О детской комнате
Уникальный дизайн и качество звука: что делает пианино Becker особенным?
Какого грызуна завести: советы и рекомендации для будущих владельцев
Ни дня без строчки

На сайте всего: 12
Гостей: 11
Пользователей: 1
katsi87


Главная » 2013 » Январь » 14 » Нетрадиционные техники аппликации как форма психолого-коррекционной работы с детьми с особыми образовательными потребностями
Нетрадиционные техники аппликации как форма психолого-коррекционной работы с детьми с особыми образовательными потребностями
14.01.2013 12:14
Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.
В.А.Сухомлинский
Дети с особыми образовательными потребностями – новый, еще не устоявшийся термин, который явился следствием осознания обществом потребности отразить в языке новое понимание прав детей с нарушениями в психофизическом развитии. Данный термин призван вытеснить из широкого употребления термины "аномальные дети", "дети с нарушениями в развитии", "дети с отклонениями в развитии" как термины, указывающие на ненормальность, неполноценность человека. Дети с особыми образовательными потребностями – это дети, нуждающиеся в получении специальной психолого-педагогической помощи и организации особых условий при их воспитании и обучении. В данной статье мы не будем рассматривать цели, задачи и методики работы с детьми в специальных группах для детей дошкольного возраста с отклонениями и задержками развития. Однако и в массовой группе воспитатель должен иметь их в виду.
Так, среднюю группу МБДОУ детский сад №3 «Колокольчик» посещает пятилетний мальчик с недоразвитием речи, связанным с родовой травмой. Данный воспитанник отличается от своих сверстников отсутствием связной речи, неустойчивостью внимания, снижением вербальной памяти и продуктивного запоминания, отставанием в развитии словесно-логического мышления, неустойчивым настроением, быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, эмоциональной расторможенностью.
Роль таких специалистов, как логопед и психолог, в коррекционном процессе тесно связана с работой воспитателя, так как большую часть своего времени пребывания в дошкольном учреждении воспитанник проводит в своей группе. Поэтому мы стараемся сделать пребывание этого ребенка в группе комфортным, полезным и интересным для него.
В коррекционно-педагогической системе воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями важная роль принадлежит продуктивным видам деятельности, в том числе аппликации. Поскольку у мальчика имеется недоразвитие речевых навыков, в работе использую знания и умения ребенка, которые могут в какой-то мере компенсировать эти недостатки. В новом учебном году мной был организован кружок «Волшебные ручки» по нетрадиционной аппликации. Данный вид деятельности при минимальных затратах (в работе используются доступные и недорогие материалы: бумажные салфетки, вата, поролон, яичная скорлупа, чай, нитки, крупы, засушенные листья, пластилин) позволяет решать как программные задачи, так и коррекционные: развивается произвольное внимание, речевая и общая инициатива, воображение, мелкая моторика рук, снимается чувство скованности, преодолевается двигательная расторможенность.
Необычные материалы привлекли внимание мальчика, вызвали его удивление. Он стал пытаться задавать вопросы, тем самым обогащая и активизируя свой словарный запас. На занятиях кружка я активно использую потешки, загадки, пословицы. Пока ребенок выполняет аппликацию, он слушает, отвечает на вопросы.
При подготовке к своим занятиям по нетрадиционной аппликации не представляю детям готовых образцов, а во время самого кружка показываю только способ действия с нетрадиционными материалами. Для ребенка с особыми образовательными потребностями это дает толчок развитию воображения, творчества, самостоятельности. Более того нетрадиционные техники аппликации требуют точного соблюдения последовательности производимых действий, что учит ребенка планировать процесс работы.
Работа с нетрадиционными материалами стимулирует положительную мотивацию аппликативной деятельности, вызывает радостное настроение, снимает страх и боязнь перед работой. Результат всегда эстетически привлекателен, что вызывает чувство удовлетворения и маленькой победы. Для нашего воспитанника это очень важно, так как удача в такой работе, похвала и поощрение воспитателя, вызывают признание ребенка среди сверстников, ограждая его от насмешек. Поэтому очень часто привлекаю его к выполнению коллективных работ, направляя и контролируя его действия.
Участие данного ребенка в занятиях по нетрадиционной аппликации позволяет предполагать, что такой вид коррекционной работы способствует ослаблению эмоционального возбуждения. Если в обычной обстановке мальчик нуждается в обширном пространстве для разворачивания своей деятельности, его внимание рассеянно и крайне неустойчиво, то в процессе выполнения аппликации зона его активности сужается, уменьшаются крупные движения руками, которые постепенно становятся более тонкими и приближенными к точным. А тренировка пальцевых движений через определенные зоны в коре головного мозга оказывает положительное влияние на интеллектуальное развитие мальчика: активизируется и пополняется его словарный запас, пытается говорить предложениями, используя прилагательные и наречия, существенно улучшается память.
Анализируя работы, выполненные данным ребенком, и его поведение после участия в кружке, можно сделать вывод, что использование нетрадиционной аппликации имеет своеобразный терапевтический эффект, развивает познавательную деятельность, оказывает положительное влияние на подготовку руки к письму, способствует коррекции психических процессов и личностной сферы детей с особыми образовательными потребностями.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Богатеева. З.А. Занятия аппликацией. - М.: Просвещение, 2008.
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1967
3. Ермолаева Т.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. М.:Изд. НПО «МОДЭК», 1998
4. Корчикова О.В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях (серия «Мир вашего ребенка»). –
Ростов–на-Дону: Феникс, 2002.
Просмотров: 8225 | Добавила scarletwater  в свой дневник | Рейтинг: 4.5/2 |

0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:





Группа: Гости
Вход
  
Регистрация
  



X Всероссийский творческий конкурс "Весенний марафон"
IV Всероссийский творческий конкурс "Весенняя мастерская"
VII Всероссийский творческий конкурс "Пасхальный перезвон"
IX Всероссийский творческий конкурс "Вечная слава, вечная память!"
Всероссийский творческий конкурс "Очарование цветов"
X Всероссийский творческий конкурс "Планета животных"
X Всероссийский творческий конкурс "Волшебство своими руками"
XIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Новая идея"





© Детский развивающий портал "ПочемуЧка" 2008-2024
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54566 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).

Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
Электронный адрес редакции: info@pochemu4ka.ru
Телефон редакции: +79277797310

Информация на сайте обновлена: 17.05.2024


Реклама на сайте
О нас
Ваши отзывы
Обратная связь
Полезные сайты

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.
Оплачивая товары и услуги нашего сайта, Вы соглашаетесь с договором-oфертой.