Сценарий в двух действиях для школьного театра по повести итальянского писателя Марчелло Арджилли «Десять городов».
Действующие лица:
Ведущий
Мэр города Поэтонии
Директор типографии
Судья города Поэтонии
Девочка Катерина
Родители Катерины
Учитель в школе
Директор школы
Альфредо
Сестра Альфредо
Одноклассник Альфредо
Массовка: рабочие типографии, полицейский, врач, одноклассники.
Действие 1
Сцена 1
На сцене Ведущий.
ВЕДУЩИЙ: Здравствуйте, друзья! Сейчас мы отправимся в путешествие по удивительным городам. Они так не похожи друг на друга! Ведь каждый город на свете, пусть даже самый маленький, обязательно чем-нибудь отличается от всех остальных. В одном городе, например, выпекают знаменитые душистые пряники, другой – славится прекрасным пляжем, в третьем – родился гениальный сказочник.
А в каком городе живешь ты, читатель?.. И если дорога приведет меня когда-нибудь в твой город, я непременно зайду к тебе – ведь мне захочется узнать, понравилась ли тебе эта повесть.
Всех городов на свете не счесть.
Город любимый у каждого есть:
каждый, быть может, не зная о том,
строит свой город в сердце своем —
строит, являя пример мастерства
или бездарно, спустя рукава.
Сразу не выстроишь. Строит года…
Как непохожи сердца-города!
Мысленно можно в любой заглянуть.
Следуй за мной. Отправляемся в путь.
Первая остановка – город Поэтония. В этом городе все жители – поэты, и все изъясняются друг с другом не только изысканно вежливо, но стихами.
Сцена 2
Ведущий уходит. На сцену выбегают возмущенные рабочие типографии с плакатами «Возмущенный до глубины души – к нам присоединиться спеши!», «Люди труда за себя постоят всегда!», «Позор! Такого беззакония еще не знала Поэтония!»
Один из рабочих держит в руках объявление: « «С мая месяца сего года заработная плата рабочих и служащих будет увеличена на 20 %».
ПЕРВЫЙ РАБОЧИЙ: Увеличивают зарплату без любви к нашему брату!
ВТОРОЙ РАБОЧИЙ: Подобное объявление для нас оскорбление!
ТРЕТИЙ РАБОЧИЙ:
К нам обратились словами прозы!
Они ответят за наши слезы.
Друзья, в создавшейся обстановке
прибегнем к поэтической забастовке!
На сцене появляются мэр города и директор типографии.
МЭР: Им, наверно, платят мало…
ДИРЕКТОР ТИПОГРАФИИ: Только стачки не хватало!
МЭР: Что вы! Что вы! Что вы! Что вы!
Будьте к худшему готовы!
ДИРЕКТОР ТИПОГРАФИИ:Неужели от досады станут строить баррикады?
МЭР: Что вы! Что вы! Что вы! Что вы! Будьте к худшему готовы!
ДИРЕКТОР ТИПОГРАФИИ: Как! Вынашивает кто-то замысел переворота?
МЭР: Что вы! Что вы! Что вы! Что вы! Будьте к худшему готовы!
Народ не погладит врага по головке.
Страшнее не видел никто забастовки:
сюда демонстранты явились с угрозой –
в ответ говорить не стихами, а прозой!
Мэр обращается к рабочим:
Да, с вами поступили некрасиво.
Негодованье ваше справедливо.
Клянусь усами моего кота,
что все поставлю на свои места.
«Радуйтесь (мы вашу радость разделим):
близко прощанье с дождливым апрелем,
май на пороге – веселый, цветущий,
увеличенье зарплаты несущий.
Хочется верить – окажутся кстати
двадцать процентов прибавки к зарплате».
Сцена 3
На сцене папа и мама Катерины. К ним подходит радостная девочка.
КАТЕРИНА:
В сердце моем бесконечная сладость.
Мамочка, папочка, вы моя гадость!
Милые грабители,
вашей милой крошке
поцелуйте ручки,
поцелуйте рожки.
ПАПА И МАМА (в один голос):
– Не везет так не везет!
Отравила Новый год!
Чтоб такое написать!..
Марш без ужина в кровать!
КАТЕРИНА:
Обещаю лучше быть
папу с мамою убить!
МАМА:
Ох, судьба моя печальная!
Катерина – ненормальная…
Катерина в слезах убегает.
