Спортивное питание для наращивания мышечной массы: что нужно знать
Обустраиваем офис грамотно
Хочу детскую площадку. Как выбрать?
Тенденции детской моды лета 2024: что в тренде

На сайте всего: 40
Гостей: 39
Пользователей: 1
Мария40


Главная » 2016 » Январь » 31 » «Принципы обучения и воспитания, их реализация в специальной (коррекционной) школе VIII вида»
«Принципы обучения и воспитания, их реализация в специальной (коррекционной) школе VIII вида»
31.01.2016 11:44
Принципы обучения и воспитания, их реализация в коррекционной школе VIII вида.
(Слайд 1) Процесс обучения учащихся с нарушениями интеллекта – это целостная система, состоящая из логически последовательных структурных связей в учебном процессе. Эти связи складываются последовательно, они дополняют друг друга, осуществляются в процессе овладения знаниями, умениями и навыками. Выделяются следующие компоненты: восприятие учебного материала учеником, осмысление его, закрепление в памяти и применение усвоенных знаний и умений.
Принцип – это основное положение, которое распространяется на все явления в той области, из которой он выведен путем общения и абстрагирования.
(Слайд 2) Под дидактическими принципами понимают основные положения, которыми руководствуются в деле обучения подрастающего поколения и подготовки его к участию в жизни общества. В педагогической практике принципы выполняют роль ориентиров и являются универсальными для всех учебных предметов.
(Слайд 3) Большой вклад в разработку принципов обучения детей с нарушением интеллекта внесли Е. К. Грачева, В. П. Кащенко, Л. С. Выготский, А.Н. Граборов, Г.М. Дульнев и др.
В основе обучения и воспитания детей и подростков, как нормальных, так и с нарушением интеллекта, лежат одни и те же принципы, которые в том и другом случае реализуются по-разному. Это принципы воспитывающего и развивающего обучения, связи обучения с жизнью, научности и доступности, системности и последовательности, сознательности и активности, наглядности, коллективного обучения и учета индивидуальных особенностей учащихся.
Выделяются также специфические дидактические принципы, которые используются только в обучении детей и подростков с нарушением интеллекта. К ним можно отнести принцип коррекционной направленности обучения, профессионального характера обучения, взаимосвязи общеобразовательной и трудовой подготовки, опоры на сохранные анализаторы.
Рассмотрим общие принципы обучения. (Слайд 4-1)
• Принцип воспитывающего и развивающего обучения (Слайд 4-2) выражает необходимость целенаправленно формировать у учащихся основы мировоззрения и нравственности, способствовать развитию личности каждого ребенка.
В специальной (коррекционной) школе VIII вида у учащихся воспитывают навыки правильного поведения, формируют нравственные представления, нравственные чувства. Принцип воспитывающего и развивающего обучения реализуется в формировании у школьников познавательных способностей, эмоционально-волевой и поведенческой сфер.
• Принцип связи обучения с жизнью (Слайд 4-3) способствует формированию мировоззрения учащихся, повышает значимость для них учебной деятельности , придает этой деятельности осмысленный характер и тем самым мобилизует волевые усилия детей для учения, способствует формированию у них умения применять полученные знания на практике.
Для детей с нарушением интеллекта очень важной является мотивация, понимание того. Зачем нужны те или иные знания и как они могут использовать их в жизни.
• Принцип научности и доступности в обучении (Слайд 4-4) предполагает учет возрастных и психофизических особенностей школьников в процессе привлечения их к научным знаниям. При этом доступность понимается как мера посильной трудности.
Содержание обучения в коррекционных школах VIII вида адаптировано с учетом возможностей детей рассматриваемой категории. Значительно снижены по сравнению с программой массовой школы объем и глубина изучаемого материала, дается менее широкая система знаний и умений, ряд понятий не изучается. Усвоение учебного материала учащимися растянуто во времени и происходит низкими темпами, поэтому сравнительно небольшим объемом материала они овладевают за девять-одиннадцать лет.
• Принцип систематичности и последовательности в обучении (Слайд 4-5) является необходимым для формирования у учащихся целостной картины мира.
Как известно, представления и знания детей с нарушением интеллекта отрывочны, бессистемны, учащиеся затрудняются переносить их из одной ситуации в другую, новую, что подчас делает невозможным их применение. Поэтому одной из основных задач для специальных (коррекционных) школ VIII вида является формирование у детей системы доступности знаний, умений и навыков. Разобщенное изучение школьных дисциплин не может обеспечить формирование в сознании детей целостной картины мира. Для преодоления разобщенности в содержании программ и учебников, предусматриваются внутри предметные и меж предметные связи, а в учебный план включаются предметы интегрированного характера. Принцип систематичности и последовательности в обучении реализуется во взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся на уроках.
• Принцип сознательности и активности в обучении (Слайд 4-6) предполагает сознательное отношение учащихся к учебе, сознательное усвоение ими знаний, умений и навыков, использование этих знаний, умений и навыков при изучении других учебных предметов и в жизни, а также познавательную активность.
