Комплекс дидактических игр на развитие зрительной памяти детей старшего дошкольного возраста.
(12.6 Kb)
16.04.2012, 14:17
Вокуева Галина Юрьевна
воспитатель МБДОУ "Детский сад п. Каратайка"
Комплекс дидактических игр на развитие зрительной памяти детей старшего дошкольного возраста.
Вокуева Галина Юрьевна воспитатель МБДОУ «Детский сад п. Каратайка» vokueva64@mail.ru
п. Каратайка 2012 г.
Память – это процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Комплекс предлагаемых дидактических игр поможет развитию зрительной памяти детей старшего дошкольного возраста. Это необходимо, актуально, сегодня в связи с необходимостью улучшения общего развития ребенка, для того чтобы помочь ему лучше усвоить социальные знания и подготовиться к обучению в школе. Факты, отражающие, Государственную политику в жизни человека также подтверждают эту необходимость: 1. «Закон об образовании» говорит о необходимости создания условий для успешного, качественного обучения; 2. «Конвенция о правах ребенка» говорит о необходимости полноценного психического развития и подготовки ко школе, а также воспитания всесторонне развитой личности.
Описание содержания дидактических игр на развитие зрительной памяти детей старшего дошкольного возраста.
Дидактические игры первого этапа:
1. « Кому что нужно для работы»
Дидактическая задача: Закреплять знания детей о профессиях и орудиях труда необходимых каждой из них. Игровое правило: За определенное время правильно разобрать картинки или предметы по темам. Игровые действия: Поиск, складывание картинок или предметов по темам. Ход игры: В садик пришла посылка с картинками или новыми игрушками для игр детей. Открыв посылку, дети определяют, что это предметы необходимые для работы людям разных профессий. Но в дороге все они перепутались и необходимо, разобрать предметы по соответствующим профессиям. Количество профессий и орудий труда может быть разным. ( 8 – 10).
2. « Создай образ»
Дидактическая задача: Упражнять в запоминании геометрических фигур и изображении этих фигур с помощью жестов и поз. Игровое правило: Изображать геометрические фигуры с помощью только жестов и поз. Игровые действия: Запоминать геометрические фигуры, изображать их с помощью жестов и поз. Игровой материал: В актовом зале развешены картины или расставлены игрушки изображающие диких животных. Ход игры: Предложить детям отправится в заповедник, понаблюдать за дикими животными. Громко разговаривать там нельзя, животные могут испугаться. Для передачи информации детям предлагается запомнить условные слова, зашифрованные в геометрические фигуры. В процессе запоминания дети должны изображать позой, жестом каждый из предметов (геометрические фигуры расположены в ряд, от 8 до 10фигур). Как « стирающий» фактор можно использовать прослушивание аудиозаписи с голосами леса. Гуляя по заповеднику, дети делятся впечатлениями с помощью зашифрованных слов – фигур, изображая их позами и жестами. 2 вариант: в горах, когда находишься в зоне видимости, но не слышишь товарища; то же отделочники на высотном здании.
Дидактические игры второго этапа:
1. « Не забудь картинку»
Дидактическая задача: Упражнять в запоминании геометрических фигур, расположенных, на каждой картинке по разному; находить по памяти парную картинку или собирать узор по памяти. Игровые правила: Находить в окружающей обстановке «номер» (набор геометрических фигур) гаража, такой же, как у машины, уметь доказать их сходство. Игровое действие: Поиск знакомых «номеров». Ход игры: Заранее подготавливают несколько парных карточек (номеров) для машин и гаражей. Воспитатель объясняет детям, что они будут играть в подвижную игру « Автомобили». Но сегодня каждый автомобиль получит свой номер ( карточка на веревочке, одевается нашею). Нужно его хорошо запомнить, для того чтобы после игры поставить машину в свой гараж, с таким же номером. -- Сегодня дождливая погода, дороги очень грязные. Грязь так и летит из под колес на номер. Во время игры номера переворачиваются (забрызгиваются грязью). Детям предлагается найти свой гараж, с тем же номером как у машины. -- Номер невидно его « спрятала» грязь. Постарайтесь вспомнить свой номер машины и вы найдете свой гараж. 2 вариант : Сильный ветер перепутал цифры (геометрические фигуры) на номере гаража, нужно его восстановить.
2. « Нарисуй правильно схему»
Дидактическая задача: Упражнять в умении удерживать в памяти рисунки и их образы, воспроизводить их по необходимости в ходе игры. Игровые правила: Запоминать необходимые схемы, правильно их воспроизводить. Игровые действия: Запоминание, воспроизведение, преодоление препятствий. Игровой материал: Карточка№1 с изображением картинок и схем, карточка№2 с изображением только картинок, кубы – модули или любое физоборудование, для полосы препятствий, наушники. Ход игры: Детям предлагают поиграть в разведчиков. Разбившись на группы по два человека – распределяют роли (радист, связной). Все группы, перед выполнением задания, знакомят с шифровальной таблицей (карточка с изображением картинок и схем). Радисты уходят ждать связных в условленное место (конец полосы препятствий). Связные получают «информацию» (карточка№1 на которой обведены 7 – 10 изображений). С собой «информацию» нести нельзя, нужно запомнить. Преодолев полосу препятствий связной зарисовывает запомненные схемы. Радисту необходимо расшифровать схемы (найти на карточке№2 соответствующие рисунки) и передать информацию в «Центр». Играющие дети меняются ролями. 2 вариант: Внести соревновательный элемент – кто из пар быстрее и точнее передаст информацию.
