Крутских Вероника Анатольевна
МАДОУ «Детский сад № 6»
Пермский край, г. Кунгур
учитель – логопед.
Авторская дидактическая игра
«Ежик готовится к зиме»
Игра многофункциональная, её использование зависит от задач логопеда на конкретном занятии. Ее можно использовать в индивидуальной и подгрупповой работе с детьми.
Цель: повышение эффективности логопедического воздействия, интереса к занятиям, создание положительной мотивации у детей.
Задачи:
- автоматизировать звуки «С», «Ш», «Ж», «Л» и «Р» в словах;
- дифференцировать звуки «С» - «Ш», «Ж» - «Ш», «Р» - «Л»;
- развивать мелкую моторику пальцев рук;
- формировать и закреплять навык образования уменьшительно - ласкательных суффиксов;
- закреплять употребление предлогов «НА», «С», « ПОД», «ОКОЛО», «В», «ИЗ», «ЗА», «ПЕРЕД» и т.д.;
- расширять активный словарь;
- формировать и закреплять навык по согласованию существительных с числительными;
- развивать психические процессы: зрительное восприятие, внимание, память, мышление;
- формировать пространственные представления и ориентацию на листе бумаги;
- формировать и закреплять навык по согласованию существительных с прилагательными;
- отрабатывать навык употребления существительных во множественном числе;
- развивать связную речь, закреплять навык составления предложения.
Оборудование: игровое панно «Ежик», цветные шнурки трех цветов, картинки: листья, грибы, шишки, желуди, яблоки с нарисованными на них предметными картинками со звуками «С», «Ш», «Ж», «Л» и «Р», фломастеры.
Предварительная работа: рассказ взрослым о том, как еж готовиться к зимней спячке.
Рассказ «Как еж готовится к зиме»
Осенью ежик готовит себе дом для зимовки. Дом ежика называется «нора». Ежик нанизывает себе на спину листики, а потом в норе их стряхивает. И ночью, и днем трудится ежик, делая себе уютный домик – носит в него мох и листья. Из мха и листьев ежик сделает себе мягкую теплую зимнюю постельку! Потом заберется он в свою нору, зароется в листья и теплый мох и заснет сладким сном на всю зиму! А проснется уже весной!
Есть и еще один миф о ежике, что он собирает осенью яблоки для своего пропитания. Это тоже не так! Осенью в лесу много клещей, которые забираются между ежиных иголок и очень беспокоят ежиков. Ежики спасаются тем, что насаживают на свои иголки яблоки. Получается яблочная кислота, которой очень боятся насекомые. Вот поэтому ежик на себе осенью яблоки и носит!
1. Игра «Посчитай -ка»
Цель. Автоматизация звука « - », формирование и закрепление навыка по согласованию существительных
с числительными; отработка количественного счета, расширение словаря по теме «Осень. Плоды деревьев», развитие мелкой моторики пальцев рук.
Ход. Ежик готовится к зиме. Ему нужно собрать грибы (яблоки, листья, шишки, желуди). Чтобы не ошибиться, сколько ему нужно грибов Ежик нарисовал их. Помоги ежу: посчитай грибы (один гриб, два гриба…), обведи их фломастером, а затем собери для него столько же грибов на шнурок. Назови картинки на грибах. Какой одинаковый звук есть в этих словах? (Р)
2. Игра «Где - что?»
Цель. Закрепление употребления предлогов «НА», «С», « ПОД», «ОКОЛО», «В», «ИЗ», «ЗА», «ПЕРЕД» и т.д.; восстановление взаимодействия и координации между правым и левым полушариями, а затем между другими частями мозга, развитие мелкой моторики пальцев рук.
Ход. Ребята, давайте посмотрим, как ежик нарисовал плоды деревьев. Что нарисовано перед ежиком? Назови и обведи фломастером. ( Что нарисовано в верхнем левом углу? И т.д). Обведи двумя руками одновременно желуди, которые нарисованы слева от ежика и справа (впереди и сзади, слева и впереди и т.д.)
3.Игра « Собери листочки (грибочки, желуди, шишки, яблоки) для ежика»
Вариант 1.
Цель. Закрепление правильного произношения звука в словах, развивать фонематическое восприятие, развитие мелкой моторики.
Ход .Собери для ежика все листочки с картинками в названии которых есть звук С и надень их на шнурок. Вариант 2.
Цель. Закрепление правильного произношения звука в словах, развивать фонематическое восприятие, закреплять умение определять место звука в слове; развитие мелкой моторики.
Ход. Собери для ежика все листочки с картинками в названии которых есть звук «-», надень на синий шнурок картинки в названии которых звук «-» в начале слова, на зеленый – звук «-» в середине, а на желтый – в конце слова.
Вариант 2.
Цель. Закрепление умения дифференцировать оппозиционные звуки, развитие мелкой моторики.
Ход. Помоги собрать ежику плоды деревьев. Надень на синий шнурок плоды с картинками в названии которых есть звук С, а на зеленый шнурок – плоды с картинками в названии которых есть звук Ш (звуки Л-Р, Ш-Ж)
Усложнение.
Цель. Развитие мышления. Предложить ребенку самому перед началом игры завязать шнурки. Н – р: завяжи синий шнурок так, чтобы он был рядом с зеленым, а красный шнурок слева от синего.
Изготовление игры. Вставить картинки с нужными звуками на картинку листьев, желудей, яблок, шишек и грибов, распечатать. Картинку ежика распечатать, вокруг картинки черным фломастером нарисовать контуры листьев, желудей, яблок, шишек и грибов. Заламинировать все картинки. Вырезать или проделать дыроколом отверстия, в которые потом будет продеваться шнурок или веревочка.
|