже ходила к колодцу с корзинкой.
УЧИТЕЛЬ ТАК-ТАК: Кто из нас не бывает рассеянным? Если бы дело было только в этом, мы все давно бы стали поэтами. И тот, кто пропускает буквы в диктанте, и тот, кто надевает рубашку шиворот-навыворот. Я знал одного поэта. Да, я знал настоящего поэта.
РЖАВАЯ ПЯТКА: А он тоже ходил за водой с корзинкой?
УЧИТЕЛЬ ТАК-ТАК: Нет, с ведрами. Он целый день работал в огороде и не мог оставить грядки без воды.
ЛЕНТОЧКА: А какой он был из себя, этот поэт?
УЧИТЕЛЬ ТАК-ТАК: Какой? Лицо у поэта было резкое и вместе с тем нежное. А если бы вы видели, как он улыбался… Но про эту улыбку надо рассказывать отдельно.
Лишь поздним вечером, когда местные жители спали, поэт запирался в маленькой комнате под самой крышей и доставал потертую тетрадь. Он писал торопливым почерком, зачеркивал и снова писал. Это были стихи о черной пашне, о сенокосе, о жарком деревенском полдне и о цветущих липах. И вот чудо: сочиняя стихи о сенокосе, поэт уставал вместе с косцами, да, его мучила жажда! Он чувствовал себя то пахарем, то пластом жирной земли, то веткой цветущего дерева…
Особенно любил поэт дождливые вечера. Когда капли начинали барабанить по крыше, он распахивал окно и прислушивался. Дождь шумел в саду, плескал со стрехи в подставленную кадку, утихал и снова расходился. Капли ударяли в подоконник, отскакивали на тетрадный лист, чернильные строчки расплывались, а сердце колотилось чаще, и перо продвигалось быстрее.
Иногда поэт сердился на себя, вырывал и отбрасывал исписанный лист. Ветер подхватывал белый листок и, покружив перед окном, уносил в темноту. Поэт волновался и шагал по комнате…
Да, хорошие стихи пишут, когда волнуются. Но еще для этого нужен талант.
РЖАВАЯ ПЯТКА: А что такое талант?
УЧИТЕЛЬ ТАК-ТАК: Талант… Как бы вам объяснить? Это когда человек умеет свою радость, свою печаль, свое удивление передать другим. Да, именно заставить людей волноваться вместе с тобой, чтобы люди читали твои стихи и волновались, как ты. Должно быть, это и есть талант. Понятно?
ЛЕНТОЧКА: Понятно, только не очень.
УЧИТЕЛЬ ТАК-ТАК: Неудивительно. Я и сам это не всегда понимаю.
Сцена 4
На сцене одна девочка Ленточка. Она зовет собаку Щетку. Появляется Щетка, садится и вопросительно смотрит на девочку.
ЛЕНТОЧКА: Сапожная вакса «Крым!»
ЩЕТКА: Гав!
ЛЕНТОЧКА: Черная, как ночь!
ЩЕТКА: Гав-гав!
ЛЕНТОЧКА: Она башмакам моим должна блестеть помочь! Поняла?
ЩЕТКА: Гав-гав-гав!
Сцена 5
На сцене Очень Вежливая Старушка. Она достает из белого полотняного мешочка старинные карманные часы. Часы громко шипят, старушка чертыхается на них за то, что они не хотят показывать правильное время.
С другого конца сцены выходит собака Щетка, Очень Вежливая Старушка ее не замечает.
ЩЕТКА: Какой позор! Какая беда! Хозяин меня подстриг, чтобы я не ходила лохматой и не подвала пример нерадивым ученикам. Я теперь на зайца похожа – и буду жить в лесу. Ни за что не покажусь в школе, пока снова на отрасту! (Нюхает воздух) Но как же есть хочется! Попрошу у старушки – вдруг кинет косточку.
Щетка подбегает к старушке, протягивает лапу. Очень Вежливая Старушка грубо кричит «Пошла вон!» и замахивается на собаку мешочком с часами. Щетка хватает мешок и убегает.
Сцена 6
Перемена в Разноцветной школе. На сцене все ученики и собака Щетка. Ржавые Пятки держит в руке карманные часы.
РЖАВЫЕ ПЯТКИ: Вот это часы! Я таких и не видывал (протягивает часы Мультику). Это теперь наши с тобой часы. На, держи! Будем носить по очереди.
Появляется учитель Так-Так.
