Введение
В быту мы часто сталкиваемся с зеленоватым налетом на несвежих продуктах питания. Что же это за налет, почему заплесневевший хлеб мы считаем непригодным для питания и, вместе с тем, покупаем сыр в магазине с таким же налетом и считаем его съедобным?Интерес к теме возник, когда я вдруг обнаружил, что хлеб в полиэтиленовом пакете на кухне покрылся зелёным налётом. Мама сказала, что хлеб покрылся плесенью. Откуда же эта плесень могла взяться, и что она собой представляет?
Чтобы ответить на интересующие нас вопросы, я в библиотеке взял энциклопедию. Из неё узнал удивительные факты. Плесень появилась на Земле 200 млн. лет назад. Она встречается в жизни человека достаточно часто. Поражает продукты питания, появляется в жилище человека. Но иногда мы её даже не замечаем. Большинство людей не знает об опасности для здоровья человека, которая возникает при употреблении в пищу заплесневелых продуктов, при появлении плесени в местах обитания людей.
Итак, объект моего исследования – плесень.
Цель исследовательской работы: выяснить, к какому царству относится плесень. Изучить особенность строения и жизнедеятельности плесени. Выяснить ее влияние на живой организм.
Чтобы достичь поставленной цели, мне пришлось решить следующие задачи:
- узнать, к какому царству относится плесень;познакомиться с разновидностями плесени;вырастить плесень в домашних условиях и выяснить, какие условия нужны для её существования;узнать, плесень полезна или вредна;выяснить, какие существуют способы борьбы с плесенью
Перед началом работы я придерживался следующего мнения, что, если плесень – это живой организм, то она относится к царству грибов. Это и стало гипотезой моей работы.В своей работе я использовал следующие методы:анкетирование, поисковый, исследовательский, практический.
Основная часть
-
Что такое плесень?
Вначале своей работы я провел опрос среди своих одноклассников на тему: «Что мы знаем о плесени?» На вопрос «Что такое плесень?» многие затруднились ответить. А некоторые дали следующие определения.
-это мягкое вещество, которое покрывает испорченные продукты питания, -это гниль продукта, -это малюсенькие грибы.
Чтобы дать точное объяснение, я обратился к толковому словарю Сергея Ивановича Ожегова. Он даёт следующее определение: ПЛЕСЕНЬ – это образуемые особыми грибками налёты, скопляющиеся в виде расплывчатых пятен на чём-нибудь гниющем, сыром.
Практическая часть.
Я решил узнать, если плесень – живой организм, то к какому царству природы она относится.Для этого я провел следующие опыты.
Опыт №1.Цель: выяснить, плесень – живой организм?Оборудование: кусочек хлеба, вода, контейнер.
Я положил кусочек хлеба, предварительно смочив его водой, в контейнер и поставила в тёмное место. Через несколько дней хлеб покрылся плесенью зеленоватого цвета. И далее я наблюдал рост плесени.Вывод: плесень растёт. Значит, это живой организм.
Если она относится к царству растений, значит, должна работать «чудесная кухня» по приготовлению сахара и крахмала. Но эта «кухня» работает только на свету. А наша плесень выросла в темноте.Вывод: плесень не относится к царству растений.
Если плесень относится к царству животных, то она должна питаться, двигаться, рост должен быть ограничен. Плесень питается за счёт кусочка хлеба, но не двигается и её росту нет предела.Вывод: плесень не относится к царству животных.
-
плесень относится к царству бактерий, то с помощью маленьких жгутиков она двигается. Но мы этого не увидели. Я узнал, что бактерии имеют различную форму - шаровидную, палочковидную, спирали и т.д. Некоторые бактерии имеют жгутики, с помощью которых они движутся. А наша плесень напоминает пушок, состоящий из маленьких ниточек.Вывод: к царству бактерий плесень не относится.
В результате наблюдений выяснил, что плесень относится к царству грибов: питается готовыми органическими веществами, она неподвижна и растет.
Вывод: плесень не относится к царству бактерий.
Если плесень относится к царству грибов, то она должна всасывать готовые питательные вещества, быть неподвижной и расти. Все признаки принадлежат нашей плесени.Вывод: плесень относится к царству грибов..Моя гипотеза подтвердилась
Опыт №2.Цель: определить условия появления и роста плесени.Оборудование: 3 кусочка хлеба, 3 контейнера, вода, холодильник.
1 кусочек хлеба в чашке Петри поместил в холодильник, 2 образец поместил в комнате, 3завернул в пакет.Через неделю образец №1 остался без изменений, 2 превратился в сухарь, на 3 образовалась плесень.Мои наблюдения можно представить в таблице (Приложение 2)Вывод: для прорастания плесени нужны влажность, повышенная температура воздуха, плохой воздухообмен. Чем выше температура воздуха, тем развитие плесени происходит быстрее
Как же уберечь хлеб от плесени? Рекомендации.
Опыт №3.Цель: узнать строение плесени.Оборудование: микроскоп, предметное стекло, препаральная игла, плесень.
Кусочек плесени поместил на предметное стекло под микроскоп.Увидел, что она состоит из тоненьких ниточек. Все онипереплетаются, образуя как бы паутину, которые называются гифами. Увиденное изображениепохоже по своему строению на гриб мукор. Мукор (белая плесень) относится к низшим грибам. Этот грибчасто появляется на хлебе, овощах в виде пушистого налёта.
Если плесень относится к царству грибов, то она должна всасывать готовые питательные вещества, быть неподвижной и расти. Все признаки принадлежат нашей плесени.Вывод: плесень состоит из тоненьких ниточек, которые переплетены между собой. Плесень относится к царству грибов. Моя гипотеза подтвердилась. Рассмотрев плесень под микроскопом, я увидел, что она разного цвета.
Как же уберечь хлеб от плесени? Рекомендации.
-
Вывод.
В результате проведённого исследования я выяснил, что повышенная влажность воздуха, комнатная температура и нестерильность продуктов – идеальные условия для распространения плесени.Благодаря своей работе я узнал, что плесень относится к царству грибов, плесень играет как положительную, так и отрицательную роль в жизни человека.
Я научился находить нужный материал из различных источников, проводить опыты, делать выводы. Познакомил одноклассников с этой загадочной плесенью, её влиянием на жизнь. Материал можно использовать на уроках окружающего мира. Выводы могут быть полезными и хозяйкам в быту.