На сегодняшний день актуальным является вопрос раннего развития детей. Развивающая система обучения рассчитана на зону ближайшего развития ребенка. Рассмотрим специфику и особенности программы. Основная задача педагогов – это создание атмосферы доверительности, внимательности, терпимости к их естественному поведению; педагог должен руководствоваться в каждый момент общения физическим и психическим состоянием конкретного школьника, его индивидуальной зоной развития.
Другой важный аспект – это мотивация. Известно, что при правильной мотивации ребенок учится не для оценки, не потому что родители так сказали, а благодаря сформированной у него внутренней потребности в получении знаний, познании, действиях. Вы можете ознакомиться с общей схемой организации занятий в центре «Чудо-чадо» по программе раннего развития детей «Эвристика». Каждое занятие по этой методике раннего развития начитается с дидактической игры, которая актуализирует необходимые знания и умения, мотивирует детей к занятию.
Принципы программы раннего развития «Эвристика»
Главные принципы программы – это:
- Не давать знания в «разжеванном виде».
- Выслушивать ответы всех желающих,
- Не спешить ободрять или порицать.
В центре «Чудо-чадо» изучение нового материала предполагается через «открытие» нового, применяется проблемное обучение. Важным является рефлексивный момент занятия, когда ребенок сам оценивает свою деятельность по изучению нового, а в случае неудачи исправляет свои ошибки.
Рекомендации по развитию детей в рамках программы развития детей раннего возраста
Основные рекомендации, которые дает программа развития детей раннего возраста «Эвристика» можно свести к следующему:
- При изучении материалов и дидактических пособий для дошкольников необходимо учитывать возрастные особенности детей, их интересы, потребности, вид ведущей деятельности. Центр «Чудо-чадо» предлагает различные формы занятий: занятия-путешествия, занятия-беседы, мозговой штурм, занятия-загадки, занятия-сказки, занятия-эксперименты и др. Так как в центре занимаются дети дошкольного возраста, то вид ведущей деятельности – игра, поэтому указанные формы занятия наиболее интересны для детей.
- Необходимо чередовать сложный и легкий материал, теоретический и практический, эмоциональный и рациональный. Также необходимо чередовать приемы и методы работы (письменные и устные, игровые, графические и др.). В таком случае программа «Эвристика» предлагает использовать различные виды деятельности, а также имеется различный дидактический материал для организации занятий в домашних условиях (рабочие тетради для каждого возраста, электронные пособия, наглядный материал и др.).
- При обучении детей не стоит задерживаться на известном им материале, так как это их утомляет, ребенок отвлекается, внимание рассеивается. Поэтому программа «Эвристика» предполагает организовывать занятия с учетом данных особенностей, так продолжительность занятий для детей 3 лет составляет 20 мин. В это время можно выдать как теоретический материал, так и закрепить его.
- Другой важной особенностью при использовании методик раннего развития детей является исключение оценочных суждений со стороны педагога или родителей, если это самостоятельные занятия. Высказывания типа «верно», «правильно», «абсолютно точно» служат в качестве некоторого тормоза, так как ребенок считает, что после таких суждений далее думать нет смысла. Другой важный момент – исключение замечаний ребенку, не стоит «читать» ему мораль или нравоучения. Категорически запрещено сравнивать детей друг с другом, так как это может привести к тому, что ребенок замкнется в себе.
- Не стоит придерживаться привычного, традиционного строя занятия. Это развивающее обучение, а значит, мы хотим добиться больших эффектов. Здесь намного ценнее, если новый материал будет изучен через систему заданий, приемов сравнения, открытий. В таком процессе, как подготовка к школе, методики раннего развития, подобные «Эвристике» крайне важны – они очерчивают круг допустимых и недопустимых действий со стороны педагогов или родителей на основании современных возрастных психолого-педагогических исследований.
- И последнее, на что мы хотели бы обратить ваше внимание, – это психологическое состояние вашего ребенка, а особенно его настроение. Не забывайте, что занятия, на которых ребенок смеется и получает положительные эмоции, намного эффективнее и более продуктивные.
|