Быстрому усвоению гигиенических навыков способствуют хорошо обустроенные помещения для умывания и переодевания и четкий режим, ежедневное повторение всех процедур в одно и то же время. Детям необходим неоднократный показ каждого действия с подробными объяснениями. Тогда становится очевидной целесообразность гигиенических мероприятий. Одним из самых сложных навыков становится культура поведения за столом, потому что она требует от ребенка совершать действия в определенной последовательности. Даже когда дети усвоили основные навыки, необходим постоянный контроль взрослых, иначе ребенок может начать постепенно забывать как верно держать вилку или пользоваться носовым платком. Важен и личный пример взрослых, внешний вид родителей и воспитателей в детском саду может служить образцом, ведь дети дошкольного возраста склонны к подражанию. Если взрослый требует от ребенка того, что не делает сам – ребенок обязательно это заметит, и не будет стараться выполнять требования взрослого. Необходимо вовремя поощрять хорошее поведение ребенка, одобрение взрослого побуждает детей в дальнейшем вести себя еще лучше.
С раннего детства стоит приучать ребенка опрятно выглядеть. Нужно уделять должное внимание внешнему виду. Регулярно купать ребенка, мыть голову и стричь ногти. Со временем ребенок привыкнет к этим процедурам. Если волосы слишком часто пачкаются, может потребоваться лечение жирных волос, тогда прическа ребенка всегда будет опрятной. Ребенок должен иметь привычку проверять свой внешний вид в зеркале и самостоятельно исправлять недостатки в прическе или одежде. Порядок необходим не только в одежде, но и в комнате ребенка. Вечером нужно совместно убирать игрушки, обусловить это можно тем, что и игрушкам пора спать. Если у ребенка не получается быстро усваивать навыки, нужно проявить терпение и объяснить подробно еще раз, ни в коем случае не делать замечания. Положительная оценка ускоряет запоминание нового, обучение можно проводить в наглядной игровой форме, например, одеть куклу или уложить её спать, посадить куклу на горшок. Не стоит торопиться, рано или поздно ребенок усвоит культурно-гигиенические навыки. К процессу обучения нужно подходить творчески и потратить на него столько времени, сколько необходимо вашему ребенку. |