Ставшие уже классическими эксперименты, в которых исследуется кратковременная память,
обычно проводят по такой схеме: человек слышит пять различных слов,
которые он должен повторить через короткий промежуток времени. Иногда
меньше, чем через несколько секунд. Считается, что в этот промежуток
времени человек все время повторяет эти слова «про себя», и процесс
запоминания состоит в том, что слова не просто удерживаются в
кратковременной памяти, а переводятся в долговременную память.
А что будет, если испытуемого лишить возможности повторять?
Эксперимент видоизменяют. В промежутке между предъявлением и
воспроизведением материала испытуемому предлагают решать новую задачу —
ее называют интерферирующей задачей. (В физике интерференция — это
взаимное усиление или ослабление волн при их наложении друг на друга.)
Чаще всего испытуемый в качестве интерферирующей задачи должен вести
обратный счет, например, называть цифры от десяти до одного.
Оказывается, что с увеличением длительности обратного счета точность
воспроизведения основной задачи уменьшается.
Что происходит в этом случае? Предполагают, что забывание слов из
основной задачи связано с тем, что в кратковременной памяти происходит
автоматическое стирание информации, и чем больше времени проходит до
момента воспроизведения основного материала, тем больше стирается он из
кратковременной памяти. К тому же интерферирующая задача не дает
возможности повторять. Есть и другое объяснение обнаруженного факта.
Объем кратковременной памяти невелик, и необходимость решать
дополнительную задачу вытесняет из памяти информацию: происходит
наложение, интерференция старой и новой информации.
Множество экспериментов, проведенных учеными в последние годы, не
привели их к единодушию. В некоторых опытах (начало 70-х годов), когда
испытуемым предлагали всего три слова и в промежутке между их
предъявлением и воспроизведением просто отвлекали от повторения (иначе
говоря, интерферирующая задача практически не несла новой информации),
ответы были стопроцентно правильными. Напрашивался вывод, что забывание
вызывается именно явлением интерференции, вытеснением основного
материала более свежим. Однако в более поздних работах был получен
противоположный результат. Испытуемым предлагали воспроизвести пять
существительных, которые им демонстрировали на экране телевизора, а в
качестве интерферирующей задачи они должны были петь различные ноты.
Предполагалось, что пение служит для отвлечения и почти не связано с
наложением новой информации. Эти эксперименты показали, что чем дольше
продолжается пение, тем меньше правильных ответов. По-видимому, чтобы
сохранить информацию в кратковременной памяти, требуется постоянное
внимание и активность человека, необходимо повторение. Это предположение
подтвердилось в последних опытах, проведенных на кафедре психологии
МГУ. На экране последовательно, одну за другой показывали четыре цифры.
Они сменяли друг друга сравнительно медленно, так что испытуемые
успевали повторять их «про себя» даже во время показа. Цифру
демонстрировали в течение нескольких тысячных долей секунды, а интервалы
времени между цифрами изменяли. Затем в течение трех-четырех секунд
испытуемые решали интерферирующую задачу. И вот результаты этого
эксперимента. Выполняя дополнительную интерферирующую задачу, испытуемые
практически не забывали основную, и это не зависело от того, длилась ли
дополнительная задача доли секунды или несколько секунд. Количество
правильных ответов зависело лишь от длительности интервала между показом
цифр, то есть от того времени, которое испытуемые повторяют цифры «про
себя».
Ученые пришли к выводу, что хранение информации в начальной фазе
кратковременного запоминания осуществляется через ее постоянное
повторение. Существуют также продукты для улучшения памяти.