То разнообразие предложений, которое характеризует экскурсии для школьников, невольно приводит к вопросу: почему в детских дошкольных, а затем и образовательных учреждениях столько внимания уделяется экскурсионным программам? Не секрет, что многие дети отказываются принимать в них участие, видят в экскурсиях только скучное мероприятие с «бубнящей головой» экскурсовода. На самом деле, при правильной организации экскурсий, их выборе в соответствии с уровнем развития детей являются важным и неотъемлемым фактором воспитания и образования.
Познание исторических, научных или природных явлений через экскурсии осуществляется с активным включением всех или большинства органов чувств: в картинной галерее работает зрение и слух, при экскурсии на природу (в ботанические сады, лесные хозяйства и т. п.) помимо слуха и зрения включаются осязание и обоняние. Через такую работу органов чувств ребенок выделяет свойства объектов, формирует их собственное восприятие, определяет представление и место в собственной системе ценностей. Наконец, в процессе экскурсий идет закладка фундамента для будущих знаний, аналитических и синтетических возможностей. Типичный пример — Московский кремль, экскурсии в который — это целый пласт не только исторического, но и архитектурного, художественного, эстетического образования, патриотического воспитания.
Помимо прямого знакомства с предметами экскурсии, дети — при должной организации данного мероприятия, конечно — через наблюдения и выполнение различных заданий экскурсовода или педагога (ответить на вопрос, разгадать загадку, запомнить какие-то признаки, сравнить и найти сходство/различие и другие подобные) получают мощный толчок к развитию различных мыслительных функций, воображения, художественно-эстетического вкуса.
Дети всегда проявляют интерес к новому, и задача взрослых — этот интерес поддержать. Именно поэтому «бубнящая голова» не приносит детям радости получения новых знаний, не дает напряжения эмоций, ощущений. А вот если при организации детских экскурсий были продуманы способы стимуляции познавательной активности детей, их способности вникать — даже в обход логики — в суть вещей, то у них происходит скачок в формировании речи (как внутренней, так внешней), мышления, познавательно-когнитивных способностей. Интересная экскурсия это способ дать понять подрастающему поколению как через творческую или научную деятельность можно преобразить окружающий мир.