УЧИТЕЛЬ ТАК-ТАК: Кто это подарил тебе такие замечательные часы?
МУЛЬТИК (радостно): Никто не дарил. Их кто-то в траве возле школы посеял, а Ржавые Пятки нашел.
УЧИТЕЛЬ ТАК-ТАК: Так-так, прелестно. Если Ржавые Пятки их нашел…значит, часы кто-то потерял.
РЖАВЫЕ ПЯТКИ: Пускай не теряет. Часы теперь наши, наши с ним.
УЧИТЕЛЬ ТАК-ТАК: Нет. Человек, потерявший такие часы, наверняка очень расстроился. И я прошу вас рассказать своим приятелям и знакомым, а ни пусть сообщат своим знакомым, что часы отыскались. Не может быть, чтобы добрая молва не нашла хозяина часов. А вдруг это были для него не просто часы? Бывают очень дорогие для человека вещи – не потому дорогие, что дорого стоят, - ох как обидно их терять. Если хотите, расскажу вам одну историю.
Все дети в один голос: Хотим! Хотим!
УЧИТЕЛЬ ТАК-ТАК: Когда-то отец подарил мне глиняную дудочку. Я был тогда школьником, совсем как вы.
РЖАВЫЕ ПЯТКИ: Честное слово. Так вот, отец подарил мне глиняную дудочку, объяснил, что называется она окариной, показал, как играют на ней. Я мало-помалу научился игратью
ЛЕНТОЧКА: Красиво она играла?
УЧИТЕЛЬ ТАК-ТАК: Да как вам сказать… Я ведь не был настоящим музыкантом, да никто и не учил меня. Мне нравилось, что звук окарины похож на голос кукушки и что вечером дудочка поет не так, как утром. Голос у нее был не слишком громкий и никому не мешал. Отец любил слушать, как я играю. Он приходил вечером с работы, ложился на диван, а ноги закидывал на табурет. Прямо в сапогах. Да, он за день уставал, и мать не ругала его.
Я играл и играл на окарине, а сам все смотрел на отца. Как сейчас вижу, он лежит на спине, подложив ладони под голову. От его черной макушки до носков сапог было так далеко! Он был большой, мой отец. И я… как бы вам сказать… любил его. Мы с отцом были друзьями. Бывало, только увижу отца у калитки, тут же бросаю игру и бегу домой. Конечно, я знал – ему захочется со мной потолковать или просто помолчать, а рано утром отец снова уйдет на работу.
А потом я вырос. Даже отцовские сапоги стали мне жать. Вот тогда-то и началась война.
ПОПРЫГУНЧИК: Настоящая?
УЧИТЕЛЬ ТАК-ТАК: Да. В первый же день войны отец собрался на фронт. Велел мне приглядывать за младшим братишкой и помогать матери по дому.
Мне хотелось сказать отцу на прощание что-нибудь. Но мы оба были мужчины. И я только взял окарину и сыграл ему любимую песенку.
Отец не велел его провожать. Помню его спину в дверях. Отцовскую спину в потертой кожанке. Да, бывает, что человек уходит. И не возвращается.
Отца убили в первом же бою. Я не верил сначала, долго мне еще снилось, будто отец вернулся, а я играю ему на окарине.
Говорят, люди растут во сне. Наверное, когда мне снился отец, я тоже рос, становился похожим на него.
И вот пришло время, мне дали винтовку с патронами.
А глиняная дудочка лежала в заплечном мешке, этот мешок был всегда со мной. Только мне не хотелось играть: подумайте, просто лето, наступила осень, а война не кончалась, людей убивали и убивали.
Однажды неподалеку от нас разорвался снаряд. Осколком ранило моего товарища. Я подбежал к нему, но рядом опять ухнуло, и нас обоих засыпало землей.
Когда я очнулся, был уже вечер. Товарищ стонал. Я перевязал его, а когда лазил в мешок за бинтом, увидел, что дудочка раскололась надвое. Ведь она была глиняная.
Я склеил свою окарину в день Великой Победы. Да, да, представьте себе, склеенная, она заиграла! Правда, немного по-другому, не так весело, как раньше. И вот теперь, когда остаюсь один, изредка играю на окарине и вроде бы опять вижу отца…
ЛЕНТОЧКА: А почему Вы нам никогда не играли на этой дудочке? Сыграйте, пожалуйста!
Учитель Так-Так достает окарину и играет на ней. Звучит песня:
Бьётся в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза.
И поёт мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.
