Спортивное питание для наращивания мышечной массы: что нужно знать
Обустраиваем офис грамотно
Хочу детскую площадку. Как выбрать?
Тенденции детской моды лета 2024: что в тренде

На сайте всего: 25
Гостей: 25
Пользователей: 0


Главная » 2013 » Январь » 14 » Нетрадиционные техники аппликации как форма психолого-коррекционной работы с детьми с особыми образовательными потребностями
Нетрадиционные техники аппликации как форма психолого-коррекционной работы с детьми с особыми образовательными потребностями
14.01.2013 12:14
Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.
В.А.Сухомлинский
Дети с особыми образовательными потребностями – новый, еще не устоявшийся термин, который явился следствием осознания обществом потребности отразить в языке новое понимание прав детей с нарушениями в психофизическом развитии. Данный термин призван вытеснить из широкого употребления термины "аномальные дети", "дети с нарушениями в развитии", "дети с отклонениями в развитии" как термины, указывающие на ненормальность, неполноценность человека. Дети с особыми образовательными потребностями – это дети, нуждающиеся в получении специальной психолого-педагогической помощи и организации особых условий при их воспитании и обучении. В данной статье мы не будем рассматривать цели, задачи и методики работы с детьми в специальных группах для детей дошкольного возраста с отклонениями и задержками развития. Однако и в массовой группе воспитатель должен иметь их в виду.
Так, среднюю группу МБДОУ детский сад №3 «Колокольчик» посещает пятилетний мальчик с недоразвитием речи, связанным с родовой травмой. Данный воспитанник отличается от своих сверстников отсутствием связной речи, неустойчивостью внимания, снижением вербальной памяти и продуктивного запоминания, отставанием в развитии словесно-логического мышления, неустойчивым настроением, быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, эмоциональной расторможенностью.
Роль таких специалистов, как логопед и психолог, в коррекционном процессе тесно связана с работой воспитателя, так как большую часть своего времени пребывания в дошкольном учреждении воспитанник проводит в своей группе. Поэтому мы стараемся сделать пребывание этого ребенка в группе комфортным, полезным и интересным для него.
В коррекционно-педагогической системе воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями важная роль принадлежит продуктивным видам деятельности, в том числе аппликации. Поскольку у мальчика имеется недоразвитие речевых навыков, в работе использую знания и умения ребенка, которые могут в какой-то мере компенсировать эти недостатки. В новом учебном году мной был организован кружок «Волшебные ручки» по нетрадиционной аппликации. Данный вид деятельности при минимальных затратах (в работе используются доступные и недорогие материалы: бумажные салфетки, вата, поролон, яичная скорлупа, чай, нитки, крупы, засушенные листья, пластилин) позволяет решать как программные задачи, так и коррекционные: развивается произвольное внимание, речевая и общая инициатива, воображение, мелкая моторика рук, снимается чувство скованности, преодолевается двигательная расторможенность.
Необычные материалы привлекли внимание мальчика, вызвали его удивление. Он стал пытаться задавать вопросы, тем самым обогащая и активизируя свой словарный запас. На занятиях кружка я активно использую потешки, загадки, пословицы. Пока ребенок выполняет аппликацию, он слушает, отвечает на вопросы.
При подготовке к своим занятиям по нетрадиционной аппликации не представляю детям готовых образцов, а во время самого кружка показываю только способ действия с нетрадиционными материалами. Для ребенка с особыми образовательными потребностями это дает толчок развитию воображения, творчества, самостоятельности. Более того нетрадиционные техники аппликации требуют точного соблюдения последовательности производимых действий, что учит ребенка планировать процесс работы.
Работа с нетрадиционными материалами стимулирует положительную мотивацию аппликативной деятельности, вызывает радостное настроение, снимает страх и боязнь перед работой. Результат всегда эстетически привлекателен, что вызывает чувство удовлетворения и маленькой победы. Для нашего воспитанника это очень важно, так как удача в такой работе, похвала и поощрение воспитателя, вызывают признание ребенка среди сверстников, ограждая его от насмешек. Поэтому очень часто привлекаю его к выполнению коллективных работ, направляя и контролируя его действия.
Участие данного ребенка в занятиях по нетрадиционной аппликации позволяет предполагать, что такой вид коррекционной работы способствует ослаблению эмоционального возбуждения. Если в обычной обстановке мальчик нуждается в обширном пространстве для разворачивания своей деятельности, его внимание рассеянно и крайне неустойчиво, то в процессе выполнения аппликации зона его активности сужается, уменьшаются крупные движения руками, которые постепенно становятся более тонкими и приближенными к точным. А тренировка пальцевых движений через определенные зоны в коре головного мозга оказывает положительное влияние на интеллектуальное развитие мальчика: активизируется и пополняется его словарный запас, пытается говорить предложениями, используя прилагательные и наречия, существенно улучшается память.
Анализируя работы, выполненные данным ребенком, и его поведение после участия в кружке, можно сделать вывод, что использование нетрадиционной аппликации имеет своеобразный терапевтический эффект, развивает познавательную деятельность, оказывает положительное влияние на подготовку руки к письму, способствует коррекции психических процессов и личностной сферы детей с особыми образовательными потребностями.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Богатеева. З.А. Занятия аппликацией. - М.: Просвещение, 2008.
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1967
3. Ермолаева Т.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. М.:Изд. НПО «МОДЭК», 1998
4. Корчикова О.В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях (серия «Мир вашего ребенка»). –
Ростов–на-Дону: Феникс, 2002.
Просмотров: 8246 | Добавила scarletwater  в свой дневник | Рейтинг: 4.5/2 |

0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:





Группа: Гости
Вход
  
Регистрация
  



XIX Всероссийский творческий конкурс "Летние недельки"
V Всероссийский творческий конкурс "Краски лета"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Бабочка-красавица"
IX Всероссийский творческий конкурс "Цветы небывалой красоты"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Любимый зоопарк"
VI Всероссийский творческий конкурс "Земля. Природа. Будущее"
IX Всероссийский творческий конкурс "Чудеса своими руками"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Мой педагогический успех"





© Детский развивающий портал "ПочемуЧка" 2008-2024
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54566 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).

Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
Электронный адрес редакции: info@pochemu4ka.ru
Телефон редакции: +79277797310

Информация на сайте обновлена: 16.07.2024


Реклама на сайте
О нас
Ваши отзывы
Обратная связь
Полезные сайты

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.
Оплачивая товары и услуги нашего сайта, Вы соглашаетесь с договором-oфертой.