1.Тренируйте челюстные мышцы и мышцы языка. Слабые челюстные мышцы задерживают развитие артикуляционного аппарата. Поэтому давайте обязательно своему малышу целые яблоки, морковь, сухари, мясо кусочками, чтобы он жевал, и тем самым тренировал свои мышцы. Кроме этого нужно делать специальные упражнения- научите ребенка полоскать рот, надувайте с ним щеки, задерживайте воздух, покажите как перегонять его из одной щеки в другую. Эти упражнения помогут укрепиться челюстным мышцам.
2. Тренируйте пальчики. На наших пальчиках находится множество нервных окончаний, стимулируя их у ребенка, мы активизируем речевую моторную зону в коре головного мозга. Чем больше ваш ребенок будет делать своими руками, тем понятнее будет его речь. Пусть малыш побольше лепит из пластилина, рисует, вырезает ножницами(под присмотром взрослого). Пусть учиться одеваться сам, развязывать и завязывать шнурки, пуговицы- все это дает прекрасные результаты. Играйте почаще с пальчиками, такие игры очень нравятся детям. Разучивайте веселые потешки про «сороку-белобоку», «ладушки-ладушки», «мальчик-пальчик». Это отличный способ с пользой провести время в очереди в поликлинике, в поездке.
3.Разговаривайте с ребенком. Говорите как можно больше с ребенком. Рассказывайте обо всем что видите вокруг, комментируйте то, чем в данный момент занимаетесь, выучите голоса животных, читайте сказки ребенку, стихи, пойте песенки. И все это на хорошем русском языке, не «сюсюкаясь» и не коверкая слова, подражая ребенку. Дети прекрасно понимают нормальную речь.
4.Не потакайте. Если потакать ребенку, предупреждать его желания без слов, то у ребенка отпадает надобность говорить правильно. Зачем, если его и так понимают? Настаивайте, чтобы ребенок формулировал свои потребности словами, а не жестами.
5. Не создавайте «шумовую завесу». Бывает такое, что ребенок плохо говорит потому, что постоянно находится среди шума-все время работающий телевизор, радио, бесконечно разговаривающие взрослые, которые общаются между собой. И ребенок уже не обращает внимание на отдельные слова. Для него все сливается в шум. В таких случаях ребенок может даже не говорить, а имитировать нормальную речь, бессмысленными псевдофразами. Разговаривайте с детьми, а не при них.
6. Звуки, которые ребенок в определенном возрасте должен уметь произносить: 1-2 года звуки- А,О,У,И,П,Б,М. 2,5 года звуки- К,Г,Х,Й. 3 года звуки- Ф,С,З,Т,Д,Н,Ц. 4 года звуки- Ш,Ж,Ч,Щ. 5 лет звуки- Л,Р
|