Какого грызуна завести: советы и рекомендации для будущих владельцев
Ни дня без строчки
Отдыхаем всей семьёй
Курсы косметолога - востребованная профессия

На сайте всего: 15
Гостей: 15
Пользователей: 0


Главная » Дошкольное образование » Дидактические игры

Дидактические игры на выявление уровня сформированности представлений о сенсорных эталонах цвета, формы и величины у детей 1 младшей группы

17.02.2013, 18:38
Перевертайлова Вероника Владимировн
воспитатель ГБДОУ №13 Пушкинского района
Государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад №13 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно – речевого развития воспитанников
Пушкинского района г.Санкт – Петербурга

Дидактические игры на выявление уровня сформированности представлений о сенсорных эталонах цвета, формы и величины у
детей 1 младшей группы.

Перевертайлова Вероника Владимировна
(воспитатель).

2013г.

Сенсорное воспитание – это….
Сенсорное развитие – это процесс развития восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе.
Сенсорное воспитание – целенаправленная специально организованная деятельность, цель которой приобщение детей к сенсорной культуре, формирование рациональных способов чувственного познания. Направлено на то, чтобы научить детей точно, полно воспринимать предметы, их свойства и отношения; формирование рациональных способов чувственного познания, развития сенсорных способностей.
Ранний возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Такие ученые как Ф. Фребель, М. Монтессори, И. Е. Тихеева, А. В. Запорожец и другие считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного всестороннего развития и является одной из основных сторон дошкольного воспитания. В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов, их учета и использования.
А. В. Запорожец ввел понятие сенсорные эталоны. Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы каждого вида свойств и отношений предметов. Эталоны формы – геометрические фигуры, эталоны цвета – 7 цветов спектра и их оттенки, эталонами величины являются метрические системы мер (большой – маленький, высокий – низкий, длинный – короткий…). Усвоение сенсорных эталонов – это длительный и сложный процесс, не заканчивающийся в раннем детстве. Усвоить сенсорный эталон – это значит использовать его в качестве «единицы измерения» при оценке свойств предметов. Таким образом, основной задачей сенсорного развития является создание условий для формирования восприятия.
Методика сенсорного воспитания в детском саду.
1 этап
Цель: привлечение внимания детей к тому сенсорному признаку, который должен быть освоен (воспитатель показывает лодочку, которая будет долго плавать, если правильно выбрать бумагу. На ошибке учимся выделять признак).
2 этап
Цель: обучение детей обследовательским действиям (воспитатель сам показывает и называет персептивное действие – бумага гладкая… дети повторяют все за ним; сравнивает свойство с противоположным свойством – плотная-мягкая бумага).
3 этап
Цель: формирование представлений об эталонах. (Формировать умение группировать предметы по одному качеству).
4 этап
Цель: упражнять в использовании сенсорных эталонов и обследовательских действий в повседневной жизни ребенка. Для чего необходима система знаний. (Например, отобрать бумагу для изготовления самолетика или для ящика для рассады).

Дидактические игры и игрушки являются основными средствами обучения в раннем возрасте. В этих играх ребенок манипулирует предметами, соотносит их по цвету, форме, размеру, знакомится с их внутренним устройством. И поэтому я постаралась создать условия для данных игр.
Для этого необходимо следующее:
• Ребенок должен чувствовать, что его любят таким, какой он есть, ребенок должен свободно проявлять свои желания и интересы;
• Необходимо предоставить ребенку возможность свободно брать игрушки и действовать с ними;
• Необходимо поощрять самостоятельность и любознательность ребенка;
• Необходимо постоянно использовать в речи слова, обозначающие цвет, форму и размер предметов.

Игра – диагностика
«Большие и маленькие».
Цель: выявить уровень развития восприятия величины.
Оборудование: набор геометрических фигур (большие и маленькие).
Инструкция: «Покажи мне большие фигуры и маленькие».
Анализ: справился с заданием – высокий уровень,
не справился с заданием – низкий уровень.

Игра – диагностика
«Вырастим елочку».
Цель: выявить умеют ли дети сравнивать предметы по высоте.
Оборудование: два домика – высокий и низкий; две елочки – высокая и низкая.
Ход: у высокого домика вырастить высокую елочку, у низкого – низкую. Спросить какая елочка выросла у каждого домика.
Анализ:
не справился с заданием – низкий уровень,
справился с заданием с помощью взрослого – средний уровень,
самостоятельно выполнил задание – высокий уровень.

Игра – диагностика
«Река и ручеек»
Цель: выявить умеют ли дети сравнивать предметы по ширине.
Оборудование: широкая и узкая полоска бумаги синего цвета одинаковой длины, а также кораблик и лодочка.
Ход: поставь кораблик на широкую полоску, а лодочку на узкую. По какой полоске плывет кораблик, а по какой лодочка?
Анализ: не справился с заданием – низкий уровень,
справился с заданием с помощью взрослого – средний уровень,
самостоятельно выполнил задание – высокий уровень.

Игра – диагностика
«Геометрическое лото»
Цель: выявить уровень развития восприятия формы.
Оборудование: 5 карточек с изображением геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) и по 5 карточек с изображением предметов различной формы: (круглой – мяч, яблоко, арбуз; квадратной – кубик, платок, флаг…).
Инструкция: «Найди предмет такой же формы».
Анализ: 0-1 форма – низкий уровень
2-3 формы – средний уровень
4-5 формы – высокий уровень.

Игра – диагностика
«Много – мало и один»
Цель: выявить умеют ли дети различать понятия: много, мало, один.
Оборудование: 6 машинок, 3 елочки, 1 мячик.
Ход: скажи мне, сколько каких игрушек у меня на столе?
Анализ: не справился – низкий уровень;
справился с заданием с помощью взрослого – средний уровень,
самостоятельно выполнил задание – высокий уровень.

Игра – диагностика
«Построй дорожку»
Цель: выявить уровень восприятия величины.
Оборудование: конструктор «Лего», игрушка зайчик, медвежонок.
Ход: сделай дорожку любой длины, а теперь сделай дорожку длиннее предыдущей. На длинную дорожку поставь медвежонка, на короткую – зайчика. Кто по какой дорожке идет?
Анализ: не справился – низкий уровень;
справился с заданием с помощью взрослого – средний уровень,
самостоятельно выполнил задание – высокий уровень.


Категория: Дидактические игры | Добавил: verohika
Просмотров: 15921 | Загрузок: 0 | | Рейтинг: 4.0/1 |

0

Рекомендуем также:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:





Группа: Гости
Вход
  
Регистрация
  



X Всероссийский творческий конкурс "Весенний марафон"
IV Всероссийский творческий конкурс "Весенняя мастерская"
VII Всероссийский творческий конкурс "Пасхальный перезвон"
IX Всероссийский творческий конкурс "Вечная слава, вечная память!"
Всероссийский творческий конкурс "Очарование цветов"
X Всероссийский творческий конкурс "Планета животных"
X Всероссийский творческий конкурс "Волшебство своими руками"
XIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Новая идея"





© Детский развивающий портал "ПочемуЧка" 2008-2024
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54566 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).

Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
Электронный адрес редакции: info@pochemu4ka.ru
Телефон редакции: +79277797310

Информация на сайте обновлена: 04.05.2024


Реклама на сайте
О нас
Ваши отзывы
Обратная связь
Полезные сайты

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.
Оплачивая товары и услуги нашего сайта, Вы соглашаетесь с договором-oфертой.