Курсы косметолога - востребованная профессия
Зонты Doppler: идеальный выбор для защиты от погоды
Как научиться играть в большой теннис
Факторы, которые нужно учитывать при выборе детской стоматологии

На сайте всего: 5
Гостей: 4
Пользователей: 1
kseniya-lion


Главная » 2016 » Январь » 31 » «Принципы обучения и воспитания, их реализация в специальной (коррекционной) школе VIII вида»
«Принципы обучения и воспитания, их реализация в специальной (коррекционной) школе VIII вида»
31.01.2016 11:44
Принципы обучения и воспитания, их реализация в коррекционной школе VIII вида.
(Слайд 1) Процесс обучения учащихся с нарушениями интеллекта – это целостная система, состоящая из логически последовательных структурных связей в учебном процессе. Эти связи складываются последовательно, они дополняют друг друга, осуществляются в процессе овладения знаниями, умениями и навыками. Выделяются следующие компоненты: восприятие учебного материала учеником, осмысление его, закрепление в памяти и применение усвоенных знаний и умений.
Принцип – это основное положение, которое распространяется на все явления в той области, из которой он выведен путем общения и абстрагирования.
(Слайд 2) Под дидактическими принципами понимают основные положения, которыми руководствуются в деле обучения подрастающего поколения и подготовки его к участию в жизни общества. В педагогической практике принципы выполняют роль ориентиров и являются универсальными для всех учебных предметов.
(Слайд 3) Большой вклад в разработку принципов обучения детей с нарушением интеллекта внесли Е. К. Грачева, В. П. Кащенко, Л. С. Выготский, А.Н. Граборов, Г.М. Дульнев и др.
В основе обучения и воспитания детей и подростков, как нормальных, так и с нарушением интеллекта, лежат одни и те же принципы, которые в том и другом случае реализуются по-разному. Это принципы воспитывающего и развивающего обучения, связи обучения с жизнью, научности и доступности, системности и последовательности, сознательности и активности, наглядности, коллективного обучения и учета индивидуальных особенностей учащихся.
Выделяются также специфические дидактические принципы, которые используются только в обучении детей и подростков с нарушением интеллекта. К ним можно отнести принцип коррекционной направленности обучения, профессионального характера обучения, взаимосвязи общеобразовательной и трудовой подготовки, опоры на сохранные анализаторы.
Рассмотрим общие принципы обучения. (Слайд 4-1)
• Принцип воспитывающего и развивающего обучения (Слайд 4-2) выражает необходимость целенаправленно формировать у учащихся основы мировоззрения и нравственности, способствовать развитию личности каждого ребенка.
В специальной (коррекционной) школе VIII вида у учащихся воспитывают навыки правильного поведения, формируют нравственные представления, нравственные чувства. Принцип воспитывающего и развивающего обучения реализуется в формировании у школьников познавательных способностей, эмоционально-волевой и поведенческой сфер.
• Принцип связи обучения с жизнью (Слайд 4-3) способствует формированию мировоззрения учащихся, повышает значимость для них учебной деятельности , придает этой деятельности осмысленный характер и тем самым мобилизует волевые усилия детей для учения, способствует формированию у них умения применять полученные знания на практике.
Для детей с нарушением интеллекта очень важной является мотивация, понимание того. Зачем нужны те или иные знания и как они могут использовать их в жизни.
• Принцип научности и доступности в обучении (Слайд 4-4) предполагает учет возрастных и психофизических особенностей школьников в процессе привлечения их к научным знаниям. При этом доступность понимается как мера посильной трудности.
Содержание обучения в коррекционных школах VIII вида адаптировано с учетом возможностей детей рассматриваемой категории. Значительно снижены по сравнению с программой массовой школы объем и глубина изучаемого материала, дается менее широкая система знаний и умений, ряд понятий не изучается. Усвоение учебного материала учащимися растянуто во времени и происходит низкими темпами, поэтому сравнительно небольшим объемом материала они овладевают за девять-одиннадцать лет.
• Принцип систематичности и последовательности в обучении (Слайд 4-5) является необходимым для формирования у учащихся целостной картины мира.
Как известно, представления и знания детей с нарушением интеллекта отрывочны, бессистемны, учащиеся затрудняются переносить их из одной ситуации в другую, новую, что подчас делает невозможным их применение. Поэтому одной из основных задач для специальных (коррекционных) школ VIII вида является формирование у детей системы доступности знаний, умений и навыков. Разобщенное изучение школьных дисциплин не может обеспечить формирование в сознании детей целостной картины мира. Для преодоления разобщенности в содержании программ и учебников, предусматриваются внутри предметные и меж предметные связи, а в учебный план включаются предметы интегрированного характера. Принцип систематичности и последовательности в обучении реализуется во взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся на уроках.
• Принцип сознательности и активности в обучении (Слайд 4-6) предполагает сознательное отношение учащихся к учебе, сознательное усвоение ими знаний, умений и навыков, использование этих знаний, умений и навыков при изучении других учебных предметов и в жизни, а также познавательную активность.
Этот принцип имеет особое значение в обучении детей и подростков с нарушением интеллекта. Добиться от них сознательного усвоения учебного материала значительно труднее, чем от их сверстников с нормальным развитием. Поэтому, прежде всего, необходимо формирование у учащихся интереса к учебному материалу. С этой целью используются различные виды наглядности, дидактические игры, сюрпризные моменты, поощрения.
• Принцип наглядности в обучении. (Слайд 4-7) Наглядность признается исходным началом обучения, выступает как важное средство познания окружающего мира.
Принцип наглядности в обучении детей с нарушением интеллекта реализуется, учитывая их психофизические особенности: особенности восприятия, преобладание конкретного мышления, ограниченную способность к развитию абстрактного мышления. На первых годах обучения детей предпочтение отдается реальным предметам, игрушкам, ярким картинкам, иллюстрациям. На старших годах обучения характер используемой наглядности меняется: она становится схематичной, обобщенной. Используя наглядность в обучении школьников с нарушением интеллекта, необходимо помнить о правильном соотношении наглядных и словесных методов.
• Принцип коллективного характера обучения и учета индивидуальных особенностей учащихся (Слайд 4-8) предполагает необходимость воспитывать класс как единый учебный коллектив, создавать условия для активной, организованной работы всех учащихся и в то же время индивидуально подходить к каждому ученику.
Учитывая разные возможности школьников с нарушением интеллекта в усвоении программного материала, необходимо осуществлять дифференцированный подход в обучении. В основе этого подхода лежат разные возможности школьников в овладении программным материалом. Условно выделены четыре группы учащихся в зависимости от возможностей усвоения учебного материала.
1 группа – ученики, успешно овладевающие программным материалом.
