Зачем вообще нужна доброта? Казалось
бы легкий вопрос. Какие ассоциации возникают
с этим вопросом. Когда нам нужна помощь,
хочется, чтобы добрых людей было больше.
Чем больше добрых людей, тем лучше. Было
бы больше добра, то не было бы ни войн,
ни конфликтов, а благотворительные фонды
бы стали самыми могущественными финансовыми
центрами. Люди бы давно перешли на зеленые
технологии и перестали качать нефть и
растрачивать природные ресурсы. Появилась
бы справедливость. Не убивали бы диких
животных ради материальной наживы, а
все бы стали носить пуховики на гусином
пуху. Но если доброта вызывает такие положительные
ассоциации, то почему она слабо развита
в современном обществе.
Многие не раз задумывались над тем,
почему не все люди добрые одинаково? Почему
в одних заложено помогать другим, совершать
добрые поступки и, даже, жертвовать собой
ради других, а другим это все чуждо? То
есть, существуют люди, которым доброта
не свойственна по определению? Это не
так. Доброта характерна всем людям, но
они в разной степени ее проявляют. Одни
проявляют ее по отношению ко всему живому
вокруг, другие только для очень узкого
круга лиц.
Если мы с вами обратимся
к философии и к физике одновременно,
то, увидим очень интересную картину. В
физике есть теория относительности (она
разработана для кинематики, движения
одного тела относительно другого), но
суть ее состоит в том, что каждое тело
относительно другого находится в состоянии
покоя или движется. То есть, могут двигаться
и оба тела, но друг относительно друга
одно тело покоится, другое движется. Запомним
этот факт из физики и заглянем в философию.
А философия говорит нам, что все в мире
относительно (не только состояния движущихся
тел, а вообще все). Все аспекты жизни, природы,
бытия, взаимодействия людей - все относительно.
Но философия усложняет это утверждение
тем, что вводит дополнительно понятия
гармонии и баланса. Такие основные составляющие,
как тело, душа, ум и чувства и являются
аспектами нашей жизни. И когда мы говорим
о становлении человеческой личности,
необходимым условием является то, что
оно (становление) должно быть сбалансированным
(то есть все аспекты должны развиваться
в равновеликой степени) и быть при этом
гармоничным (иными словами, логически
слаженным, например, для определенного
возраста человека его социального статуса
и т.д.). Если мы возьмем, для примера, спортсмена
(сразу оговорюсь, что наш пример также
относителен и не может определять всех
спортсменов), то увидим, что основной
аспект его жизни – это развитое тело,
другие составляющие явно страдают и это
выражается в его негармоничном и дисбалансовом
развитии. Они не двигают вперед науку,
не создают произведения искусства, но
с другой стороны, они прекрасно выживают
в обществе благодаря развитому характеру,
выносливости, целеустремленности (то
есть развитию тех качеств, которые прививает
спорт). Однако, продолжительность их жизни
по статистике намного ниже, чем у тех
людей, которые заняты интеллектуальной
работой. Хотя, среднестатистическая продолжительность
жизни профессионального спортсмена сегодня
– выше всяких пределов продолжительности
жизни, скажем, в древнем Египте, где нормой
считался предельный возраст 35-40 лет.
То есть если где-то много, то где-то обязательно
мало. Другими словами, все в мире относительно
и все строится на противоречиях. Таков
закон бытия.
Этот философский закон
применим и к качествам человеческой личности
в том числе. В частности, доброта как свойство
личности тоже относительна. Серийного
маньяка, с одной стороны, по общечеловеческим
нормам никак нельзя назвать добрым, но
по отношению к своим близким, он может
быть примерным семьянином. И можно привести
кучу других примеров таких противоречий.
Однако, хочется понять такую
вещь. Как сделать, чтобы, если не все люди,
то наши дети, излучали добро и делали
больше добра, когда станут взрослыми?
Ответ не такой простой, как кажется на
первый взгляд. Ответ в гармоничном всестороннем
развитии, положительном окружении, изначально
добром воспитании с самого раннего возраста.
А обеспечить эти условия не всегда просто.
Но самое первое это
то, что своего ребенка необходимо просто
любить и уважать. Есть одно наблюдение,
что практически все родители любят и
гордятся своими детьми, но далеко не все
испытывают к ним чувство уважения. А это
уже является поводом для дисбалансового
развития в будущем. Необходимо проявление
всех граней чувств к своим детям: и любовь,
и гордость, и уважение одновременно. Для
него это определенный стимул для развития,
а для вас - почва для последующего воспитания.
Уже потом, ребенку просто нужно многое
объяснять и обучать добрым делам. Причем
делать это лучше на небольших реальных
примерах, покормить бездомных собачек
или повесить скворечник у вас в парке или на приусадебном
участке. Еще можно придумать множество
разных небольших понятных действий, которые,
с воспитательной точки зрения, могли
бы принести вашему ребенку просто неоценимую
пользу для становления его личности в
будущем. |