Многие родители задаются вопросом, что такого сложного в программе начальных классов школы. Особенно их возмущают ошибки, которые дети делают в простых словах.
Действительно, выучить, как пишется правильно: приду или прийду, жи-ши с «и» или «ы» -- кажется довольно простым делом. Но это позиция уже взрослого человека. У детей 1-4 классов могут быть ошибки по объективным причинам.
Фонетическое письмо
Дошкольный возраст часто сопровождается появлением фонетического письма. Это происходит, когда у ребенка складывается умение читать. Связь письма и чтения очень велика, поскольку это очень сходные навыки, поэтому проблемы с чтением неизбежно влекут за собой проблемы с письмом.
Что из себя представляет фонетическое письмо? Посмотрите на то, как маленький ребенок подписывает свои рисунки. Он пишет так, как слышит – «йаблака» вместо «яблоко» и тому подобное. Эта проблема решается, как только ребенок окончательно учится хорошо и бегло читать.
Утомление
Частая причина ошибок на письме – усталость, переутомление ребенка, плохое самочувствие. Не случайно существуют СанПины, предписывающие проводить контрольные работы в школе в строго определенное время: на втором-третьем уроках, не в понедельник и не в пятницу. Таким образом дети чувствуют себя адекватно, не устают и справляются с работами лучше.
Усталость может вызывать любые виды ошибок на письме. Кроме того, проблемы может вызывать и адаптация в начале нового учебного года. В этом случае стоит дать ребенку время отдохнуть и адаптироваться к новым условиям.
Незнание правил
Часто школьники ошибаются при письме из-за незнания правил грамматики. Кроме того, правило может быть заучено, но недостаточно хорошо отработано на практике. Чем больше ребенок будет писать, тем легче ему будет даваться применения правил.
Также существует проблема незнания того, что многие слова пишутся правильно с помощью проверочных. Знание и отработка этого принципа также помогает писать грамотнее.
Дисграфия
Нередко дети допускают при письме ошибки из-за того, что у них есть дисграфия. Это своеобразный «дефект» правописания, который мешает правильно излагать слова на письме. Нарушение процесса письма – официальный диагноз. Многие родители не умеют распознавать это явление, и пытаются решить проблему грамотности ребенка простым обучением. Но в случае с дисграфией требуется помощь дефектолога и невролога. Специалисты помогут скорректировать нарушение.
Исправления и помарки
Постоянные исправления на письме, частые помарки – признак определенных неврологических трудностей у ребенка. В этом случае проблема ошибок может также крыться во внутреннем расстройстве, а не в банальном незнании того, как правильно писать. Если ребенок делает ошибку и сразу же ее исправляет – дело не в низких знаниях, а именно в неврологических проблемах. При очень «грязном» письме со множеством помарок школьник нуждается в консультации невролога.
Боязнь низких оценок
Как ни парадоксально, но ошибки в работах могут быть следствием получить низкую отметку. Дело в том, что тревожность и нервное напряжение мешают полностью сосредоточиться на учебе. Особенно ярко это проявляется в начальных классах. Доброжелательная атмосфера дома и в школьном коллективе, нормальные отношения с учителем и адекватное отношение к оценкам помогают справиться с этой проблемой.
Существуют различные педагогические и психологические методики, направленные на то, чтобы ребенок не боялся получить плохую оценку. Их применение позволяет справиться со стрессом и улучшить отношение к учебе. |