Добрая традиция.
Толстогузова Елена Владимировна
воспитатель ГПД МБОУ СОШ №5 «Обыкновенное чудо», г. Йошкар-Ола
Так важно, чтоб о дне рождения не забыли!
Так важно, чтоб тебе «Каравай» посветили!
Так важно комплименты слышать в этот день!
Так важно просто быть среди друзей!
У каждого ребёнка раз в году бывает особенный день – это день его рождения. А если в этот день ему идти в школу? Значит и в школе этот важный день тоже должен быть особенным.
В нашей школе существует традиция готовиться ко дню рождения и поздравлять всем классом каждого ребёнка. Хочу поделиться опытом, думаю, что он может пригодиться педагогам начальной школы и активным родителям.
Есть моменты, которые из года в год не меняются. Именинник в день рождения за партой сидит на троне. Это наши мамы-мастерицы сшили чехол на стул, который мы накануне вечером наряжаем. Именинник целый день носит отличительный знак, который тоже переходит от одного именинника другому: это может быть значок, лента или медаль с надписью «именинник» или «именинница». Чтобы к поздравлениям могли присоединиться не только одноклассники, но и все, кого ребёнок встретит в этот день в школе. И традиционно каждый год поём «Каравай».
Поздравительные ритуалы меняются от первого класса к четвёртому.
В 1 классе ребята заранее делают рисунки-поздравления для именинника, которые мы вкладываем в празднично оформленную папку с файлами. В день рождения после уроков весь класс собирается в круг, именинник в центре, мы поём ему «Каравай». Ребята выстраиваются коридорчиком друг напротив друга и именинник проходит через «Коридорчик пожеланий»с закрытыми глазами, и все на ушко шепчут ему добрые слова.
От всех ребят класса и педагогов имениннику вручается папка с рисунками на память об этом дне. На прогулке именинник отпускает в небо шарик надутый гелием (его приносят родители, пока у ребят уроки), к которому привязано желание, написанное им на листочке. Шарик устремляется ввысь с надеждой на исполнение мечты.
Во 2 классе мы готовим в подарок имениннику солнышко с пожеланиями. Каждый ребёнок обводит свою ладошку, вырезает, пишет на ней пожелания имениннику и украшает её. Инициативная группа ребят рисует и раскрашивает лицо солнышка (круг из картона диаметром 30 см), степлером прикрепляем ладошки-лучики к солнышку.
В день рождения поём «Каравай». Мальчики с педагогом поднимают именинника на стуле столько раз, сколько ему лет. Творческий подарок для именинника – экспромт-театр, в котором участвуют все ребята класса. Это может быть любая сказка или небольшая сценка. Ребята играют роли не только сказочных персонажей, но и неодушевлённых предметов. Перед разыгрыванием каждый ребёнок вытягивает листочек с названием роли. Педагог или родитель читает текст сказки или сценки с паузами, чтобы дети, чья роль была названа, смогли сориентироваться и выполнить действие по тексту. Роли без слов, дети всё показывают с помощью пантомимы, поэтому предварительной репетиции не требуется. А зритель этого экспромт-театра один – именинник.
В 3 классе ребята готовят имениннику в подарок поздравительный плакат с надписью: «Катя! С Днём Рождения!» И газету про именинника. Для этого брали у него интервью по составленным в начале учебного года вопросам и фотографировали. Газету с плакатом накануне вечером вешали на дверь класса.
После «Каравая» все ребята, стоя в кругу, по очереди говорят комплименты имениннику. И в подарок – исполнение желания именинника. Желания были разные: сыграть в любимую игру, спеть песню, показать сценку, коллективный танец, написать поздравления на школьной доске мелом и т.п. Уходя домой ребёнок забирает плакат и газету на память об этом дне.
В 4 классе подарком служат две открытки с расшифрованным именем именинника: одна от мальчиков, другая от девочек. В расшифровках используются разные варианты имени, например в одной открытке – Александр, в другой – Сашенька. На каждую букву ребята пишут положительные качества именинника, которые начинаются на соответствующую букву имени. Открытки празднично оформляются.
После «Каравая» мальчики и девочки по очереди зачитывают содержание своей открытки и вручают их имениннику. После этого играем в «фанты»: собираем мелкие предметы в волшебный мешочек, педагог за спиной у именинника достаёт фант с вопросом: «Что сделать этому фанту?» Именинник задаёт задание, хозяин фанта выполняет его. Если класс большой, можно давать одно задание нескольким «фантам». Это здорово побыть в роли лидера в свой день рождения.
Что делать, если день рождения ребёнка в выходной или летом? Всё очень просто: у кого в выходной, поздравляем в понедельник. А каждому летнему имениннику выделяем в конце учебного года целый поздравительный день!
Такие традиции очень сплачивают ребят в классе!
Так важно, чтоб о дне рождения не забыли!!!
|