Как больно родителям, наблюдая за играми детей видеть, что их ребенок стоит в стороне, робеет, не решается подойти к детям,пугается взрослых, недоверчив и застенчив.
Ничуть не легче выслушивать жалобы детей и взрослых о том, что ваше дитя все время дерется, обижает детей, спорит со взрослыми, мешает детям играть.
Нарушения в общении, конфликтность и обособленность – признаки слабой адаптации ребенка к окружающему миру, причины серьезных эмоционально- личностных проблем в будущем.
Здесь предлагаются игры и упражнения, которые научат детей жить дружно, сплотят их, помогут чувствовать других, поддерживать и сопереживать.
Игра «Клубочек» (для детей 4 лет ) Дети садятся в круг; ведущий, держа в руках клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, задает любой интересующий его вопрос участнику игры, тот ловит клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос, а затем задает свой следующему игроку. Таким образом, в конце клубочек возвращается ведущему. Все видят нити, связывающие участников игры в одно целое, определяют, на что фигура похожа, многие узнают друг о друге, сплачиваются. Примечание: если ребенок затрудняется, то ведущий берет клубочек назад, подсказывает, опять бросает ребенку. У детей, испытывающих затруднения в общении у ведущего с ними двойные, тройные связи.
Игра «Дружба начинается с улыбки» Сидящие в кругу берутся за руки, смотрят друг другу в глаза и дарят молча самую добрую, какая есть, улыбку по очереди.
Игра «Ворона» Ведущий стоит в центре круга, приговаривает и имитирует полет Вороны и ощипывание крыльев: - Ворона сидит на крыше, Ощипывает она свои крылышки, Спралала, спралала! Затем очень быстро и неожиданно задает вопрос: -А кто раньше сядет на стульчик? Затем также быстро и неожиданно задает другой вопрос: - А кто раньше всех встанет? Кто опоздал выполнить команду – выбывает из игры.
Игра «Гнездышко» Дети приседают, образуя круг, взявшись за руки – это гнездышко. Внутри сидит птичка, снаружи летает еще одна птичка и дает команду: «Птичка вылетает !» Гнездо рассыпается и все летают, как птицы. Затем ведущий командует: «В гнездо!». Дети опять приседают, а кто не успел – становится ведущим.
Игра «Рукавички» ( для детей 5 лет) Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички, количество пар равное количеству пар участников игры. Ведущий раскидывает рукавички с одинаковым орнаментом, но не раскрашенным по залу. Дети разбегаются по залу, отыскивают свою «пару», отходят к столу и с помощью красок или карандашей разного цвета стараются как можно быстрее раскрасить совершенно одинаковые рукавички.
Игра «Дракон» Играющие становятся в линию, держа друг друга за плечи. Первый участник – «голова», последний –«хвост» дракона. «Голова» должна дотянуться до «хвоста» и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно; как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.
Игра «На что похоже настроение?» Участники игры по очереди говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение. Начать сравнение лучше взрослому: «Мое настроение похоже на белое, пушистое облачко на голубом небе , а твое на что похоже?» Игра проводится по кругу. Взрослый в конце игры обобщает – какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое и т.д.
Игра «Есть или нет?» Играющие встают в круг и берутся за руки; ведущий встает в центре. Он объясняет задание: если они согласны с утверждением, то поднимают руки вверх и кричат: «Да!», если не согласны, то опускают руки и кричат: «Нет!» - Есть ли в поле светлячки? Есть ли в море рыбки? Есть ли крылья у теленка? Есть ли клюв у поросенка? Есть ли гребень у горы? Есть ли двери у норы? Есть ли хвост у петуха? Есть ли ключ у скрипки? Есть ли рифма у стиха? Есть ли в нем ошибки? и т.д.
Игра «Прогулка по ручью» На полу мелом рисуется ручеек , извилистый, то широкий, то узкий, то мелкий, то глубокий. Туристы выстраиваются друг за другом в одну «цепь», кладут руки на плечи впереди стоящему, ставят ноги на ширину ручья в том месте, где их путь начинается и медленно передвигаются все вместе, меняя ширину расставленных ног, ступая по берегам ручья. Оступившийся попадает ногой в ручей и встает в конец цепи.
Игра «Живая скульптура» ( для детей 6 -7 лет) Участники свободно стоят вместе. Ведущий предлагает одному ребенку выйти и принять какую-нибудь позу, в которой ему удобно стоять. Следующего участника просят присоединиться к нему какой-нибудь позой в том месте, где много свободного пространства, затем к ним в своей позе присоединяется третий, затем выходит осторожно из скульптуры первый и смотрит на общую композицию, а четвертый занимает любое пустое место в общей скульптуре и так далее. Тот, кто давно стоит, отходит, его место занимает следующий.
Игра «Сиамские близнецы» Дети разбиваются на пары, встают плечом к плечу, обнимают друг друга одной рукой за пояс, одну ногу ставят рядом. Теперь они сросшиеся близнецы: 3ноги, 2 головы, одно туловище и 2 руки. Предложите им походить по помещению, присесть, что-то сделать,повернуться, лечь, встать, порисовать и т.д.
Игра «Ветер дует на …» Со словами: «Ветер дует на …» ведущий начинает игру. Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» и все светловолосые собираются в одну кучку. Затем ведущий говорит: «Ветер дует на того, у кого есть сестра» ( кто плачет, у кого есть дома кошка, кто сегодня грустит и т. д.) Примечание: необходимо ведущего менять, давая возможность задавать вопросы участникам каждому.
Игра «Поводыри» Играющие разбиваются на пары. Один с закрытыми глазами стоит впереди. Другой на расстоянии вытянутой руки, чуть касаясь спины впереди стоящего, встает с закрытыми глазами. Поводырь сначала медленно начинает передвигаться по помещению; «слепой» следует за ним, стараясь не торопиться, затем траектория и скорость движения увеличиваются. Упражнение выполняется 5 минут, затем пары меняются ролями.
Дорогие родители! Хочется надеется, что в этой консультации вы нашли представленную информацию интересной и полезной для себя, что она поможет вам лучше узнать своего ребенка и поможет ему научиться более эффективно общаться с окружающими. |