Как сохранить
хорошее зрение у ребенка Вопросы:
1.Расскажите об основных видах нарушения
зрения. 2.Что может послужить причиной их
возникновения? 3.Какое из них наиболее часто возникают
именно у детей и по какой причине? 4.Расскажите о близорукости и дальнозоркости
- от каких факторов зависит, какое из этих нарушений возникнет у человека? 5.Существует ли определенный возраст, в
котором зрение ребенка наиболее уязвимо? 6.Существует ли генетическая
предрасположенность к возникновению заболеваний, связанных с нарушениями
зрения? 7.Как часто надо посещать с ребенком
офтальмолога? 8.Если уже существуют проблемы со
зрением, как не допустить дальнейшего ухудшения? 9.Существуют ли упражнения для
профилактики и улучшения зрения? 10. Какие продукты питания положительно
влияют на зрение? 11.Приведите статистические данные по
глазным заболеваниям у детей. Ответы: врач офтальмолог многопрофильной клиники «Альфа – Центр
Здоровья» Рогожкина Светлана Владиславовна, г. Самара
Зрение играет очень серьезную роль в жизни человека. Оно
дает нам 90 % информации об окружающем мире: помогает определять форму и цвет
предметов, их положение в пространстве. Поэтому потеря зрения, особенно в
детском возрасте, - это трагедия. Именно в детском возрасте зрению, вопросам его сохранения,
должно быть уделено большое внимание. К причинам, которые приводят к нарушению
зрения, можно отнести такие факторы, как питание (в частности, недостаток
витаминов), природные и климатические условия, социальные и бытовые проблемы,
наследственная предрасположенность. Немаловажную роль играет и состояние
нервной системы ребенка. Иными словами, сложно выделить какой-то один фактор,
влияющий на возникновение и развитие проблем со зрением. Нарушения зрения у
детей – это серьезные и сложные вопросы, требующие своевременного решения. Зрение у детей формируется по мере их роста и имеет свои
особенности. При рождении у большинства детей наблюдается дальнозоркость.
Только с шестилетнего возраста увеличивается число детей с нормальным зрением. К наиболее распространенным формам нарушения зрения в
детском возрасте можно отнести спазм аккомодации, близорукость, дальнозоркость,
астигматизм и косоглазие. Дальнозоркость –
это врожденное состояние, связанное с особенностью строения глазного яблока.
Первый признак появления дальнозоркости – ухудшение остроты зрения вблизи,
быстрое утомление глаз, покраснение и боли. Косоглазие
характеризуется отклонением одного из глаз от совместной точки фиксации.
Положение глаз при косоглазии таково, что зрительные оси не сходятся на
рассматриваемом предмете. Косоглазие может быть врожденным и приобретенным. Если
патология возникает в возрасте до 1 года, то ее называют младенческой. Чаще
всего косоглазие возникает в возрасте от 1 до 3 лет, но может развиваться и
после 6-летнего возраста, особенно в младшем школьном возрасте. Ребенок раннего
возраста еще не умеет смотреть двумя глазами, у него нет бинокулярного зрения,
оно формируется к 4 годам. Любое отклонение от нормы должно насторожить родителей и
дать повод для посещения детского офтальмолога, т.к. может привести к резкому
снижению зрения. У детей дошкольного возраста чаще встречается сходящееся
косоглазие, когда один или оба глаза отклонены к носу. Все новорожденные имеют
гиперметропию (дальнозоркость) приблизительно в 3,0 диоптрии. С ростом организма
в целом и органа зрения в частности меняются размеры глазного яблока, и
гиперметропия переходит в эметропию (нормальную рефракцию глаза). Но у
некоторых детей в силу различных причин дальнозоркость бывает более 3,0
диоптрий. Чтобы четко видеть предметы, им приходится напрягать глаза. Это
напряжение и является основной предрасположенностью к возникновению сходящегося
косоглазия. У детей младшего школьного возраста чаще развивается
расходящееся косоглазие, т.к. от чрезмерной нагрузки глазное яблоко
растягивается, возникает близорукость или миопическая рефракция. При
расходящемся косоглазии чаще один глаз отклоняется к виску. Астигматизм – это
особый вид оптического строения глаза, обусловленный неправильностью кривизны
роговицы. Спазм аккомодации
– это чрезмерное напряжение цилиарной мышцы, которое происходит даже тогда,
когда глаз в нем не нуждается. Дети, у которых развивается стойкое напряжение
цилиарной мышцы, быстро утомляются, жалуются на головные боли, становятся
раздражительными.
Близорукость, как
правило, является приобретенным заболеванием, когда в период интенсивной
длительной нагрузки (чтение, письмо, просмотр телевизора, игры на компьютере)
из-за нарушения кровоснабжения происходят изменения в глазном яблоке,
приводящие к его растяжению. В результате такого растяжения ухудшается зрение
вдаль. Наибольшее значение близорукость приобретает в школьном
возрасте, когда особенно сильно увеличивается нагрузка на зрительный аппарат.
Дети ежедневно начинают выполнять достаточно длительную работу, связанную с
напряжением зрения. И в этом вопросе генетическая предрасположенность,
безусловно, играет свою роль, но проявиться в виде близорукости может только
при наличии целого ряда других неблагоприятных факторов и прежде всего –
чрезмерной длительной нагрузки при работе на близком расстоянии. Поэтому в школьном возрасте особое значение приобретает
гигиена зрения у детей, задачей которой является создание оптимальных условий
зрительной работы, ограничение чрезмерной зрительной нагрузки. Большое значение
имеет правильное и достаточное освещение класса и рабочего места ученика. Нужно следить, чтобы текст, рисунок, наглядное пособие,
которыми пользуются школьники при зрительной работе, были достаточно контрастны
с фоном – бумагой, доской. Расстояние глаз до книги или тетради должно быть не менее
30-35 см.,
приблизительно оно равно длине руки от локтя до кончика пальцев. Профилактике
близорукости способствует общее укрепление организма: правильный режим дня,
полноценное питание, занятия спортом.
Особенное значение эти мероприятия имеют для детей и подростков в
образовательных учреждениях нового образца. Дети с близорукостью должны наблюдаться у офтальмолога, т.е.
находиться на диспансерном наблюдении. И в зависимости от степени нарушения
зрительных функций наблюдаться 2-3 раза в год. Главная задача диспансеризации и
лечебных мероприятий при близорукости – приостановить или замедлить ее прогрессирование
и предупредить ее возможные осложнения. К таким мероприятиям можно отнести упражнения для цилиарной
мышцы, очковую или контактную коррекцию, оздоровление организма, занятия
спортом, а также применение ряда медикаментозных средств. Выбор препаратов,
определение методики их применения и частоты повторных курсов лечения
производится индивидуально. К сожалению, к окончанию школы процент близоруких школьников
увеличивается, составляя от 30 до 40 %. Для сохранения здоровья и зрения в
школе необходимо сотрудничество офтальмологов, педагогов и, естественно,
родителей. Только при таком условии можно добиться успеха. |