Дополнительная общеразвивающая программа «Путешествие с палитрой»
Разработчик: Аверкина Галина Николаевна, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД «Кировский Центр детского творчества «Юность»
Материал предназначен педагогам, которые преподают рисование детям 4-6 летнего возраста.
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Путешествие с палитрой» имеет художественно направленность, так как реализация программы основана на приобщение детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к изобразительному искусству.
Дошкольный возраст является своеобразным фундаментом в общем развитии ребенка, в котором закладываются основы всестороннего, гармонического развития. А изобразительное искусство – особая детская активность и наиболее доступный вид познания мира детьми, благодаря которым они могут жить в единстве с природой, создавать - не нанося вреда, преумножать - не разрушая.
Новизна программы заключается в использовании традиционных и нетрадиционных методов и способов развития детского творчества, направленных не только на формирование нравственно-эстетических потребностей и развития художественной культуры, но и на интеллектуальное развитие, а также коммуникативные навыки обучающихся в процессе рисования.
Актуальность программы
Изобразительная деятельность оказывает большое влияние на развитие восприятия, образного мышления и мелкой моторики ребенка. Занятия детей изобразительным искусством совершенствуют органы чувств, развивают умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат понимать прекрасное. Все это особенно важно в настоящее время, когда мир информационных технологий давит на еще неокрепшую психику ребенка. В процессе рисования у обучающихся формируются художественно-творческие способности. В силу того, что во многих общеобразовательных школах на изучение изобразительного искусства отводится ограниченное время, развитие художественно-творческих способностей дошкольников и младших школьников через систему дополнительного образования детей становится особенно актуальным.
Педагогическая целесообразность
Программа предусматривает последовательное изучение методически выстроенного материала. Выполнение поочередности тем и указанных в них задач занятий обеспечивает поступательное художественное развитие ребенка. Возрастные и психологические особенности детей этого возраста позволяют ставить перед ними посильно сложные изобразительные задачи: передавать в рисунках предметы разнообразных форм, величины, пропорции. В программе особое внимание уделено развитию у детей цветового восприятия, которое очень важно как для сюжетного, так и для декоративного рисования
Принцип тематизма в программе является основным. В течение года последовательно рассматривается каждая тема как ведущая. Предлагаемые занятия являются одним из эффективных средств подготовки детей к школе. Все это делает программу педагогически целесообразной.
Цель программы - развитие художественно-творческих способностей обучающихся, способного к творческому самовыражению посредством изобразительной деятельности.
Задачи:
Воспитательные:
- Формировать чувство ответственности, приучать доводить начатое дело до конца;
- Воспитывать культуру поведения
Развивающие:
- Развивать мелкую моторику;
- Развивать творческую активность
- Развивать художественный вкус
Обучающие:
- Обучить элементарным навыкам и умениям изобразительной деятельности:
- правильно держать кисточку, карандаш, выполнять ими формообразующие движения;
- пользоваться изобразительными материалами (гуашевые и акварельные краски, восковые мелки, цветные карандаши и т. д.);
- знать и использовать в работе основы цветоведения;
- рисовать предмет с натуры и по представлению;
- изображать предметы крупно, полностью используя лист бумаги.
- Познакомить с основными жанрами изобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт);
Отличительная особенность программы - заключается в совместном творчестве педагога с обучающимися. Педагог должен не столько передать определенную совокупность знаний, сколько помочь детям сделать самостоятельные выводы и открытия. Создавая проблемную ситуацию, умело управляя ею, педагог своими вопросами подводит обучающегося к рождению нового знания. Этот подход не предусматривает установления однозначных оценок «правильно» и «неправильно», эталонов и идеальных ответов. Обучающиеся могут обсуждать друг с другом разные варианты ответов, деятельности и оценивать их.
Для достижения цели программы активно используются нетрадиционные техники:
- тычок жесткой кистью;
- тычок мятой бумагой;
- оттиск поролоном;
- восковые мелки и акварель;
- свеча и акварель;
- отпечатки листьев;
- рисунки из ладошек;
- волшебные веревочки;
- кляксография;
- монотопия;
- печать по трафарету
Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же эта работа способствует развитию координации движений, внимания, памяти, воображения, фантазии.
Возраст детей.
Программа рассчитана на детей 4-6 лет. В учебные группы принимаются все желающие без специального отбора. При зачислении в детское объединение родители (законные представители) обучающихся представляют медицинское заключение (справку) о состоянии здоровья ребенка и возможности заниматься в данном объединении.