Про тебя мне шептали кусты
В белоснежных полях под Москвой,
Я хочу, чтоб услышала ты,
Как тоскует мой голос живой.
Я хочу, чтоб услышала ты,
Как тоскует мой голос живой.
Ты сейчас далеко-далеко,
Между нами снега и снега.
До тебя мне дойти нелегко,
А до смерти - четыре шага.
Пой, гармоника, вьюге назло,
Заплутавшее счастье зови.
Мне в холодной землянке тепло
От твоей негасимой любви.
Мне в холодной землянке тепло
От твоей негасимой любви.
Бьётся в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза.
И поёт мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.
Про тебя мне шептали кусты
В белоснежных полях под Москвой,
Я хочу, чтоб услышала ты,
Как тоскует мой голос живой.
Я хочу, чтоб услышала ты,
Как тоскует мой голос живой.
Сцена 7
На сцене все ученики
ЛЕНТОЧКА: Надо скорее разыскать хозяина часов, скорее!
МУЛЬТИК: А я что говорю? И я говорю – разыскать. Запечатать письмо в бутылку , а бутылку – в речку. Кто потерял, тот выловит бутылку.
ПОПРЫГУНЧИК: Хитрый какой! Твою бутылку найдут лет через сто, а ты все сто лет чужими часами хвалиться будешь, да? Объявления надо развесить, вот что. Так, мол, и так, приходите в школу за часами. И все.
РЖАВЫЕ ПЯТКИ: Можно еще шар воздушный. И к нему большой плакат, а на плакате часы нарисовать и нашу школу.
МУЛЬТИК: Все равно я бутылку кину. Моряки всегда в бутылках письма пишут. И карту вложу, чтобы знали, где искать.
Дети выносят из-за кулис большой плакат с надписью разноцветными буквами ЧАСЫ В РАЗНОЦВЕТНОЙ ШКОЛЕ!
Проносят плакат по сцене. Все, кроме мультика, уходят за кулисы.
МУЛЬТИК: Все равно я бутылку кину. Все моряки так делают.
Мультик берет письмо, запечатывает в бутылку и кидает за кулисы.
Сцена 8.
Урок в разноцветной школе. На сцене появляется Рыбак, в руке у него бутылка.
РЫБАК: Да что это вы придумали? Какие еще часы? А может, у меня свои часы, а?
УЧИТЕЛЬ ТАК-ТАК (достает часы): Вы не поняли. Мы нашли чьи-то часы и хотим их вернуть.
Рыбак смотрит на часы.
РЫБАК: Вот оно что. Нет, мне чужого не надо. Извините за беспокойство.
УЧИТЕЛЬ ТАК-ТАК: Пожалуйста. Приходите просто так, в гости. У нас тут…
На сцену выходит Очень Вежливая Старушка.
ОЧЕНЬ ВЕЖЛИВАЯ СТАРУШКА: У вас тут, простите, мои часики, если не ошибаюсь?
На сцену выбегает собака Щетка, рычит и лает на старушку и убегает со сцены.
ОЧЕНЬ ВЕЖЛИВАЯ СТАРУШКА: Собачка, куда же ты? Собачка? Сначала вещи присваиваете, потом убегаете… Нехорошо, собачка, нехорошо. Вот и внучек мой двоюродный подтвердит.
УЧИТЕЛЬ ТАК-ТАК: Простите, я не понял. Кто у кого присваивает?
ОЧЕНЬ ВЕЖЛИВАЯ СТАРУШКА: Не извольте беспокоиться. Ну забежала собачка, ну стибрила, бывает. Слава богу, нашлись часы. Не откажите в любезности…
Учитель Так-Так протягивает старушке часы. Часы громко шипят. На сцене появляется Мастер.
МАСТЕР: Подождите! Дайте сюда часы.
ОЧЕНЬ ВЕЖЛИВАЯ СТАРУШКА: Позвольте, куда?
МАСТЕР: Эти часы сделал я. Их заводят раз в год, на рассвете. Год прошел.
ОЧЕНЬ ВЕЖЛИВАЯ СТАРУШКА: Ничего не знаю и знать не хочу. Часы принадлежат мне, и будьте любезны…
МАСТЕР: Я не могу осмотреть их при Вас. Они не терпят лжи.
ОЧЕНЬ ВЕЖЛИВАЯ СТАРУШКА: Да, да! Это все Вы подослали собаку, она украла часы! Собак надо наказывать, и учеников надо наказывать! Воспитывать их в духе почтения к старшим! В страхе воспитывать! А они, понимаете ли, дружат! Играют! Собак развели!