Этот принцип имеет особое значение в обучении детей и подростков с нарушением интеллекта. Добиться от них сознательного усвоения учебного материала значительно труднее, чем от их сверстников с нормальным развитием. Поэтому, прежде всего, необходимо формирование у учащихся интереса к учебному материалу. С этой целью используются различные виды наглядности, дидактические игры, сюрпризные моменты, поощрения.
• Принцип наглядности в обучении. (Слайд 4-7) Наглядность признается исходным началом обучения, выступает как важное средство познания окружающего мира.
Принцип наглядности в обучении детей с нарушением интеллекта реализуется, учитывая их психофизические особенности: особенности восприятия, преобладание конкретного мышления, ограниченную способность к развитию абстрактного мышления. На первых годах обучения детей предпочтение отдается реальным предметам, игрушкам, ярким картинкам, иллюстрациям. На старших годах обучения характер используемой наглядности меняется: она становится схематичной, обобщенной. Используя наглядность в обучении школьников с нарушением интеллекта, необходимо помнить о правильном соотношении наглядных и словесных методов.
• Принцип коллективного характера обучения и учета индивидуальных особенностей учащихся (Слайд 4-8) предполагает необходимость воспитывать класс как единый учебный коллектив, создавать условия для активной, организованной работы всех учащихся и в то же время индивидуально подходить к каждому ученику.
Учитывая разные возможности школьников с нарушением интеллекта в усвоении программного материала, необходимо осуществлять дифференцированный подход в обучении. В основе этого подхода лежат разные возможности школьников в овладении программным материалом. Условно выделены четыре группы учащихся в зависимости от возможностей усвоения учебного материала.
1 группа – ученики, успешно овладевающие программным материалом.
2 группа – ученики, успешно обучающиеся в классе, но их отличает меньшая самостоятельность в выполнении работ.
3 группа – ученики, которые с трудом усваивают программный материал и нуждаются в помощи учителя.
4 группа – ученики, которые овладевают программным материалом на самом низком уровне.
Индивидуальный подход состоит в учете индивидуальных особенностей каждого ученика и выборе оптимальных путей его обучения и развития.
В основе реализации принципа прочности в обучении (Слайд 4-9) лежат, прежде всего, объективные закономерности памяти, её роли в психической жизни человека.
Овладение учащимися коррекционных школ рациональными приемами запоминания – одно из важных условий прочного усвоения ими знаний и умений. Повторение должно вестись систематически и быть не концентричным, а рассредоточенным, т.е. продолжаться на ряде уроков.
Существуют ещё и специфические принципы обучения. (Слайд 5-1)
• Принцип коррекционной направленности в обучении полно и глубоко освещен в работах Т.А.Власовой, Н.Г.Морозовой, М.С.Певзнер и др. в основе его лежит учение о первичных и вторичных дефектах, о ведущей роли обучения в развитии, о компенсации.
(Слайд 5-2) Принцип коррекционной направленности предполагает коррекцию познавательной, эмоционально-волевой и поведенческой сфер учащихся с нарушением интеллекта средствами обучения. В специальной (коррекционной) школе VIII вида введены специальные дисциплины (развитие речи, социально-бытовая ориентировка и др.) На этих уроках решаются коррекционные задачи: расширяются, систематизируются знания и представления детей об окружающем мире, осуществляется коррекция восприятия, мышления, речи учащихся; знакомятся с нормами поведения в общественных местах.
Специфическим дидактическим принципом является профессиональный характер трудового обучения. (Слайд 5-3) Школьников с нарушением интеллекта обучают доступным для них профессиям: слесаря, столяра, швеи и др. Таким образом, выпускники имеют профессию, которая помогает им занять место в обществе.
Принцип взаимосвязи общеобразовательной и трудовой подготовки (Слайд 5-4) обеспечивается направленностью всех общеобразовательных предметов на обеспечение необходимой базы для успешного усвоения учебного материала по труду.
Принцип опоры на сохранные анализаторы. (Слайд 5-5) Школьники с нарушением интеллекта часто имеют неполные, неточные знания. Для того, чтобы их сформировать, необходимо включать в процесс восприятия все анализаторы.
В условиях специального образования и воспитания принципы могут быть реализованы. Если воздействие на испытуемого осуществляется систематически, последовательно, целенаправленно и планомерно.
(Слайд 6) Воспитание детей с нарушениями интеллектуального развития осуществляется по тем же принципам, что и нормально развивающихся учащихся, но наряду с общими принципами существуют и коррекционные принципы воспитания. В качестве коррекционных ,можно выделить следующие: (Слайд 7)
­ Оптимистическая перспективность воспитательного процесса;
­ Коррекционно-развивающий характер воспитания;
­ Комплексный подход и продуктивное воздействие на учащегося, воспитанника;
­ Индивидуальный и дифференцированный подход в процессе воспитания;
­ Требовательность, сочетаемая с уважением к личности.
Практическая реализация всех перечисленных выше принципов предполагает комплексный подход к учащемуся и воспитанию в целом.