Сроки реализации программы.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Формы и режим занятий.
В процессе реализации программы педагог использует следующие формы организации обучения:
- индивидуально-групповые (педагог уделяет внимание нескольким обучающимся на занятии в то время, когда другие работают самостоятельно);
- дифференцированно-групповые (в группы объединяют обучающихся с одинаковыми учебными возможностями и уровнем сформированности умений и навыков);
- работа в парах;
- фронтальные (фронтально-репродуктивные и фронтально-поисковые).
В ходе реализации программы используются следующие методы обучения:
- Продуктивный (частично-поисковый и исследовательский): упражнения с использованием технологических карт поэтапного выполнения работы, игровые методы, с помощью которых обучающиеся сами находят решения отдельных вопросов и учатся самостоятельно ставить задачи
- Репродуктивный (информационно-рецептивный и репродуктивный): рассказ, беседы, чтение художественных произведений, драматизация, объяснение; наблюдение, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др.
Программа включает в себя 72 часа. Занятия проводятся два раза в неделю, длительность занятия – 30 минут (с динамической паузой – физкультминутка или пальчиковая гимнастика, - 2-3 мин).
Для успешной реализации программы целесообразно объединение в группы численностью от 10 до 12 человек.
Ожидаемые результаты:
В результате реализации программы предполагается достижение определённого уровня овладения детьми изобразительной грамоты. Дети будут знать специальную терминологию, получат представление о видах и жанрах искусства, научатся обращаться с основными художественными материалами и инструментами изобразительного искусства.
К концу обучения по программе дети должны уметь:
- правильно держать кисточку, карандаш, выполнять ими формообразующие движения;
- пользоваться изобразительными материалами (гуашевые и акварельные краски, восковые мелки, цветные карандаши и т. д.);
- определять теплые и холодные, темные и светлые цвета и их оттенки;
- получать простые оттенки (от основного к более светлому);
- рисовать от руки простые фигуры (круги, квадраты, треугольники, овалы и т. д.);
- рисовать предмет с натуры и по представлению, передавая характерные особенности (форму, строение, цвет);
- изображать предметы крупно, полностью используя лист бумаги.
К концу учебного года обучающиеся должны знать:
- названия основных цветов (красный, желтый, синий) и элементарные правила их смешивания;
- применение орнамента в жизни, его значение в образе художественной вещи;
- основные жанры изобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт);
- название материалов и инструментов и их назначение;
- правила безопасности и личной гигиены.
Формы подведения итогов:
В образовательном процессе используются следующие виды контроля:
-входной - проводится в начале обучения по программе, предусматривает изучение личности обучающегося с целью знакомства с ним (наблюдение, устный опрос, анкетирование).
- текущий– проводится после прохождения какой-нибудь темы, для определения уровня освоения программного материала и дальнейшей корректировке действий педагога (наблюдение, устный опрос, творческое задание).
- промежуточный – проводится в середине учебного года с целью определения уровня компетентности обучающихся (наблюдение, творческое задание).
- итоговый – проводится в конце обучения по программе с целью определения качества усвоения программного материала и проводится в виде выполнения творческих заданий, а также оформляется итоговая выставка работ обучающихся.
Учебно-тематический план
1 Вводное занятие
2 Волшебные краски: три основных цвета
3 Золотая осень. Пейзаж
4 Дары осени. Натюрморт
5 Игрушки: животные
6 Игрушки: транспорт
7 Игрушки: куклы
8 Иллюстрация к сказке
9 Узоры на окне: основы декоративной росписи
10 Рисуем человека
11 Мир профессий
12 Космическое путешествие
13 Весна: пробуждение природы
14 Доблестный подвиг советских воинов: создание открытки «С Днем Победы!»
15 Животный мир нашей планеты
16 Итоговое занятие
Содержание программы
1. Вводное занятие
Теория:
Знакомство с детьми. Знакомство с программным материалом. Правила техники безопасности труда. Правила поведения на занятии для обучающихся.
Практика:
Устный опрос. Наблюдение. Выполнение работы в нетрадиционной технике («Ежик»- ладонная техника, рисование мятой бумагой).
2. Волшебные краски: три основных цвета
Теория:
Понятие об основных и составных цветах. Знакомство с цветовым кругом. Правила создания составных цветов путем смешения двух основных. Основные сочетания в природе. Воздействие цвета на человека.