Сцена 4.
Катерина встречает подругу.
ПОДРУГА:
Катерина, в воскресенье
Жду тебя на день рожденья!
КАТЕРИНА:
Ах, какая мне награда!
Очень надо! Очень надо!
Ты элегантней всех слоних:
такого платья нет у них.
Подруга поворачивается и уходит. Катерина плачет.
КАТЕРИНА:
Я от горя чуть жива:
нахожу не те дрова.
К девочке подходит полицейский.
ПОЛИЦЕЙСКИЙ:
Что с тобой, хорошая моя?
Отчего ты плачешь в три ручья?
КАТЕРИНА:
Я могу вам сказать, почему я печальная:
все кругом говорят, будто я гениальная.
Я сижу над уроками – не разгибаюсь.
Виновата ли я, что всегда расшибаюсь?
Полицейский вызывает скорую. Появляется врач.
КАТЕРИНА:
Рассказать давно хочу
про болезнь мою рвачу,
но, к несчастью, не бывала
до сих пор у коновала…
Полицейский берет девочку за руку.
КАТЕРИНА:
Верьте, я сама не рада…
Я ошиблась… Вот засада!..
Можно было вас не звать:
я хотела расстрелять…
Полицейский уводит девочку за сцену.
Сцена 5
Катерина стоит перед Судьей. Чуть поодаль – ее родители, врач, полицейский, подруга, одноклассники.
СУДЬЯ:
Обвиняемая виновна?
Да или нет?
Пусть правдивым будет ответ.
КАТЕРИНА:
Не виновата ни капли я,
верьте мне, господин свинья!
ПОЛИЦЕЙСКИЙ:
Не допущу такого позора.
Требую смертного приговора!
КАТЕРИНА:
Я не совершила преступления,
но готова попросить отмщения!
ПОЛИЦЕЙСКИЙ:
Хорошо известно многим:
никогда я не был строгим,
но сейчас, как никогда,
буду строгим, господа.
Я преступницы подобной,
невоспитанной и злобной,
разрази меня гроза,
не видал вовек в глаза.
Пусть найдут, что я жестокий,
умоляю суд высокий
внять призыву моему,
посадить ее в тюрьму.
Не на годик, не на десять —
посолидней срок отвесить,
в общем – что там говорить!
к ста годам приговорить.
КАТЕРИНА:
Чем я вам не угодила?
Даже если я убила,
за решетку тем не менее
за такое преступление
не должны людей бросать
Справедливей – забодать…:
Нет, зачем же забодать!
Я не то хочу сказать.
Верьте слову моему:
я мечтаю сесть в тюрьму.
Вам не понять…
Какой там оправдать!
Я хочу кровать…
Пятью пять – двадцать пять…
Я не гениальная…
Слово завиральное…
Снова карнавальное…
Рифма распроклятая!
Разве виновата я?
Вата…
Не желаю автомата,
мне нужны котята,
ничего другого…
Виновато слово!
Мне нужна подкова,
нет, обнова, нет, не слово —
Ну конечно, слово! Как я бестолкова…
СУДЬЯ: Тут кончается стишок,
так что ротик – на замок!
Да, преступление совершено,
только насколько серьезно оно?
Предположениям верить не станем,
а в Поэтический Кодекс заглянем…
Важное в Кодексе есть положение
про поэтическое воображение:
«Большее трудно назвать безобразие,
чем поэтическое однообразие!»
Предан душою и телом искусству,
я доверяю в поэзии чувству.
Так ли преступница непоэтична?
Или она говорит непривычно?
Я вам открою, что с ней происходит:
нужного слова она не находит.
Сердце добрейшее у Катерины.
Для осужденья не видя причины,
суд у нее извинения просит.
Важно не то, что она произносит,
важно, что думает! Так что в дальнейшем
помните все о сердечке добрейшем.
КАТЕРИНА:
Не знаю, что б со мною было…
Я понята! Как это хило!
Я, как никто, была несчастна…
Клянусь вести себя ужасно!
Появляется Ведуший.
ВЕДУЩИЙ: С этого дня Катерина уже не чувствовала себя несчастной. Родители поняли, что она их любит, и больше никогда ее не наказывали. У Катерины Завирального Слова, как ее с тех пор называли, появилось много друзей: всем нравились ее поэтические вольности, и ее приглашали играть, танцевать, звали на прогулку, и она, со своим обычным «очень надо!», принимала приглашения. Она стала всеобщей любимицей, что явилось еще одним подтверждением неоспоримой истины, древней, как Поэтония: важнее поэзия в сердце, чем на языке.
