В нашем мире существует очень много необыкновенно красивых и удивительных построек. И у каждой из них есть своя история. Иллюстрированная энциклопедия «Как это построено. От мостов до небоскрёбов» всемирно известного автора и иллюстратора интереснейших книг по архитектуре Дэвида Маколи представляет нам особенности проектирования и строительства некоторых из них. В этой книге собраны удивительные истории, технологии и инженерные решения всемирно известных и возможно не столь популярных, но построенных удивительным образом, сооружений: мостов, небоскрёбов, куполов, туннелей и плотин. Автор предлагает нам по-новому взглянуть на эти постройки и окунуться в самое сокровенное – моменты их «зарождения» и становления, а вместе с этим узнать секреты их воздвижения. «Согласитесь, есть что-то воодушевляющее в том, что все грандиозные и внушающие трепет своим величием постройки являются результатом принятия человеческих решений и последовательной цепи их реализации» - пишет автор.
Вот описание некоторых из сооружений, представленных в книге:
МОСТ ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА
«Построить мост в Сан Франциско было необходимо, чтобы решить сложную транспортную проблему. Как обычно, первым встал вопрос: где строить? В итоге выбор остановили на месте в самой узкой части пролива. Но несмотря на это размер центрального пролёта будущего моста должен был стать больше всех известных на тот момент в мире. За решение непростой задачи – спроектировать уникальное сооружение – взялся инженер Жозеф Страусс. Сначала он предложил не слишком удачную конструкцию, в которой сочетались консольные башни и подвесные пролёты. Впрочем Страусс вместе с инженерами Львом Моисеевым и Чарльзом Альтоном Эллисом быстро исправили допущенные ошибки и предложили строить полностью подвесной мост.»
ТУННЕЛЬ ПОД ТЕМЗОЙ
«Конструкция туннеля была, бесспорно, сложной, но уникальным он стал, потому что именно для его строительства Брюнель сконструировал первый в истории проходческий щит. Это изобретение навсегда прославило его имя среди инженеров и горняков. Брюнель создал щит, чтобы защитить рабочих от водной стихии – как-никак работать предстояло под речным дном! И, конечно, с помощью этого устройства работы пошли в разы быстрее.»
ПЛОТИНА ИТАЙПУ
«Конструкция плотины Итайпу длиной более 8 километров представляет сосбой комбинацию из бетонных гравитационных и контрфорсных, а также нескольких земляных плотин. Работы начались с того, что стрители пустили реку по искусственному деривационному каналу. Первой в осушенном русле была возведена массивная гравитационная плотина из бетона, через водовороты которой впоследствии пустили реку.»
КАПИТОЛИЙ
«Первый купол над Капитолием был возведён в 1824 году. Он состоял из внутренней каменной оболочки, выполненной по образцу Пантеона, и внешней эллиптической оболочки с деревянным перекрытием, обшитым медью. По требованию действующего президента США Джеймса Монро внешнюю оболочку сделали гораздо выше, чем предполагалось изначально. Это был не самый удачный пример достигнутого компромисса в вечном споре между властями и архитекторами. Спустя некоторое время в Библиотеке Конгресса случился страшный пожар, и огонь едва не добрался до деревянного купола. После пожара эту не слишком популярную конструкцию решили полностью изменить.»
УИЛЛИС-ТАУЭР
«Одна жёсткая труба в конструкции – хорошо, а девять – ещё лучше. Так, наверное, размышлял Фазлур Хан – проектировщик небоскрёба Сирс-тауэр. Его небоскрёб удерживал рекорд высоты (443 метра) почти четверть века. Здание распрощалось с титулом мирового рекордсмена в 1997 году, когда в Малайзии были построены башни Петронас. Уиллис-тауэр уступил «новичку» всего 6,7 метра, но когда речь заходит о рекордах, в счёт, как известно, идёт каждый сантиметр. Символично, что этот небоскрёб построен фактически на «заднем дворе» у своего знаменитого «деда» - Релайанс-билдинг»
В книге рассказано о ходе и особенностях строительства таких известных в мировой истории сооружений, как мост Айрон-бридж в Великобритании, туннель под Ла-Маншем (Евротуннель), Гидроэлектростанция Ита в Бразилии, Башни Петронас в Малайзии, Ситигруп-центр и знаменитый Всемирный торговый центр в Нью-Йорке, который 11 сентября 2001 года был разрушен в результате жестокого террористического акта. Это издание, вышедшее недавно в издательстве «МИФ», будет интересно для всех, то интересуется строительством и архитектурой. А школьники могут с помощью него написать интереснейший доклад к уроку истории или обществознания. Взяв в руки эту мини-энциклопедию по архитектуре, каждый читатель будет впечатлён её содержанием, потому что она не просто знакомит с историей создания уникальных инженерных построек, но ещё и развивает мышление, и, что наиболее важно, учит решать нестандартные логические задачи.
|