УЧИТЕЛЬ ТАК-ТАК: Так-так, прошу Вас удалиться. Вы забываетесь, здесь дети.
ОЧЕНЬ ВЕЖЛИВАЯ СТАРУШКА: Это разбойники, а не дети! Где мой внук? Я этого так не оставлю, вы мне ответите!
Очень Вежливая Старушка уходит.
Сцена 9
На сцену возвращается собака Щетка. Мастер держит в руке часы.
МАСТЕР : Понимаете, я еще смолоду задумывался над странной штуковиной: каждый из нас бывает то хорошим, то похуже, а иногда и совсем никудышным. И во мне самом, я чувствовал, спорят хороший человек и неважный. Да. А так как хотелось, чтобы лучший мой человек, тот, что любит работать, знает цену дружбе, который не боится говорить правду и не причиняет боли другому, всегда брал верх.
ЛЕНТОЧКА: А как же узнать, какой человек ты сейчас – хороший или плохой?
МАСТЕР: То-то и оно. Был у меня один знакомый волшебник.
МУЛЬТИК: И он всегда Вам говорил?
МАСТЕР: Нет. Просто-напросто мой лучший человек сам тянулся к этому волшебнику. И уж когда мы были рядом, я знал – беспокоиться не о чем. Но вот беда: волшебник был слишком занят и разыскивать его становилось все труднее. Тогда-то и пришло мне в голову вложить в эти часы один секрет.
РЖАВЫЕ ПЯТКИ (шепотом): Мы никому не расскажем.
МАСТЕР: Несколько лет я собирал и отлаживал механизм, приглядывался к людям, пробовал угадывать их мысли, слушал пение птиц на рассвете. И вот в одну прекрасную ночь работа подошла к концу. Часы были готовы.
ПОПРЫГУНЧИК: Они идут точно по солнцу?
МАСТЕР: Не это в них самое главное. Когда эти часы шли секунда в секунду, а на рассвете пели вместе с этими птицами, это значило, что они рады за моего лучшего человека. А когда неважный человек, неправдивый и черствый, одолевал во мне хорошего, часы то и дело останавливались, убегали вперед или отставали. И громко шипели, вместо того чтобы петь по утрам.
ЛЕНТОЧКА: А тот волшебник?
МАСТЕР: Теперь я мог не тревожить обремененного делами волшебника. А через некоторое время и сам научился понимать, когда поступаю хорошо, а когда плохо.
ПОПРЫГУНЧИК: И Вы подарили часы той старушке?
МАСТЕР: Нет, я дал их своему другу. Но после этого часы сменили, должно быть, не одного хозяина. Люди, в которых плохое сильнее хорошего, избавлялись от подарка: кому нужны часы, которые неправильно показывают время, да еще и шипят. А тот, кто кое-чему научился, передавал часы другу.
РЖАВЫЕ ПЯТКИ: Понятно. И никто не завидовал.
МАСТЕР: Само собой, чего же завидовать, если другой человек становится лучше.
Мастер достает из кармана ключ.
МАСТЕР: Часы заводятся раз в год. Никто не мог этого сделать, потому что ключ остался при мне.
Мастер заводит часы. Раздаются звуки природы, пение птиц.
УЧИТЕЛЬ ТАК-ТАК: Это непостижимо!
РЖАВЫЕ ПЯТКИ: А Вы когда-нибудь еще дадите послушать?
МАСТЕР: Пожалуй, я оставлю часы у вас, в разноцветной школе.
ПОПРЫГУНЧИК: На целый год?
МАСТЕР: Да. Но только часам слишком часто приходилось шипеть, и если не дать механизму отдохнуть, он может разладиться.
ЛЕНТОЧКА: А мы не будем, чтобы они шипели.
МАСТЕР: Хорошо, постарайтесь, чтобы часы пели по утрам! Сказать по правде, я и не беспокоюсь – ведь в вашей школе есть свой волшебник.
Мастер отдает часы учителю Так-Так.
МАСТЕР: Да, этот волшебник сумел разглядеть в каждом их вас – и в тебе, и в тебе, и в тебе – самого лучшего человека. И многому научить вас.
УЧИТЕЛЬ ТАК-ТАК: Что Вы! Ведь мы еще только начинаем учиться.
Учитель Так-Так берет колокольчик. Звонит звонок.
|