Оптимистическая перспективность воспитательного процесса. (Слайд 7-1) Сущность этого процесса заключается в опоре на положительное в ребенке. Воспитатель в процессе своей деятельности и деятельности учащегося должен помнить несколько важных требований, которые можно сформулировать следующим образом: «замечай и не спеши», «лучше посоветовать, чем приказывать», «подчеркивай в ребенке хорошее, дай ему возможность подумать и исправиться»
Принцип коррекционно-развивающего характера воспитания (Слайд 7-2) предполагает исправление, сглаживание, ослабление недостатков психофизического развития и на этой основе создание условий, в которых ученик в состоянии проявить себя полноценной личностью.
В настоящее время выделяется несколько видов коррекции: учебная, трудовая, социально-правовая, сенсорная, психологическая. Мощным средством коррекционно-развивающего воздействия является трудовая деятельность. Именно в процессе труда создаются благоприятные условия для развития и коррекции сенсорных, мыслительных, психических, исполнительных функций, условия, в которых всякое действие регулируется чувствами и разумом. Необходимо помнить , что труд оказывает положительное влияние лишь в том случае, если «он специально организован и тесно увязывается с коррекционными мероприятиями»
Принцип комплексного подхода и продуктивного анализа данных на учащегося, воспитанника. (Слайд 7-3)
Реализация этого принципа в процессе воспитания осуществляется :
­ На основе глубокого анализа психолого-медико-педагогических данных, результативности всех форм воздействия на воспитанника;
­ С помощью коррекционных средств, в результате которых происходит положительная динамика, осуществляется комплексное влияние на личность в целом.
В качестве важных выделяют следующие требования к деятельности педагога:
­ Систематичность воспитательных воздействий;
­ Согласованность в деятельности учителя, воспитателя, родителей школы;
­ Знание особенностей развития каждого ученика, индивидуальный подход к нему в процессе воспитания;
­ Соблюдение преемственности и последовательности в процессе воспитательной работы;
­ Нацеленность на положительный конечный результат.
Принцип индивидуального и дифференцированного подхода в процессе воспитания. (Слайд 7-4) Сущность принципа заключается в том, что состав воспитанников по своим психофизическим данным неоднороден. Один ученик включается в любое воспитательное воздействие, мероприятие, другой, наоборот. Остается посторонним наблюдателем. Педагог должен учитывать особенности, которые присущи отдельной личности, такие, как уровень воспитанности, уровень понимания заданий, возможность участия в мероприятиях класса, группы.
Если состав учащихся более однороден, а речь идет о типологических различиях по отдельным показателям (по уровню поведенческих расстройств, возможности участия в мероприятии и др.) целесообразно осуществлять дифференцированный подход к учащимся. Воспитательная группа делится на типологические подгруппы, в которых можно выделить сильных, средних и вариативных; по проявлению поведенческих расстройств – детей с повышенной двигательной активностью, повышенной утомляемостью, психопатоподобным поведением. Каждая подгруппа нуждается в различных формах воздействия.
Принцип требовательности, сочетаемой с уважением к личности. (СЛАЙД 7-5)
Этот принцип относим к разряду коррекционных, поскольку он предполагает такие воспитательные воздействия, которые помогают ребенку осознать как свои положительные черты характера, так и недостатки. Предъявляя требования воспитаннику, необходимо довести до его сознания их правильность и целесообразность, указать пути устранения отклонений от нормы. Требовательность должна основываться на уважении к личности воспитуемого.
По мысли Л.С.Выготского, нет дефектного обучения, как и воспитания; дефект не препятствие, он требует особого подхода. Необходимо помнить, что одновременно с дефектом возникают компенсаторные возможности для преодоления его последствий.

Используемая литература
1. Мозговой В.М. «Основы олигофренопедагогики» - М/.:Издательский центр «Академия», 2006 г.
2. Б.П.Пузанов «Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика) – М.: Издательский центр «Академия» 2003 г.
Просмотров: 6811 | Добавила kamyshnikovanat  в свой дневник | Рейтинг: 5.0/2 |

0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:





Группа: Гости
Вход
  
Регистрация
  



XIX Всероссийский творческий конкурс "Летние недельки"
V Всероссийский творческий конкурс "Краски лета"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Бабочка-красавица"
IX Всероссийский творческий конкурс "Цветы небывалой красоты"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Любимый зоопарк"
VI Всероссийский творческий конкурс "Земля. Природа. Будущее"
IX Всероссийский творческий конкурс "Чудеса своими руками"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Мой педагогический успех"





© Детский развивающий портал "ПочемуЧка" 2008-2024
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54566 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).

Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
Электронный адрес редакции: info@pochemu4ka.ru
Телефон редакции: +79277797310

Информация на сайте обновлена: 16.07.2024


Реклама на сайте
О нас
Ваши отзывы
Обратная связь
Полезные сайты

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.
Оплачивая товары и услуги нашего сайта, Вы соглашаетесь с договором-oфертой.