Воспитание ребёнка, как и его развитие, должно быть настолько естественным и незаметным, чтобы ни у кого даже мысли не возникало, что вот сейчас кто-то кого-то воспитывает. В большинстве случаев и вовсе хватает личного примера родителей: ребёнок смотрит и подражает им. В первые годы жизни у малыша не развито критическое мышление, он пока не задумывается, зачем что-то надо делать. Он просто смотрит на маму и папу, пытаясь делать то, что делают они. Вот почему великие люди напоминают, что начинать взрослым нужно с себя. Воспитывать себя. А младое племя подтянется. Вот, например, идём чистить зубы. Малыш крутится рядом с нами. Нам нужно только выбрать детские насадки на зубные щётки, которые соответствуют возрасту. И всё. Дело сделано. Карапуз с большим удовольствием начинает чистить зубы, подражая нам.
Конечно, никто не мешает родителям снабжать ребёнка попутно информацией, зачем что-то нужно. Можно просто прибавить к своим действиям несколько поясняющих предложений, а можно прочитать сказку о тех же зубах и их возможных болезнях. Есть, кстати, и соответствующие коротенькие мультики, которые позже можно будет обсудить. Таким образом, ребёнок не только подражает взрослым, но и понимает, с какой целью взрослый делает то, что делает. При этом всё происходит просто и легко, без всякого напряжения и усилий со стороны родителей.
Не надо ничего специально придумывать. Задача родителя состоит в том, чтобы помочь маленькому человечку адаптироваться в большом мире. До определённого момента он держит его за руку и просто показывает, что есть в мире, как всё устроено и как лучше поступать, чтобы сохранять гармоничные отношения с окружающими людьми. Можно сто раз сказать ребёнку, что нужно говорить при встрече и как благодарить других, но если сам взрослый не будет подтверждать сказанное личной практикой, то никакого смысла в словах не будет. Да, ребёнок верит словам родителей, но ещё больше он доверяет их поступкам и действиям.
Не нужно воспринимать воспитание, как некий учебный процесс, который ограничен временными рамками и определённым пространством. Мы имеем дело не с классическим уроком в школе, а с естественным потоком жизни. Все воспитательные моменты возникают спонтанно: родителю важно лишь вовремя откликаться на происходящее.
1. Возникла какая-то ситуация, обсудили и приняли вместе какое-то решение.
2. Увидели в мультике что-то цепляющее, проговорили самое интересное и важное, - перешли к другим действиям. Главное, не упустить интерес ребёнка. И не навязывать ему свои воспитательные речи тогда, когда интерес уже утрачен. Одним словом, нужно всегда использовать подходящий момент, реагировать на конкретное событие, а не создавать искусственные ситуации, которые от малыша далеки.
Родителям достаточно просто быть рядом с ребёнком и подмечать то, что его беспокоит. То, чего он боится. То, что ему важно и нужно в данный момент. Можно акцентировать на чём-то
внимание, но это не должно быть вне окружающей жизни, вне текущей действительности. Важно своевременно отвечать на вопросы детей, вместе с ними искать ответы и находить решения. Если им нужно что-то обсудить, то важно найти на это время. Постарайтесь не навязывать одну-единственную точку зрения, а всегда рассматривайте варианты и доносите мысль о том, почему именно то, что вы советуете, будет правильным в данном случае.
Родитель – это не учитель и не учебник, а процесс воспитания – это не то, что можно зафиксировать и притянуть за уши. Только в случае естественного течения событий, можно уповать на эффективность и надеяться на то, что ребёнок внял вашим словам и впитал в себя ваш пример.
Все права на материалы
сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе
законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта. Оплачивая товары и услуги нашего сайта, Вы соглашаетесь с договором-oфертой.