Действие 2
Сцена 1
Ведущий на школьной доске пишет текст и произносит его вслух:
ВЕДУЩИЙ: Насиление нашева города пережывает тижолый удар. Ксажилению мы вынуждины потвердитъ распространившийся па городу слухи о Чорнам банте.
Эта будит удар для читателей, васобинасти для маладежи которая, сама атверженно прелагает все усилия к тому, что бы стать ещо лучше. Однако дурные премеры заразительны, и позорное питно лажицця на всех нас. бедная наша гордость, пращщай навсигда!
Вспомнити славные вримина, кагда учитиля, которые приежжали в Громатеефку изза границы, умерали от разрыва серца. Вспомнити как круглые двоичники из других гарадов, приехаф к нам поражались нашим рикордам успиваемости. Эти прикрастные вримина навсегда ушли впрошлое и теперь мы заслуживаем всиопщева осуждения. «Малаццы, вы делаете успехи!» – похвалют нас, тагда как мы готовы будим сквось землю правалицца от стыда.
Хотя перо отказывается писать, наш долг журналистаф обязывает нас описать трагический случай. Итак пириходим кфактам.
Чорный бант, синвол, и гордость нашива города, сегодня в 12 часоф 57 менут…
Что же за неприятное происшествие случилось в Нью-Грамотеевке? Достаточно дочитать заметку до конца – и вы все узнаете.
Но поскольку вы не из нашего города и не достаточно владеете нашим языком, мы предлагаем вам продолжение заметки в переводе на русский язык.
Сцена 2.
Альфредо выходит на сцену ленивой походкой, навстречу ему идет его сестра.
СЕСТРА: Еще рано, Альфредо, всего – навсего десять часов. Я опаздываю только на два часа. Глянь на север: уже заходит солнце.
АЛЬФРЕДО: Дура!
СЕСТРА: Почему ты меня вечно обижаешь? У всех людей есть самолюбие. Согласна, ты носишь Черный бант, мама и папа любят тебя больше, чем меня, учителя в тебе души не чают, все вокруг восхищаются тобой, но разве это справедливо – обзывать меня, как только я открою рот?
Сцена 3
На сцене идет урок, у доски учител объясняет новую тему.
УЧИТЕЛЬ: Как я вам только что сказал, Италия имеет форму пиджака. Столица Италии Неаполь насчитывает пятьдесят четыре миллиона жителей…
Альфредо лениво заходит в класс и садится на свое место. Учитель вызывает его одноклассника к доске.
УЧИТЕЛЬ: Сколько будет триста сорок восемь плюс сто двадцать семь?
ОДНОКЛАССНИК: Четыреста восемьдесят шесть.
УЧИТЕЛЬ: Стыдись! Ты почти угадал! Я ставлю тебе тройку с минусом.
ОДНОКЛАССНИК: Синьор учитель, спросите у меня еще что-нибудь. Увидите, я исправлюсь.
УЧИТЕЛЬ: Стоит ли терять время? Знаешь, какие отметки будут у тебя в табеле? Тройка с минусом по арифметике, двойка по географии, тройка по поведению, двойка по литературе. А теперь, дети, внимание! Приготовьтесь слушать, вам это будет полезно. Сейчас я вызову Альфредо. Могу ли я задать тебе два-три вопросика? Что же ты молчишь, Альфредо? Нет? Ну тогда иди к доске.
Альфредо выходит к доске.
УЧИТЕЛЬ: Альфредо, скажи мне, пожалуйста, как пишется слово «козел», через «о» или через «а»?
АЛЬФРЕДО: Через «и». Кизил.
УЧИТЕЛЬ: А теперь скажи, Нью-Йорк – река или озеро?
АЛЬФРЕДО: Гора в Китае.
УЧИТЕЛЬ: И последний вопрос: назови знаменитое сражение, выигранное Наполеоном.
АЛЬФРЕДО: Лично я предпочитаю эклер. С заварным кремом.