2 группа – ученики, успешно обучающиеся в классе, но их отличает меньшая самостоятельность в выполнении работ.
3 группа – ученики, которые с трудом усваивают программный материал и нуждаются в помощи учителя.
4 группа – ученики, которые овладевают программным материалом на самом низком уровне.
Индивидуальный подход состоит в учете индивидуальных особенностей каждого ученика и выборе оптимальных путей его обучения и развития.
В основе реализации принципа прочности в обучении (Слайд 4-9) лежат, прежде всего, объективные закономерности памяти, её роли в психической жизни человека.
Овладение учащимися коррекционных школ рациональными приемами запоминания – одно из важных условий прочного усвоения ими знаний и умений. Повторение должно вестись систематически и быть не концентричным, а рассредоточенным, т.е. продолжаться на ряде уроков.
Существуют ещё и специфические принципы обучения. (Слайд 5-1)
• Принцип коррекционной направленности в обучении полно и глубоко освещен в работах Т.А.Власовой, Н.Г.Морозовой, М.С.Певзнер и др. в основе его лежит учение о первичных и вторичных дефектах, о ведущей роли обучения в развитии, о компенсации.
(Слайд 5-2) Принцип коррекционной направленности предполагает коррекцию познавательной, эмоционально-волевой и поведенческой сфер учащихся с нарушением интеллекта средствами обучения. В специальной (коррекционной) школе VIII вида введены специальные дисциплины (развитие речи, социально-бытовая ориентировка и др.) На этих уроках решаются коррекционные задачи: расширяются, систематизируются знания и представления детей об окружающем мире, осуществляется коррекция восприятия, мышления, речи учащихся; знакомятся с нормами поведения в общественных местах.
Специфическим дидактическим принципом является профессиональный характер трудового обучения. (Слайд 5-3) Школьников с нарушением интеллекта обучают доступным для них профессиям: слесаря, столяра, швеи и др. Таким образом, выпускники имеют профессию, которая помогает им занять место в обществе.
Принцип взаимосвязи общеобразовательной и трудовой подготовки (Слайд 5-4) обеспечивается направленностью всех общеобразовательных предметов на обеспечение необходимой базы для успешного усвоения учебного материала по труду.
Принцип опоры на сохранные анализаторы. (Слайд 5-5) Школьники с нарушением интеллекта часто имеют неполные, неточные знания. Для того, чтобы их сформировать, необходимо включать в процесс восприятия все анализаторы.
В условиях специального образования и воспитания принципы могут быть реализованы. Если воздействие на испытуемого осуществляется систематически, последовательно, целенаправленно и планомерно.
(Слайд 6) Воспитание детей с нарушениями интеллектуального развития осуществляется по тем же принципам, что и нормально развивающихся учащихся, но наряду с общими принципами существуют и коррекционные принципы воспитания. В качестве коррекционных ,можно выделить следующие: (Слайд 7)
­ Оптимистическая перспективность воспитательного процесса;
­ Коррекционно-развивающий характер воспитания;
­ Комплексный подход и продуктивное воздействие на учащегося, воспитанника;
­ Индивидуальный и дифференцированный подход в процессе воспитания;
­ Требовательность, сочетаемая с уважением к личности.
Практическая реализация всех перечисленных выше принципов предполагает комплексный подход к учащемуся и воспитанию в целом.
Оптимистическая перспективность воспитательного процесса. (Слайд 7-1) Сущность этого процесса заключается в опоре на положительное в ребенке. Воспитатель в процессе своей деятельности и деятельности учащегося должен помнить несколько важных требований, которые можно сформулировать следующим образом: «замечай и не спеши», «лучше посоветовать, чем приказывать», «подчеркивай в ребенке хорошее, дай ему возможность подумать и исправиться»
Принцип коррекционно-развивающего характера воспитания (Слайд 7-2) предполагает исправление, сглаживание, ослабление недостатков психофизического развития и на этой основе создание условий, в которых ученик в состоянии проявить себя полноценной личностью.
В настоящее время выделяется несколько видов коррекции: учебная, трудовая, социально-правовая, сенсорная, психологическая. Мощным средством коррекционно-развивающего воздействия является трудовая деятельность. Именно в процессе труда создаются благоприятные условия для развития и коррекции сенсорных, мыслительных, психических, исполнительных функций, условия, в которых всякое действие регулируется чувствами и разумом. Необходимо помнить , что труд оказывает положительное влияние лишь в том случае, если «он специально организован и тесно увязывается с коррекционными мероприятиями»
Принцип комплексного подхода и продуктивного анализа данных на учащегося, воспитанника. (Слайд 7-3)
Реализация этого принципа в процессе воспитания осуществляется :
­ На основе глубокого анализа психолого-медико-педагогических данных, результативности всех форм воздействия на воспитанника;
­ С помощью коррекционных средств, в результате которых происходит положительная динамика, осуществляется комплексное влияние на личность в целом.
В качестве важных выделяют следующие требования к деятельности педагога:
­ Систематичность воспитательных воздействий;
­ Согласованность в деятельности учителя, воспитателя, родителей школы;
­ Знание особенностей развития каждого ученика, индивидуальный подход к нему в процессе воспитания;
­ Соблюдение преемственности и последовательности в процессе воспитательной работы;
­ Нацеленность на положительный конечный результат.
Принцип индивидуального и дифференцированного подхода в процессе воспитания. (Слайд 7-4) Сущность принципа заключается в том, что состав воспитанников по своим психофизическим данным неоднороден. Один ученик включается в любое воспитательное воздействие, мероприятие, другой, наоборот. Остается посторонним наблюдателем. Педагог должен учитывать особенности, которые присущи отдельной личности, такие, как уровень воспитанности, уровень понимания заданий, возможность участия в мероприятиях класса, группы.
Если состав учащихся более однороден, а речь идет о типологических различиях по отдельным показателям (по уровню поведенческих расстройств, возможности участия в мероприятии и др.) целесообразно осуществлять дифференцированный подход к учащимся. Воспитательная группа делится на типологические подгруппы, в которых можно выделить сильных, средних и вариативных; по проявлению поведенческих расстройств – детей с повышенной двигательной активностью, повышенной утомляемостью, психопатоподобным поведением. Каждая подгруппа нуждается в различных формах воздействия.
Принцип требовательности, сочетаемой с уважением к личности. (СЛАЙД 7-5)
Этот принцип относим к разряду коррекционных, поскольку он предполагает такие воспитательные воздействия, которые помогают ребенку осознать как свои положительные черты характера, так и недостатки. Предъявляя требования воспитаннику, необходимо довести до его сознания их правильность и целесообразность, указать пути устранения отклонений от нормы. Требовательность должна основываться на уважении к личности воспитуемого.
По мысли Л.С.Выготского, нет дефектного обучения, как и воспитания; дефект не препятствие, он требует особого подхода. Необходимо помнить, что одновременно с дефектом возникают компенсаторные возможности для преодоления его последствий.

