Не секрет, что начало учебы - это стресс не
только для детей, но и для родителей. Причем достаточно часто причины
школьных неудач кроются не столько в навыках чтения и письма, сколько в
психологической неподготовленности ребенка к школе.
Дело может
быть не только в психологической неготовности к смене коллектива,
режима дня и основного рода деятельности (если до школы главная
"работа" ребенка - игра, то в первых классах она сочетается с учебой).
Просто именно в школе, с ее жестким графиком, домашними заданиями и
специфическими требованиями к навыкам, интеллекту и т. д., могут ярче
проявиться невротические синдромы, до поры до времени дремавшие в
ребенке или же
проявлявшиеся не слишком часто.
Хотя на самом деле (и статистка ВОЗ это подтверждает) причины
многих неврозов возникают даже не в раннем детстве. Очень многое, если
не все, зависит от общего здоровья матери. Так называемый
наследственный фактор подчас перечеркивает все новейшие методы и
приемы воспитания. Впрочем, социальный фактор тоже нельзя сбрасывать
со счетов. И дело даже не в материальной стороне нашей жизни. Уже не
одно поколение доминирующую роль в семье играют женщины. На них и
воспитание, и решение финансовых вопросов, и организация уклада в
семье. Роли поменялись, мужское воспитание отошло на второй план, и
такое смещение акцентов не могло не сказаться на формировании психики
наших детей.
Как это ни покажется странным, но каждому страху свое время. В
каждом конкретном возрасте возникает конкретный страх. Дети до года
боятся одиночества, поэтому мы всегда советуем до года держать с
ребенком максимальный контакт. Дефицит эмоциональности именно в раннем
возрасте может привести к тяжелейшим нарушениям в психике.
В два-три года дети начинают бояться наказания, потеряться, больших
собак, чужих людей. И это нормально, у каждого страха своя защитная
функция. Но после трех лет, когда резко повышается уровень
интеллектуального развития, страхи могут приобретать гипертрофированные
формы, что сказывается уже на формировании личности. Страх переходит в
ужас, не оставляющий ребенка ни на секунду, и через некоторое время
невроз переходит в тяжелую форму. Не случайно такие формы неврозов, как
заикание, недержание мочи, тики, навязчивые телодвижения и т. п.,
проявляются именно в этот промежуток - от трех до пяти.
Но такие заболевания в домашних условиях не лечатся. Необходима
профессиональная консультация психолога. Школьный психолог - это,
конечно, хорошо. И проблема решается внутри школьных стен, и конфликты
не растягиваются во времени. А если проблема имеет более глубокие
корни? Тогда необходимо, во-первых, провести точное диагностирование,
во-вторых, разный тип неврозов нуждается в разных формах терапии. Тут
уже психолог не поможет.
Некоторые психотерапевты впадают в другую крайность и назначают по
пять-шесть препаратов и инъекции, а это для ребенка страшнее всяких
транквилизаторов. Можно добиться обратного эффекта - и старые неврозы не
вылечишь, и еще новый привит - боязнь укола и людей в белых халатах,
которые будут ассоциироваться с болью.
Лучше, конечно, не обращаться к экспериментаторам, а идти к врачам с
традиционными взглядами. Причем в психологическом центре АМЕРАХИ мы не
выделяем на прием пять-десять минут. Иногда психологическая консультация длится не один час. Зато
не бывает ошибок в диагностировании, следовательно, будет назначена
правильная терапия, значит, и лечение будет более эффективным.
Когда ребенок кричит во сне, часто плачет, жалуется на головные
боли, в школе быстро утомляется, вдруг изменился почерк - все это
достаточно яркие сигналы того, что пора обращаться за помощью к
специалистам.