УЧИТЕЛЬ: Единица! ставлю тебе единицу! Молодец, Альфредо! Вы слышали? Берите с него пример. Альфредо гордость нашей школы, гордость Нью-Грамотеевки. Второго такого осла нет в нашем городе. В 14 лет он все еще в третьем классе. Шестой год подряд! Вам до него далеко. Он не ошибается, почти угадав. Он и не пробует угадать, потому что это бесполезно, ведь он ничего не знает, ровным счетом ничего. В этом году он снова выйдет в первые ученики от хвоста, заслужив единицы по всем предметам. Его табель не будет испачкан двойками, не говоря уже о тройках. Никто не заставит меня перевести его в следующий класс. Молодец, Альфредо! Иметь такого ученика, как ты, – большое счастье для учителя.
Сцена 4
В класс входит директор.
ДИРЕКТОР: Ну как наш Альфредо? – поинтересовался он.
УЧИТЕЛЬ: Очень плохо. Мне пришлось поставить ему еще одну жирную единицу – мальчик ее, несомненно, заслужил. Он не сумел ответить ни на один даже самый простой вопрос.
ДИРЕКТОР: Поздравляю, Альфредо, – сказал директор. – Продолжай в том же духе, и никто не отнимет у тебя этот почетный знак. (Показывает на черный бант на груди Альфредо). Скажи мне правду, – попросил директор, – как тебе удается быть все время первым?
АЛЬФРЕДО: Очень просто. Я в руки не беру учебников, сплю сколько влезет, не слушаю, что объясняет учительница.
ДИРЕКТОР: Молодец. Твоя сила воли вызывает восхищение. У меня тоже сын осел, но ему до тебя, к сожалению, далеко. Чтобы расшевелить его самолюбие, я всегда ставлю тебя в пример. «Не было случая, – внушаю я ему, – чтобы наш Альфредо позволил себе что-то понять. А с тобой это бывает». Ты не поверишь, но он и слушать не хочет, топает на меня ногами: дескать, надоел ты мне со своим Альфредо и вообще я не знаю, о ком ты говоришь.
АЛЬФРЕДО: Люди забыли, что такое уважение, – с горечью заметил Альфредо. – Я из кожи лезу вон, чтобы завоевать Черный бант, а между тем находится мальчишка, который не преклоняется перед первым оболтусом в городе.
ДИРЕКТОР: Ты сам не знаешь, насколько ты прав.
АЛЬФРЕДО: Ошибаетесь. – Во всем городе нет большего болвана, чем я. Это единственное, что я понял.
ДИРЕКТОР: Как ты сказал?
АЛЬФРЕДО: Могу повторить. Я не слепой и прекрасно понимаю, что ошибки других – пустяки по сравнению с моими. Значит, другим болванам далеко до меня.
ДИРЕКТОР: Как ты меня огорчил, Альфредо. Ты понял одну вещь – что ты глупее всех. Но ведь это в состоянии понять только мы, мы, которые недостаточно глупы!
УЧИТЕЛЬ: Как ты мог? Почему ты что-то понял?
АЛЬФРЕДО: Неправда! Я ничего не понял, честное слово!
ДИРЕКТОР: Не выкручивайся. Кто оступился один раз, может оступиться и в другой.
ОДНОКЛАССНИКИ: Он понял! Он понял!
АЛЬФРЕДО: Простите меня! Я не хотел понимать, честное слово! Я больше ничего не пойму! Никогда! Ну, пожалуйста, не надо! .
Директор снимает с Альфредо черный бант. Альфредо плачет.
ДИРЕКТОР: Эту высокую награду получит тот, кто ее действительно достоин.
ТВОЙ ГОРОД
Мы с тобой проделали
много тысяч миль.
Может, это сказка?
Может, это быль?
Написал я книгу,
дал тебе прочесть.
Сказка? В каждой сказке
доля правды есть,
и не надо путать
вымысел и ложь…
Но скажи, читатель,
где ты сам живешь?
Любишь ли свой город
или день и ночь
о другом мечтаешь?
Рад тебе помочь.
Я бы выбрал…
Впрочем,
выбор – за тобой.
Выбирай по вкусу,
выбирай любой.
Город живописцев,
зодчих, суперзвезд…
Понимаю,
выбор
далеко не прост.
Разве в мире только
десять городов?
Только ль Грамотеевка
рай для дураков?
Разве нет поэтов
в Риме и в Москве?
Разве им не тесно
всем в одной главе?..
Может, этой книжкой
я тебе помог
самый лучший в мире
выбрать уголок.
|