Практика:
Творческие задания:
Работа с палитрой (Смешивание цветов). Создание образных работ с использованием знаний по цветоведению («Осеннее дерево», ладонная техника).
Наблюдение, устный опрос.
3. Золотая осень. Пейзаж
Теория:
Основные краски осени. Составные части дерева, кустарника. Знакомство с пейзажем и произведениями пейзажистов И.Репина, И.Шишкина.
Практика:
Творческое задание: создание осеннего пейзажа по представлению. Наблюдение. Устный опрос.
4. Дары осени. Натюрморт
Теория:
Знакомство с геометрическими фигурами. Распознавание геометрических форм в различных предметах. Закрепление знаний: овощи, фрукты, ягоды. Знакомство с жанром натюрморта и репродукциями натюрмортов.
Практика:
Творческие задание:
Рисование простых геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, овал.
Рисование предмета с натуры (огурец, морковь, яблоко, груша), передавая характерные особенности (форму, строение, цвет). Рисование по представлению грибов. Рисование натюрморта, состоящего из предмета сервировки, фруктов и овощей.
Наблюдение, устный опрос.
5. Игрушки: животные
Теория:
Обогащение представлений о животных в природе. Развитие композиционных умений - вертикальное размещение листа бумаги, рисование головы в верхней части листа, туловища - ниже головы по центру листа, передача пропорций между частями тела. Проведение аналогии между строением разных игрушек (мишка - зайка), сравнение по общему виду и деталям.
Практика:
Творческие задания:
Рисование мягких игрушек по представлению и с натуры. Создание выразительных образов мишутки и зайчика на основе круга и овала.
Наблюдение. Устный опрос.
6. Игрушки: транспорт
Теория:
Знакомство обучающихся с разными видами транспорта: грузовым, воздушным, водным, их многообразием и функциональным назначением.
Практика:
Творческие задания:
Рисование игрушек, изображающих грузовой транспорт с передачей характерных особенностей строения (кабина, кузов, колёса).
Рисование игрушек, изображающих воздушные виды транспорта (обтекаемый корпус, крылья-лопасти).
Создание образа кораблика на основе представления о внешнем виде, строении и назначении.
Наблюдение. Устный опрос.
7. Игрушки: куклы
Теория:
Развитие композиционных умений - вертикальное размещение листа бумаги, рисование крупно, на весь лист, передача пропорций между частями тела.
Практика:
Творческие задания:
Рисование стилизованной игрушки, изображающей человека - неваляшка. Закрепление навыка рисование кругов разной величины.
Создание выразительного образа куклы с передачей характерных черт человека. Экспериментирование в целях получения розового и телесного цвета.
Наблюдение. Устный опрос.
8. Иллюстрация к сказке
Теория:
Знакомство с понятием иллюстрация. Демонстрация иллюстраций к известным произведениям для детей, выполненных в различных техниках художниками: И.Билибиным, Е.Чарушиным, В.Жигаревым.
Практика:
Творческие задания:
Создание иллюстрации к русской народной сказке «Колобок» (восковые мелки и акварель). Создание иллюстрации к сказке Л.Толстого «Три медведя» (метод тычка – печать поролоном, гуашь)
Наблюдение. Устный опрос.
9. Узоры на окне: основы декоративной росписи
Теория:
Дать представления о различных народных промыслах (Дымковские игрушки, хохлома, Городец). Понятия: «орнамент», «ритм», «симметрия», «композиция». Основные правила композиции: объединение по однородным признакам, соблюдение закона ограничения.
Практика:
Творческие задания:
Выполнять элементы росписи. Составлять узоры по мотивам народной росписи. Создание образных работ с использованием знаний о характерных чертах промысла и композиции.
Наблюдение. Устный опрос.
10. Рисуем человека
Теория:
Фигура человека: основные части тела, пропорции тела. Понятия: организм, тело, пропорции, симметрия, эмоции.
Практика:
Творческое задание:
Рисование человека в движении «отрезками». Изображение эмоций.
Наблюдение. Устный опрос.
11. Мир профессий
Теория:
Расширение представлений обучающихся о профессиях людей, важность каждой. Понятия профессия, специальность. Детские литературные произведении о профессиях (С.Михалков «А что у вас?»; В.В.Агафонов, О.Л.Соболева «Путаница о профессиях»). Обсуждение качеств, которыми должны обладать люди разных профессий.
