Дети способны вовлечь в игру что угодно и кого угодно. Фантазия
позволяет им использовать такие, казалось бы, прозаичные вещи, как диван
(чем не спортивный батут для детей?),
стулья (отличный поезд), стол (прекрасный шалаш) во время игры. Однако
фантазия же приводит к возникновению множества страхов, которые
оказывают сильнейшее эмоциональное воздействие на детей в возрасте от
трех до шести лет.
Страхи, связанные с присутствием чужих людей, начинают проявляться
еще в возрасте 7-8 месяцев, однако они носят неосознанный характер и
постепенно забываются по мере развития. Другое дело - страх, вызванный
определенными явлениями или обстоятельствами, пусть даже и порожденными
фантазией малыша. Родителям порой сложно понять, что ребенок
по-настоящему боится чудовища под кроватью или теней, и что для малыша
они так же реальны, как стол или шкаф.
Многие детские страхи развиваются из-за родительского невнимания и
неправильных методов воспитания. Иногда достаточно несколько раз
предупредить расшалившегося кроху, что его заберет милиционер, и страх
перед доблестной милицией не замедлит появиться. В основе большинства
детских страхов лежит нежелание оставаться без родителей, и именно
поэтому к 5-6 годам дети начинают бояться смерти. С этим страхом связаны
вопросы о том, почему умирают люди или где они оказываются после
смерти. Часто на буйную детскую фантазию оказывают влияние случайно
услышанные разговоры взрослых, либо страшные моменты из телепередач и
фильмов. Малыш обязательно «додумает» и сам себе объяснит увиденное.
Бороться с детскими страхами следует, прежде всего, переключением
внимания. Не стоит рассказывать ребенку со всей серьезностью, что под
его кроватью монстр жить не может, так как не поместится, и предлагать
совместно исследовать таинственное место. Фантазия малыша обязательно
создаст варианты, как чудовище все же смогло оказаться в труднодоступном
месте, и они будут совершенно логичными, что только усилит страх. Самый
действенный способ – визуализировать непонятное, или же обыграть его.
Например, нарисовав вместе с малышом «подкроватного монстра», можно
снабдить его смешными ботинками или поместить в бассейн, надев на голову
веселый надувной круг для плавания
с уточкой – бумага стерпит все, а страшное станет забавным. Можно
поиграть в «чудовищ», акцентируя внимание на том, что они вовсе не злые и
хотят дружить. Главное – ребенок перенесет на свои страхи приятные
эмоции, и они постепенно исчезнут. |