К сожалению, сегодня количество детей с нарушением речи, увеличивается, чуть ли не в арифметической прогрессии. Причины этого явления разные, среди самых распространённых можно назвать: родовые травмы, нарушение внутриутробного развития, инфекционные заболевания, перенесённые ребёнком в грудном возрасте, черепно-мозговые травмы.
Но в любом случае, вне зависимости от причин, профессиональная помощь логопеда детям, имеющим дефекты речи, необходима. Куда же можно обратиться за получением логопедической помощи? В районную поликлинику, в любое дошкольное учреждение или в школу.
В настоящее время почти все детские сады и средние школы имеют в штате специалиста - логопеда. Но, мы сразу же вынуждены оговориться, что государство отводить слишком мало времени на логопедические занятия. Обычно не более 15 – 20 минут два раза в неделю. Ясно, что для детей с серьёзными нарушениями речи этого явно недостаточно.
Если мы возьмём для примера занятия с логопедом ребёнка в возрасте до трёх лет, то увидим, полноценное упражнение должно длиться не менее сорока – сорока пяти минут и обязательно включать в себя дыхательную гимнастику, работу над артикуляционным аппаратом малыша и многое другое.
Что же делать родителям, которые столкнулись с такой серьёзной проблемой как дефекты речи своего чада? Если ваш малыш в три – четыре года не может правильно произнести большинство звуков или заикается, а в школе читает и пишет с множеством ошибок, у вас есть один выход – обратиться к частному врачу – логопеду.
Но, несмотря на то, что многие специалисты предлагают свои услуги, найти хорошего профессионала не просто. Первая трудность заключается в том, что зачастую логопеды имеют очень узкую специализацию. Например, одни из них работают только с определённым возрастом, другие могут только «ставить» звуки и т. п.
Ещё большие проблемы возникают, когда логопед не желает вникать в причины нарушения речи у ребёнка или попросту безграмотно использует методы устранения речевых дефектов.
А помощь ребёнку, явно отстающему в развитии речи от своих сверстников, нужно начинать как можно раньше. И помощь эта должна быть высококвалифицированной. Хороший специалист всегда и прежде всего, выявит причины патологии, а затем, учитывая все особенности развития ребёнка, специфику дефекта его речи разработает пути решения данной проблемы.
Родителям нужно помнить, что не вовремя начатая коррекция речевых дефектов может привести к нарушению мыслительного процесса ребёнка, памяти, внимания и в конечном итоге повлиять на развитие интеллекта.
У каждого возраста свои проблемы. Не просто найти логопеда для маленького ребёнка. Ведь с малышом сложно работать, он такой подвижный, его трудно долго удерживать на одном месте, с ним приходится играть, ползать, прыгать, другими словами затрачивать кучу энергии. Конечно, проще заниматься с ребёнком после пяти лет, но малыш-то при этом страдает, он не может выразить свои мысли и переживает, когда взрослые его не понимают.
Как это может показаться ни странным, для школьника найти хорошего специалиста ещё сложнее. В этом возрасте к ребёнку особенно важно проявить индивидуальный подход, групповая работа здесь малоэффективна.
А штатные школьные логопеды, уделяя много времени устранению нарушений письма, сосредотачиваются на орфографии и пунктуации и, зачастую, упускают самое основное – истинные логопедические проблемы школьника.
Положение обычно осложняется ещё и тем, что кроме родного языка и литературы, детям в школе нужно изучать иностранный, чаще всего английский язык. В таком случае выходом из ситуации так же могут быть дополнительные индивидуальные занятия, то есть репетитор английского языка.
Подведём итоги: если вы хотите выбрать специалиста, способного на деле помочь вашему ребёнку, обратите внимание на его опыт, который должен быть по всем направлениям логопедии, соберите возможные рекомендации, настройтесь на тесное сотрудничество с логопедом – и только тогда успех вам обеспечен. |