Практика:
Творческие задания:
Рисование человека с основными атрибутами какой-либо профессии (строителя, художника, доктора, учителя, инженера, летчика)
Наблюдение. Устный опрос
12. Космическое путешествие
Теория:
Обобщить знания детей о космосе: планеты солнечной системы и другие небесные тела. Значение солнца, воды, кислорода в жизни на Земле. Освоение космоса человечеством.
Практика:
Творческие задания:
Изображение планет солнечной системы (пропорции, круг, овал), космических кораблей, космонавта, одетого в скафандр. Выполнение творческой работы по теме «Космическое путешествие»
Наблюдение. Устный опрос.
13.Весна: пробуждение природы
Теория:
Обобщение знаний о природных явлениях, связанные с приходом весны.
Строение дерева, кустарника. Строение цветка (повторение понятий: пейзаж, натюрморт)
Практика:
Творческие задания:
Рисование с натуры красками весенних цветов. Рисование деревьев, кустарников. Так же выполнение работ в нетрадиционной технике (тычка, монотипии)
Наблюдение. Устный опрос.
14.Доблестный подвиг советских воинов:создание открытки «С Днем Победы!»
Теория:
Беседа по теме Великая Отечественная война. «Невский пятачок».
Символы: георгиевская ленточка, пятиконечная звезда, красный стяг, военная техника, орден, медаль.
Практика:
Творческие задания:
Рисование символов ВОВ: георгиевская ленточка, пятиконечная звезда, красный стяг, военная техника, орден, медаль . Создание открытки «С Днем Победы!»
Наблюдение, устный опрос.
15. Животный мир нашей планеты
Теория:
Многообразие животного мира. Важность каждого вида животного в природе.
Практика:
Творческие задания:
Изображение животных, с помощью геометрических фигур – круга, овала, соблюдая пропорции. (Черепашка, львенок, слон, обезьяна, крокодил).
Наблюдение. Устный опрос.
16.Итоговое занятие
Теория:
Подведение итогов работы за учебный год.
Практика:
Игровая программа. Творческое задание. Выставка работ.
Техническое оснащение занятий:
- столы и стулья по количеству обучающихся
- школьная доска
- простые карандаши
- бумага для рисования
- акварельные краски, гуашь;
- восковые
- свеча;
- ватные палочки;
- поролоновые печатки;
- коктельные трубочки;
- палочки для процарапывания;
- матерчатые салфетки;
- стаканы для воды;
- подставки под кисти; кисти.
Словарь терминов
Акварель - (франц. aquarelle, от лат. aqua — вода), краски (обычно с клеем), разводимые в воде и легко смываемые ею. Основные качества живописи акварелью — прозрачность красок, сквозь которые просвечивают тон и фактура основы (чаще всего бумаги), чистота цвета.
Блик – элемент светотени. Наиболее светлое место на освещенной (блестящей) поверхности предмета. С переменой точки зрения блик меняет свое местоположение на форме предмета.
Восковые мелки имеют насыщенные мягкие яркие цвета, в их состав входит воск. Мелками можно быстро закрасить большую поверхность, особенно если положить мелок плашмя. Воск дает широкую фактурную линию с небольшими просветами. Изменяя нажим, можно получать разные тона одного и того же цвета. Восковые мелки при смешивании не дают плавных переходов. Мелки довольно твердые, но во время рисования при слишком сильном нажиме могут сломаться. Используются для рисования по бумаге и картону. Подходят для изображения неоднородно окрашенных поверхностей: стен, травы, деревьев, деревянных предметов.
Гуашь – водная краска, обладающая большими красящими возможностями. Краски после высыхания быстро светлеют и необходимо умение предвидеть степень изменения их тона и цвета. Гуашевыми красками пишут на бумаге, картоне, работы имеют матовую бархатистую поверхность.
Декоративное искусство – создание и художественное оформление изделий, применяемых в общественном и частном быту (посуда, мебель, одежда, ковры и т. д.).
Дополнительные цвета – два цвета, дающие белый при оптическом смешивании (красный с голубовато-зеленым, оранжевый с голубым, желтый с синим, фиолетовый с зеленовато-желтым, зеленый с пурпурным). При механическом смешивании этих пар дополнительных цветов получаются оттенки с пониженной насыщенностью. Дополнительные цвета называются также контрастными.
