Для начала ознакомимся с теорией.
Микробы — это очень-очень маленькие существа. Они настолько микроскопические, что увидеть их можно только в микроскоп! Живут микробы повсюду.
Бактерия — это разновидность микробов. Она состоит всего из одной клетки.
Существуют и полезные микроорганизмы, но это не объект нашего исследования.
Микробиом — совокупность всех микроорганизмов (вирусов, бактерий, грибков), в пределах среды их обитания.
Чаще всего микробы передаются через контакт руками — с дверными ручками, выключателями, любые гаджеты, немытые продукты питания, контакт с животными, рукопожатиями с другими людьми, а также между полом и ногами.
Основными путями проникновения микробов в наш организм: рот, уши, нос, глаза.
Основные факты о мытье рук:
1. 80% инфекционных заболеваний передаются именно через прикосновение (под прикосновением понимается не только общение между людьми, но и касание собственного рта, глаз, носа, пищи).
2. Только 20% людей моют руки перед приготовлением пищи. Менее 75% женщин и менее 50% мужчин моют руки после посещения туалета.
3. Большинство бактерий на руках находится на кончиках пальцев и под ногтями (больше всего бактерий — на доминирующей руке. Но праворукие люди как-раз более тщательно моют левую руку, и наоборот).
4. Мытьё рук в школе значительно уменьшает количество пропущенных школьниками уроков (дети регулярно моющие руки, на 24% меньше пропускают занятия из-за респираторных заболеваний и на 51% — из-за расстройства желудка).
Не зря Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) объявили 15 октября «Всемирным днем мытья рук».
Как отмечают эксперты ООН и ВОЗ, мытье рук спасает тысячи детских жизней ежедневно. «Грязные руки» являются одной из главных причин высокой детской смертности в Азии и Африке. Через немытые руки в организм человека попадают возбудители холеры, вирусной пневмонии, гепатита, гриппа и острых респираторных заболеваний.
Сбор информации о мытье рук затруднен. Проводить опрос о мытье рук среди населения — заведомо ненадежный метод. Наблюдение за мытьем рук также может привести к неверным результатам, если лица, за которыми наблюдают, знают, что их поведение отслеживают.
Опыт показывает, что прогресс в области гигиены рук периодически ускоряется в результате громких вспышек заболеваний, включая вирус свиного гриппа H1N1, лихорадку Эбола и, недавний вирус COVID-19.
Опыты
Так как микробов в обычной жизни не видно, то сложно принять то, что они действительно существуют и могут нанести тебе вред.
Наше исследование разделено на три части: исследование путей попадания микробов в наш организм во сне, перемещение бактерий с бытовых предметов на руки и опыт мытья рук. Поэтому мы решили сделать микробов «видимыми» (мелкая цветная пудра-пигмент будет изображать микробы и бактерии на руках и предметах).
Опыт 1: Лада не помыла руки перед сном. Для этого мы нанесли бесцветный пигмент на руки — он изображал «чужой» микробиом. После этого она легла спать. Утром проверили результат: посветили УФ-фонарем на лицо и ладони: пигмент оказался в ушах, вокруг глаз, на носу и в носу, вокруг рта.
Вывод 1: во сне человек себя не контролирует и дотрагивается руками до лица и других частей тела. Следовательно, надо мыть руки даже перед сном.
Опыт 2: Вика выходит из дома в школу со «своим» микробиомом на руках (бесцветный пигмент). По пути она дотрагивается до дверных ручек, кнопок лифта, поручней и перилл, на которых находится «чужой» микробиом (цветной пигмент) и оставляет свой микробиом на предметах при касании. Мы посчитали: за время перехода от дома в школу, Вика дотронулась до разных поверхностей 7 раз, собрав на руках разного вида микробов! После этого мы проверили результат: посветили УФ-фонариком на лицо, ладони и ручку: пигмент был и на лице, и на ручке, и на руках.
Вывод 2: микробы (цветной пигмент) с разных поверхностей скопились на руках и попали на лицо и в рот. Следовательно, надо мыть руки после улицы.
Опыт 3: на руках скопилось множество бактерий (мелкие блестки). Мы проверим как нужно мыть руки, чтобы все бактерии исчезли. Для этого мы наносим блестки на кожу рук. Далее моем руки с мылом как обычно моют дети (2-5 секунд). Проверяем результат- блестки на руках остались. Потом снова добавляем блестки на кожу рук и моем руки с мылом 20-25 секунд. Проверяем результат (все блестки смылись) и сравниваем с предыдущим.
Вывод 3: руки необходимо мыть не менее 20 секунд.
На основании проведенных опытов и научной литературы, мы подготовили брошюры «Зачем мыть руки?» и раздали одноклассникам. Многие ребята не знали, что руки надо мыть около 20 секунд, и что даже в школе надо почаще мыть руки.
В результате исследования мы пришли к выводу, что руки надо мыть даже тогда, когда они кажутся чистыми. При контакте с любыми поверхностями или предметами микробы попадают на наши руки и могут проникнуть внутрь нас. Поэтому руки надо мыть почаще. Благодаря нашей брошюре, ребята из класса узнали об опасностях, грозящих им от несоблюдения правил гигиены.
Наше исследование и брошюру можно использовать как материал для проведения занятия в детских садах и школах на уроках «Разговоры о важном».
|