3. « Поможем маме»
Дидактическая задача: Упражнять детей в составлении целого из отдельных частей. Игровое правило: Правильно собирать из частей целое. Игровые действия: Поиск, складывание частей целого. Игровой материал: Рамки – вкладыши Монтессори, из них собираются вазы. Ход игры: Роль мамы может исполнять воспитатель или любой желающий ребенок. Детям объясняют, что их маме нравятся красивые вазы. Их у нее много. Вазы рассматриваются. (вазы расставляются там, где есть опора напр. мольберт, полка). Затем детей отвлекает « стирающее» событие: приходит гость или начинается мультфильм. В это время кот – шалун роняет вазы. Мама огорчается. Детям предлагается порадовать маму, собрать и «склеить» вазы. Как усложняющий момент можно предложить то, что при падении кусочки ваз перемешались.
4. « Кодовый замок»
Дидактическая задача: Упражнять в запоминании узора, в воспроизведении его по памяти. Игровое правило: Входная дверь откроется в том случае, если правильно набран код замка. Игровые действия: Запомнить узор, воспроизвести узор по памяти. Ход игры: Проводится, как часть любой сюжетной игры, где в сюжете необходима дверь. Напр. в сюжетной игре «Дом», перед уходом ребенка на прогулку (школу, магазин и т.п.) мама знакомит его с новым кодовым замком. Объясняет, что если забыть код дверь дома не откроется. С внутренней стороны двери висит схема кода (карточка с узором, состоящим из разноцветных кругов), с наружной – магнитная доска с набором разноцветных магнитов. Возвращаясь с прогулки ребенку необходимо вспомнить и «набрать» правильный код замка. Карточки с рисунком кода можно менять, так же увеличивать количество кружков.
Дидактические игры третьего этапа:
1. «Заколдованный мешочек»
Дидактическая задача: Упражнять детей в различении предметов на ощупь по форме, материалу. Игровое правило: Не подглядывая в мешочек найти необходимый предмет. Игровые действия: Поиск в мешочке определенного предмета. Игровой материал: Мешочек с разнообразными мелкими игрушками и пластмассовыми фруктами (по возможности настоящие). Ход игры: «Дед Мороз оставил (прислал) для малышей мешочек с игрушками. Эти игрушки нужно отдать в ясельную группу, когда туда придут новые детишки. Но это будет еще не скоро. Баба Яга решила снова повредничать и подложила в мешок свежие фрукты (овощи). Фрукты от долгого хранения портятся, испортятся и игрушки. Мешочек она еще и заколдовала, если его открыть, то все исчезнет». Детям предлагается осторожно, не заглядывая в мешочек, на ощупь достать все фрукты (овощи). После того, как все фрукты будут извлечены и мешок расколдован, расспросить детей, какие, по их мнению, в мешочке лежат игрушки. После ответов сравнить их с содержимым мешочка.
2. « Гуляем по поселку»
Дидактическая задача: Закреплять знания о родном поселке, о расположении его основных строений. Игровое правило: За определенное время правильно зарисовать или построить основную улицу поселка. Игровые действия: Строительство основной улицы поселка. Ход игры: Перед проведением игры с детьми проводится целевая прогулка по поселку. После прогулки дети совместно с воспитателем составляют план – схему улицы поселка, отмечают основные строения. Схема вешается в групповой комнате. Несколько дней спустя схему, для проведения игры, дают в среднюю группу. В группу приходят гости ( новые игрушки). Им все интересно посмотреть и садик, и все, что есть рядом с садиком. На улице уже темно и ничего не видно. Схемы тоже нет. Детям предлагается построить улицу из строительного материала. После окончания строительства дети вместе с игрушками «гуляют» по поселку и знакомят гостей с теми строениями, которые есть на главной улице. 2 вариант: схема детского сада, схема участка детского сада.
3. « Магазин»
Дидактическая задача: Учить детей описывать предмет, находить его существенные признаки; узнавать предмет по описанию. Игровое правило: Мама покупает игрушку, если о ней хорошо рассказал ребенок, и она её узнает. Игровые действия: Считалкой выбирают того, кому будут покупать игрушку; описание игрушки. Ход игры: В магазин привезли новые игрушки. Детям мама сможет купить игрушку в том случае если ребенок хорошо, подробно его опишет (сам предмет не называется) и она сможет узнать ее в магазине.
Все права на материалы
сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе
законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта. Оплачивая товары и услуги нашего сайта, Вы соглашаетесь с договором-oфертой.