Говорят, что книга скоро уйдет в прошлое. Пришло время электронных устройств, сетевые библиотеки изобретательно находят возможность обойти авторское право, стоимость бумаги как носителя дорожает год от года, так же как и технологии печати и нанесения технологии. Люди стараются не заставлять дом книжными полками и многотомными собраниями личной библиотеки.
Все это, может быть и так. И подобные разговоры велись не только о книгах. Не так давно шли разговоры о кончине театров, о том, что цирк на Вернадского угасает как центр притяжения для малышей, ждущих встречи со сказочным миром послушных животных и веселых клоунов.
Как бы там ни было, но тягу к бумажной книге ничто не в состоянии заменить. Да, возможно, это всего лишь сила привычки и шаблонов. Но именно с бумажной книги начинается знакомство ребенка с миром литературы. Шуршание страниц, фактура листов, запах свежей типографской краски. Важно с первых дней привить ребенку любовь к чтению, это пойдет ему только на пользу, и тогда уже совершенно неважно будет — читает ли выросший ребенок дедушкину библиотеку или скачивает книги в ридер.
Как это можно сделать? Очень просто — читать ребенку с самого рождения. Пусть он пока еще не все понимает, но он уже начнет обращать внимание на картинки — соме время рассказать ему, что на них нарисовано, проговорить сюжет. Очень хорошо придумывать вместе с ребенком продолжение сюжета, давать задания по картинке. Потом придет время слушания — иллюстрации в это время тоже важны, но ребенок учится также воображать сюжет. Позднее он может находить в тексте определенные буквы, придумывать свой вариант окончания сказки или рассказа.
Родителям легко превратить чтение в познавательное занятие. Вариантов может быть много. Например, читая рассказ о цирке, рассказать ребенку про самые разные цирки, про гастроли цирк Дю Солей в Москве и других городах — чем он так поражает зрителя, чем отличается от традиционного понимания цирка. Важно научить малыша бережно и аккуратно обходиться с книгой, не вырывать листы, не мять страницы, не рисовать в ней. Он должен уяснить себе, что любая книга заслуживает уважения и особого отношения. Она — как живое существо, как друг, как человек.
Каждая книга — уникальна в своем роде. И, безусловно, важен пример родителей: если ребенок часто видит маму, папу, бабушку и дедушку с книгой или хотя бы газетой в руках, то сможет тоже полюбить чтение.