Живопись – один из главных видов изобразительного искусства, передающий многообразное многоцветие окружающего мира. По технике исполнения живопись подразделяется на масляную, темперную, фресковую, восковую, мозаичную, витражную, акварельную, гуашевую, пастельную. По жанрам различают живопись станковую, монументальную, декоративную, театрально-декоративную, миниатюрную.
Изобразительное искусство — искусство, связанное со зри¬тельным восприятием и создающее изображения видимого мира на плоскости и в пространстве; таковы живопись, графика, скульптура.
Иллюстрация — наглядное изображение, поясняющее текст.
Карандаш — в технологии рисунка — материал и инструмент для рисования в виде палочки и специальных красящих веществ, обычно оправленных в дерево. Современные графитные К., состоя¬щие из минерала графита и примеси глины, выпускаются разной степени твердости (М — мягкие и Т — твердые). К., изготовлен¬ные из порошка жженой кости с растительным клеем, известны под названием итальянские К. (угольные).
Картина – живописное произведение, самостоятельное по назначению. Картины различаются по жанрам. В отличие от этюда картина может отразить действительность с наибольшей глубиной, в законченной и продуманной в целом и в деталях форме.
Квадрат - (от лат. quadratus — четырехугольный), прямоугольник с равными сторонами.
Кисть - основной инструмент в живописи и многих видах графики. Изготовляются из обезжиренного волоса или шерсти; Кисти бывают жесткие (щетинные) и мягкие (колонковые, беличьи). В гравюре употребляют стеклянные и проволочные кисти.
Композиция (сочинение, составление, расположение) — целенаправленное построение художественного произведения, де¬лающее замысел художника более доходчивым и впечатляющим.
Основные принципы построения К.— это подчеркивание, выделе¬ние основного через связь с второстепенным и изъятие незначи¬тельного. Основной
закономерностью построения К. является борь¬ба противоположностей: большого — малого, светлого — темно¬го, холодного — теплого, статичного — динамичного.
Контраст – распространенный художественный прием, представляющий собой сопоставление каких-либо противоположных качеств, способствующих их усилению. Наибольшее значение имеет цветовой и тональный контраст. Цветовой контраст обычно состоит в сопоставлении дополнительных цветов или цветов, отличающихся друг от друга по светлоте. Тональный контраст – сопоставление светлого и темного. В композиционном построении контраст служит приемом, благодаря которому сильнее выделяется главное и достигаются большая выразительность и острота характеристики образов.
Контур – изобразительное средство в виде ограничивающей форму линии.
Набросок – быстрый рисунок. Трактовка форм в наброске обычно отличается значительной обобщенностью, так как его цель – дать лишь общее представление о натуре. Набросок часто имеет самостоятельное значение, но могут быть и подготовительные наброски для картины.
Натура (в изобразительном искусстве) – объекты действительности (человек, предметы, ландшафт и т.д.), которые художник непосредственно наблюдает при их изображении. В выборе натуры и ее интерпретации проявляются мироощущение художника, его творческая задача. Непосредственно с натуры выполняются этюды, наброски, зарисовки, часто – портрет, пейзаж, натюрморт.
Натюрморт – жанр изобразительного искусства (главным образом станковой живописи), который посвящен изображению окружающего человека мира вещей, композиционно организованных в одну группу. Кроме неодушевленных предметов в натюрморте могут изображаться объекты природы, изолированные от естественных связей и тем самым обращенные в вещи (рыба на столе, цветы в вазе и т.д.).
Овал (от лат. ovum — яйцо) - выпуклая замкнутая плоская кривая без угловых точек. При этом под выпуклостью понимают свойство кривой иметь с любой прямой не более двух (действительных) общих точек. Примером овала может служить эллипс.
Окружность - замкнутая плоская кривая, все точки которой одинаково удалены от ее центра
Основные цвета — три цвета, смешением которых в разных пропорциях можно получить любой цвет. Набор основных цветов образует трехмерную колориметрическую систему. Число возможных систем основных цветов бесконечно, хотя не любые три произвольно выбранных различных цвета могут служить основными цветами — ограничением является условие, чтобы ни один из них не мог быть представлен в виде суммы оттенков двух других. На практике основными цветами являются красный, зеленый и синий; в многоцветной печати и в цветной фотографии, где для воспроизведения цветов используется более сложный процесс субтрактивного их синтеза — пурпурный (синевато-красный), голубой (зеленовато-синий) и желтый. Понятие «основные цвета» и основанные на нем соотношения используются в теоретической и практической колориметрии. Однако аппарат трехмерных систем недостаточен для решения ряда тонких и сложных проблем, связанных с измерением и количественным выражением цвета.
