Слово "буллинг", пришедшее из английского языка (bullying – запугивание, издевательство, травля), нередко вызывает затруднения в понимании, особенно в русскоязычной среде. Часто его упрощенно отождествляют с "травлей", представляя ситуацию как взаимодействие агрессора и жертвы. Однако такое понимание является лишь верхушкой айсберга, скрывающего гораздо более сложные социальные процессы. Буллинг – это комплексное явление, корнями уходящее в динамику групповой динамики и социальную иерархию. Его ключевая особенность заключается в том, что он процветает исключительно в замкнутых сообществах, где выход из группы затруднен или невозможен. Это могут быть школьные классы, воинские подразделения, рабочие коллективы, интернаты, спортивные команды, даже онлайн-сообщества с жестким контролем доступа и высоким уровнем вовлеченности. В открытой среде, где индивид легко может сменить окружение, буллинг встречается гораздо реже.
В сущности, буллинг – это своеобразная форма социальной борьбы за доминирование, за место в верхушке социальной иерархии группы. Травля же выступает как инструмент, демонстрация силы, способ утверждения своего превосходства. Жертва – это не конечная цель, а средство достижения цели – установления контроля и подавления потенциальных конкурентов. Агрессор, запугивая и издеваясь над жертвой, посылает ясный сигнал остальным членам группы: "Я – сильнейший, я контролирую ситуацию, попытки сопротивления будут жестоко наказаны". Поэтому анализ конфликта исключительно через призму "агрессор-жертва" является поверхностным и неэффективным. Это лечение симптомов, а не самой болезни.
Чтобы понять причины буллинга, необходимо проанализировать реально сложившуюся социальную структуру группы. Отсутствие четкой, справедливой и прозрачной системы установления лидерства, недостаток четко обозначенных правил поведения и норм морали, слабость или отсутствие эффективного контроля со стороны руководства всё это создает благодатную почву для развития буллинга.
На рисунке показана структура социальных отношений между классным руководителем и классом. Есть только 2 взаимно положительные связи, т.е. классный руководитель реально взаимодействует только с 2 учащимися в своем классе. Руководитель занимается попустительством и не является авторитетом в коллективе. Вероятность буллинга в таком классе предельно высокая (Исследование проведено методом «Социомониторинг»)
Для сравнения приведен пример картины связей руководителя, пользующегося в коллективе авторитетом. Он может быть услышан большим количеством детей в классе (Исследование проведено методом «Социомониторинг»)
Если в коллективе руководитель пассивен или проявляет попустительство, если отсутствуют ясные ценностные ориентиры,члены коллектива, особенно те, кто обладает лидерскими амбициями, сами начинают устанавливать свои порядки, включая жестокие и унизительные методы подавления несогласных. В таких условиях устранение одного "царя горы" не решает проблему – на его место мгновенно претендуют другие, и цикл насилия повторяется.
На данном примере можно увидеть, что реальным лидером группы является ее неформальный лидер, член коллектива под номером 27, а номер 17 подвержен жесткой дискриминации. (Исследование проведено методом «Социомониторинг»).
Проводя диагностические измерения и оперативно анализируя результаты для поиска взаимно отрицательных связей, можно предотвратить появление острых конфликтных столкновений.
На данном примере видны три взаимно отрицательные связи у дискриминируемого члена коллектива. Для данной конфликтной ситуации велика вероятность открытого столкновения (драки). Требуется немедленное вмешательство руководства образовательного учреждения.
Буллинг имеет различные формы проявления. Это может быть физическое насилие (удары, побои), вербальное (оскорбления, угрозы, унижения), психологическое (манипуляции, игнорирование, распространение слухов), кибербуллинг (публикация компрометирующих материалов). Все эти формы часто переплетаются, усиливая разрушительное воздействие на жертву. Важно понимать, что буллинг не ограничивается только школьным возрастом. Он может встречаться в рабочих коллективах, в спортивных командах, воинских подразделениях, спортивных командах, в общем, везде, где есть закрытое сообщество.
Для эффективного противодействия и профилактики буллинга необходим комплексный и планомерный подход. Необходимо регулярно отслеживать изменения, происходящие в социальном пространстве группы, чтобы уже на ранних этапах появления дискриминации в отношении отдельных членов коллектива начать принимать меры и не доводить ситуацию до открытого противостояния. Использование технологии «Социомониторинг» в организации позволит сделать это просто и крайне эффективно. Можно заказать проведение «Социомониторинга» в организации или внедрить, обучив собственного специалиста. |