Используемая литература
1. Мозговой В.М. «Основы олигофренопедагогики» - М/.:Издательский центр «Академия», 2006 г.
2. Б.П.Пузанов «Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика) – М.: Издательский центр «Академия» 2003 г.
Просмотров: 6763 | Добавила kamyshnikovanat  в свой дневник | Рейтинг: 5.0/2 |

0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:





Группа: Гости
Вход
  
Регистрация
  



IX Всероссийский творческий конкурс "Весенний марафон"
IV Всероссийский творческий конкурс "Опять весна, опять цветы!"
X Всероссийский творческий конкурс "Таинственный космос"
V Всероссийский творческий конкурс "Земля. Природа. Будущее"
VI Всероссийский творческий конкурс "Цветы полей, лугов, садов..."
XI Всероссийский творческий конкурс "Моё любимое животное"
X Всероссийский творческий конкурс "Мир творчества"
XXI Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Педагогическое открытие"





© Детский развивающий портал "ПочемуЧка" 2008-2024
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54566 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).

Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
Электронный адрес редакции: info@pochemu4ka.ru
Телефон редакции: +79277797310

Информация на сайте обновлена: 19.04.2024


Реклама на сайте
О нас
Ваши отзывы
Обратная связь
Полезные сайты

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.
Оплачивая товары и услуги нашего сайта, Вы соглашаетесь с договором-oфертой.