Пейзаж – вид, изображение какой-либо местности; в живописи, графике – жанр и отдельное произведение, в котором основной предмет изображения – природа.
Портрет – жанр изобразительного искусства, а также произведение, посвященное изображению определенного человека или нескольких людей (парный, групповой портрет и т.д.).
Рисунок – какое-либо изображение, выполняемое от руки с помощью графических средств: контурной линии, штриха, пятна. Различными сочетаниями этих средств в рисунке достигаются пластическая моделировка, тональные и светотеневые эффекты. Рисунок, как правило, выполняется одним цветом либо с более или менее органичным использованием разных цветов.
Светотень – градация светлого и темного, соотношение света на форме. Светотень является одним из средств композиционного построения и выражения замысла произведения. Благодаря светотени зрительно воспринимаются и передаются в произведении пластические особенности натуры. В натуре характер светотени зависит от особенностей формы и материала предмета. В произведениях искусства светотень подчиняется общему тональному решению. Градация светотени: свет, тень, полутень, рефлекс, блик.
Симметрия – такое строение предмета или композиции произведения, при котором однородные части располагаются на одинаковом расстоянии от центральной оси любого объекта, занимающего центральное положение по отношению к ним. Подобная композиция чаще всего встречается в декоративно-прикладном искусстве. Нарушение симметрического строения у объектов, которым свойственно наличие симметрии, называется асимметрией.
Треугольник - часть плоскости, ограниченная тремя отрезками прямых (сторонами треугольника)
Фломастеры заправлены специальными чернилами. Фломастер дает равномерный цвет без оттенков. Детям легче рисовать фломастерами, чем карандашами, потому что они легко оставляют след на бумаге. Следует напоминать детям закрывать фломастеры колпачками, иначе они быстро засохнут. Желательно использовать фломастеры для рисования на гладкой бумаге. Если цветом требуется залить большую поверхность, используется штриховка. Фломастеры подходят для рисования мелких ярких деталей и контурной обводки предметов. Один из главных плюсов фломастеров по сравнению с карандашами состоит в том, что ребенок не может стереть линию и нарисовать другую, ему приходиться сразу продумывать свой рисунок.
Фон (в натуре и в произведениях искусства) – любая среда, находящаяся за объектом, расположенным ближе, задний план изображения. В произведениях изобразительного искусства фон может быть нейтральным, лишенным изображений или включать изображение (изобразительный фон).
Штрих – одно из изобразительных средств в рисунке. Каждый штрих представляет собой линию, проведенную одним движением руки. Приемы работы штрихом разнообразны. Используются штрихи разной длины, силы и частоты, положенные в различных направлениях. При этом в зависимости от характера работы штрихи могут выглядеть как отдельные линии или сливаться в сплошное пятно.
Информационный и справочный материал, специальная литература:
1. Виноградова Г. Уроки рисования с натуры. – М., 1980.
2. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - М., 1999 г.
3. Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. – М., 1995
4. Доронова Т.Н. Обучение дошкольников рисованию, лепке, аппликации в игре. – М., 2002
5. Дубровская Н.В. Рисунки, спрятанные в пальчиках. Наглядно-методическое пособие. -СПб., 2003.
6. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. - М.,2008
7. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись: Практ. пособие. -М., 1992.
8. Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию.- М., 1991 г.
9. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. 3-е изд., перераб. и доп. -М., 1994.
10. Косминская, В.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. – М., 2007.
11. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. - М., 1998.
12. Работа с натурой: Уроки мастерства. Школа рисования. – М., 2006.
13. Рожкова Е.Е., Херсонская Е.Л. Рисование. -М., 1964.
14. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов худож.-граф. фак-тов педин-тов. 3-е изд., доп. и перераб. - М., 1998.
15. Терентьев А.Е. Рисунок в педагогической практике учителя изобразительного искусства: Пособие для учителей. 2-е изд., доп. и перераб. - М., 1979.
16. Флерина, Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. – М., 2006
17. Швайко, Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду . - М., 2006.
18. Этюды об изобразительном искусстве. Сост. Н.И.Платонова, В.Ф.Тарасов. –М., 1993.
19. www.art-urok.ru
20. www.mtdesign.ru
21. www.dobrieskazki.ru
22. www.fizkult-ura.ru
|